Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина завершил исследование полотна «Христос и грешница» из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника и подтвердил авторство итальянского художника Антиведуто Грамматики. Анализ картины осуществлен группой специалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина, в числе которых реставраторы, технологи и искусствоведы. 

4 июня в музее картину представили публике. С краткой речью выступила директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, рассказав о том, насколько своевременно изучение запасников музеев и всего нашего наследия, которые хранят такие редкие и удивительные шедевры.

Полотно «Христос и грешница» находилось в коллекции представителя древнего дворянского рода, отставного полковника лейб-гвардии Гусарского полка Владимира Семеновича Храповицкого. А вот в собрание будущего Владимиро-Суздальского музея-заповедника работа поступила как «картина неизвестного художника эпохи Позднего Возрождения». 

В 2021 году исследователь из Нижнего Новгорода, кандидат искусствоведения С. С. Акимов впервые выдвинул аргументы в пользу авторства Антиведуто Грамматики. Уже в 2023 году специалисты из Санкт-Петербурга в Лаборатории изучения культурного наследия ИТМО подтвердили оригинальный, т. е. некопийный характер живописи. А специалисты ГМИИ им. А. С. Пушкина завершили комплекс исследования картины: принадлежащее к собранию Владимиро-Суздальского музея-заповедника полотно «Христос и грешница», созданное в начале XVII века художником Антиведуто Грамматикой, другом и последователем Караваджо, без сомнения, принадлежит к числу не только значимых, но и редких произведений итальянской живописи эпохи раннего барокко.

Посмотреть и вдохновиться картиной можно будет в зале итальянской живописи XVII века до 22 сентября 2024 года. А вот получить бесценные знания от Виктории Марковой, руководителя проекта, доктора искусствоведения и главного научного сотрудника ГМИИ им. А. С. Пушкина, повезло мне и немногим счастливчикам 4 июня на ее лекции в Итальянском дворике музея.