
Я шёл на «Сотворение мира» Гайдна с внутренней молитвой, чтобы все удалось, потому что я очень люблю это грандиозное произведение и люблю Гайдна этого периода. Вместе с Государственным камерным оркестром России под управлением дирижера Филиппа Чижевского её исполнили ансамбль Questa musica и солисты Елене Гвритишвили, Борис Степанов и Игорь Подоплелов. В основе оратории — библейский сюжет. Первая и вторая части — о создании мира Богом. О ней повествуют архангелы. Третья рассказывает про Адама и Еву до их изгнания из Рая. Произведение композитор сочинил для солистов, хора и оркестра. Я чувствовал, что яркий представитель классицизма Йозеф Гайдн должен удастся у Филиппа Чижевского, и ни разу не ошибся.

Как я выяснил потом, было очень много длительных репетиций, и тут важно понять саму личность дирижера. Я делю людей на два типа властной воли. Одна воля принуждающая: я хочу, чтобы ты любил, то что я люблю. Другая воля паритетная, когда я делюсь своей радостью и призываю разделить её со мной. Так вот, для меня дирижёр Филипп Чижевский, это человек нового формата, который объединил в себе большой гуманизм, человеколюбие и при этом невероятную любовь к музыке. Это есть в музыке и в том, как он несет себя: в его лучезарном и благородном взгляде, но не победителя, а человека, который действительно понимает, что такое делиться радостью, то что мы, слушатели, с ним как бы в одной лодке и находимся в сотворчестве.

Поэтому все оркестранты его сообщники. Отрадно, что на этом концерте была премьера Филиппа как художественного руководителя Государственного академического камерного оркестра. Для меня еще лакмусовой бумажкой стало наблюдение, как тряс своей прекрасной шевелюрой концертмейстер духовой группы Юрий Гинзбург. Великолепный музыкант, кларнетист, композитор, он играл у меня в Музыкальной гостиной. Я видел, как он наслаждается и дирижирует вместе с Филиппом всем своим телом, как и все остальные музыканты оркестра. Какие точные сфорцандо, какие точные диминуэндо!

Мои друзья, которые были со мной на концерте, вопрошали: «Вот мы же видим, что музыканты прекрасно знают свои партии, зачем же тогда нужен дирижер?». Так вот за этими лёгкими, изящными «маханиями крыльев» стоит огромная работа. Сколько было репетиций сыграно для того, чтобы это огромное полотно воплотить в жизнь! Зная, какой Филипп трудолюбивый и точный в том, что касается музыкального ремесла, я представляю, сколько всего было сделано до того, как выйти на сцену.

После концерта у нас есть традиция идти за кулисы и выражать свое восхищение от услышанного. Мы благодарили Филиппа за образ тонкого вкуса, благородства и изящных манер, который он несет в мир. За радость прикоснутся к великой музыке. Концерт удался. Гайдн прозвучал именно так, как и должен звучать. И я думаю, если бы великий старик Гайдн был жив, он бы долго обнимал Филиппа и был бы доволен концертом.