Себестоимость производства одной бутылки обходится примерно в 200 рублей — это затраты на виноград, оборудование, технологические процессы, работников и так далее. Еще 30 рублей составляют логистика и доставка. И около 50 — акцизы и налоги. Таким образом, минимальная себестоимость одной бутылки вина — примерно 280 рублей. Но реальная цена всегда будет выше, потому что есть дополнительные затраты, например на маркетинг и рекламу. Выходит, что уже сейчас бутылка качественного российского вина не может стоить дешевле 400 рублей. При этом «Абрау-Дюрсо», ведущий производитель российских вин, с мая поднимает цены на 7–35%. О похожих планах заявили еще несколько компаний. Грядущее подорожание связано с несколькими причинами.
- Повышение акциза
Акциз на вино — это налог, который взимается с производителя или импортера за производство или ввоз в страну вина. Сейчас его размер в России составляет 34 рубля за литр. Но с 1 мая он вырастет в три раза — до 108 рублей. В следующем году он может подняться до 112 рублей за литр, а в 2026 году — до 116.
2. Удорожание производства и сырья
Производство вина в России зависит от импорта стекла для бутылок, бумаги для этикеток и пробок. Кроме того, нужны саженцы, бочки и другие материалы, которые тоже приходится импортировать, потому что своих не хватает. Затраты на все это растут — главным образом, из-за инфляции и политических событий. Например, изменилась логистика: ввозить в Россию стало дороже и дольше. Поэтому виноделам приходится подстраиваться под новую ценовую политику и искать иные транспортные пути.
3. Погода
Стоимость сырья для производства вина также зависит от погоды. Например, неблагоприятные погодные условия могут снизить урожай винограда и, как следствие, увеличить его стоимость. Так случалось в 2021 году — из-за климатических проблем виноград подорожал на 30%. Производители, которые закупали этот виноград, были вынуждены поднять цены на свое вино. Вина из урожая этого года уже есть на полках и продолжат поступать в продажу.
4. Влияние курса валют
Некоторые товары доступны только у зарубежных поставщиков. Например, качественную натуральную пробку из коры пробкового дерева делают только в Португалии и Испании. Нашим же виноделам приходится ее закупать.
В России всего несколько заводов, которые производят дубовые бочки для выдержки вина, но они не всегда дают нужный производителю вин стиль. Поэтому виноделы закупают французские, итальянские и американские бочки.
Наконец, саженцы — тоже одна из статей расхода винных домов. В России не всегда есть саженцы нужных виноделам сортов.
15% стоимости этих товаров зависит от курса валюты. Поэтому нестабильность рубля заставляет поставщиков закладывать в итоговую стоимость затраты, которые могут быть увеличены при изменении курса в худшую для российской валюты сторону. Так, в марте 2022 из-за падения рубля подорожало импортное оборудование, поэтому российские производители алкоголя подняли стоимость напитков на 25–30%.
Повышение цен на вино неизбежно. Поэтому осталось только наблюдать, как отреагирует на него потребители. Возможно, некоторые из них не захотят тратить больше, поэтому начнут жертвовать качеством покупаемого вина или будут переключаться на другие более дешевые алкогольные напитки.