Цифровые технологии легли в основу многих инструментов по борьбе с пандемией и ее экономическими последствиями. Среди ключевых направлений: мониторинг заболеваемости и прогноз распространения вируса, диагностика и телемедицина, обеспечение непрерывности процесса образования и удаленной работы, поддержка сотрудничества и кооперации, информирование и социальная поддержка граждан.

По мнению экспертов, основную поддержку в постковидный период получат такие технологические направления, как ИИ, 5G, инновационные медицинские технологии.

За несколько месяцев пандемии появилось новое направление применения цифровых технологий – CovidTech. Более одной тысячи инициатив в этой области представлено на глобальной карте инноваций StartupBlink. Интерес компаний в США, Британии, Австрии, Канаде связан с финансовой поддержкой частных, государственных и международных фондов и программ, ориентированных на поиск средств борьбы с коронавирусом.

Одним из главных инструментов борьбы с ростом заболеваемости стали системы отслеживания и контроля перемещений. Сейчас специалисты по всему миру ищут новые форматы, как обеспечить безопасность граждан из-за возможности возникновения второй волны коронавируса. В Китае уже есть примеры трансформации приложений для отслеживания и диагностики COVID-19 в сервисы ведения медицинского профиля граждан.

Медицинские приложения также составляют важную часть экосистемы мобильного здравоохранения. Они доказали свою эффективность при профилактике, ранней диагностике и подключении пользователей к местным службам здравоохранения. Сейчас появляются новые приложения по отслеживанию COVID-19, которые все чаще разрабатываются с открытым исходным кодом. Такие продукты вместе создают технологические компании, научные организации, медики и власти.

По мере распространения вируса резко вырос спрос на облачные видеоконференции и онлайн-обучение. Например, китайские Youku и Ding Talk запустили программу «Обучение дома», чтобы предоставить студентам безопасную среду обучения и удобные образовательные инструменты.

Минтранс Канады планирует перейти к дистанционной занятости своих сотрудников. В будущем на «удаленке» будут трудиться большинство из шести тысяч работников ведомства.

Сейчас особое значение приобретают информационные сервисы по своевременной помощи в экстренных ситуациях. В Китае появились тысячи групп WeChat среди сообществ, компаний и неправительственных организаций, которые связывают нуждающихся с теми, кто может помочь. Международные проекты, такие как COVID-19 Telehealth Clinic, представляют онлайн-платформу для получения помощи в борьбе с коронавирусом, если у людей нет доступа к медикам — видеочаты с волонтерами, которые помогут ответить на все вопросы.

Необходимость объединения усилий для борьбы с COVID-19 стимулирует расширение технологического сотрудничества между компаниями, НИИ и властями.

Китайская Alibaba Cloud бесплатно предоставила свои вычислительные мощности для ИИ государственным исследовательским учреждениям по всему миру, чтобы ускорить разработки новых лекарств и вакцин против вируса. Сервис такси Didi открыл доступ к ресурсам облачных вычислений. В США Белый дом в партнерстве с IBM, Google, Amazon и Microsoft решили помочь исследователям выполнять большое количество вычислений по эпидемиологии, биоинформатике и молекулярному моделированию с помощью высокопроизводительных систем.

По мере спада остроты пандемии большинство стран фокусируются на восстановлении экономического роста и формировании системы стабильного функционирования. Ведущие глобальные игроки разрабатывают масштабные планы финансовой поддержки с акцентом на дальнейшее развитие цифровых технологий.

Полный текст исследования доступен в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс.