Поддельные ископаемые раковины и лягушки, 1745 год
Фото: SSPL / Getty Images
Поддельные ископаемые раковины и лягушки, 1745 год

Темный силуэт обмана

В 1931 году итальянский инженер Гуалтьеро Адами, работавший над реконструкцией дорог, мостов и других сооружений в Доломитовых Альпах, принес в местный музей окаменевший скелет маленькой рептилии. Геолог Джамбаттиста дель Пиаз дал находке название Tridentinosaurus antiquus, что с латыни переводится как «древняя ящерица из Трентино».

Окаменелость возрастом 280 миллионов лет долгое время считалась древнейшей в Альпах — и одной из первых известных ящериц на планете. Особенную ценность находке придавал темный силуэт вокруг костей — остатки мягких тканей, которые почти никогда не сохраняются. Палеонтологи предполагали, что ящерица погибла из-за извержения вулкана, поэтому ее кожа оставила такой след на камне.

Древняя ящерица из Трентино
Фото: Wikipedia / CC BY-SA 4.0
Древняя ящерица из Трентино

Неудивительно, что Валентина Росси из Университетского колледжа Корка в Ирландии радовалась возможности изучить редчайший образец. Росси и ее коллеги собрались узнать состав и строение мягких тканей животного, используя сканирующую электронную микроскопию, кристаллографию, спектроскопию, исследования в ультрафиолете и 3D-моделирование.

К разочарованию ученых, в образце не оказалось меланина или других пигментов, а гранулы «остатков кожи» подозрительно напоминали поверхность старинных картин. И тут обман был раскрыт: отпечатки мягкой ткани на фрагментах подлинного скелета кто-то… нарисовал костяной чернью. Так называют краску, которую делают из обугленных костей. О печальном открытии ученые сообщили в номере журнала Palaeontology за 15 февраля.

Волшебник Суссекса, затерянный мир и крикет

Подкрашенный скелет ящерицы не единственный подобный случай. Один из самых громких скандалов связан с английской деревушкой Пилтдаун. В ее окрестностях археолог Чарльз Доусон и хранитель Британского музея Артур Вудворд в 1912 году обнаружили фрагменты черепа «недостающего звена» в эволюции человека. Примат жил около миллиона лет назад и обладал большим мозгом, как у современных людей, и массивной челюстью, как у обезьян. Вместе с черепом ученые нашли обработанную кость слона, которую они, к восторгу британской публики, в шутку объявили прообразом биты для крикета.

Правда вышла на поверхность только в 1953 году, когда череп исследовали анатом Уилфрид Ле Гро Кларк, геолог Кеннет Оакли и антрополог Джозеф Вайнер. «Волшебник из Суссекса, как прозвали талантливого и везучего Доусона коллеги-искатели артефактов, приделал челюсть орангутана или шимпанзе к черепу человека современного типа, жившего всего 5 тысяч лет назад. Зубы сохранили следы обработки напильником, а «бита» — отметины ножа. Сообщниками Доусона могли быть участники раскопок Артур Вудворд и Пьер Тейяр де Шарден, религиозный философ, эволюционист и известный шутник (да, и такие бывают). Артур Конан Дойл тоже частенько играл в гольф в Пилтдауне и мог присоединиться к авантюре. По крайней мере один из персонажей конандойловского «Затерянного мира» прямо заявляет: «Подделать кость знатоку не сложнее, чем фотографию».

Мистер Марстон демонстрирует, что пилтдаунский череп на самом деле сравнительно недавнего происхождения и состоит из останков человека и орангутанга
Фото: Maurice Ambler / Picture Post / Hulton Archive / Getty Images

Нужно признать, что искатели предков Homo sapiens поддавались искушению с завидной регулярностью. К примеру, Гарольд Кук в 1924 году обнаружил высшего примата на своем ранчо в Небраске, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что он принадлежал пекари. Однако мало кто может тягаться с удивительным наследием «волшебника», среди находок которого ученые позднее насчитали 38 подделок — и все это до случая с Пилтдаунским человеком.

Пазл китайского крестьянина

Еще одно «недостающее звено», на этот раз между динозаврами и птицами, в 1999 году представило публике Национальное географическое общество США. Окаменелость возрастом 125 миллионов лет получила название Archaeoraptor liaoningensis — в честь провинции Ляонин, где ее в 1997 году обнаружил китайский крестьянин. Находка нелегальным путем попала в США. Узнав об этом, Стивен Черкас, директор Музея динозавров в штате Юта, собрал 80 тысяч долларов, чтобы выкупить и как следует изучить образец, напоминающий птицу с зубами. Именно он рассказал об археорапторе Национальному географическому обществу.

Пока рецензенты научных журналов медлили и совещались, популярное издание National Geographic поспешило опубликовать статью о находке. Вскоре китайский ученый Сюй Син обнаружил хвост Archaeoraptor liaoningensis… присоединенным к другому телу. Оказалось, что крестьянин или перекупщики составили археораптора из двух частей: верхняя принадлежала ископаемой птице янорнис, а нижняя — микрораптору. Событие сильно ударило не только по карману Стивена Черкаса, который так и не смог окупить свои вложения, но и по безупречной прежде репутации National Geographic. По аналогии с другой знаменитой подделкой археораптора из Ляонина журналисты прозвали «пилтдаунской курицей».

Фото: Archaeoraptor Paleozoological Museum of China / Wikipedia / CC BY-SA 4.0

Лишь в 2015 году ученые описали близкое к «промежуточному звену» животное из группы Aphanosauria, сестринской для прародителей современных пернатых и предковой для динозавров. Teleocrater rhadinus, живший 245 миллионов лет назад, сочетал анатомические черты птиц и крокодилов — от последних незадолго до этого ответвилась «динозаврово-птичья» линия (напомним, что современные пернатые — это ныне живущие динозавры).

Примитивный гепард и немного клея

В конце 2008-го — начале 2009 года Пер Кристиансен из Зоологического музея Копенгагена и Джи Мазак из Шанхайского музея науки и технологий опубликовали в научном журнале PNAS статью о черепе гепарда, который обитал в Китае около 2,5 миллиона лет назад. Древнейший предок гепардов, получивший название Acinonyx kurteni, сочетал в себе примитивные и «продвинутые» черты. Находка поразила ученых, ведь до этого родиной животных считалась Северная Америка.

Прочитав научную статью, Дэн Тао из китайского Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии сразу заподозрил неладное. По его словам, на опубликованных иллюстрациях видны гипсовые фрагменты. Со стороны темени фальсификаторы склеили кости таким образом, чтобы имитировать черты современных гепардов, но при этом допустили несколько неточностей. Мнение коллеги подтвердил и известный во всем мире эксперт по черепам млекопитающих Цю Чжань Сян.

Джордж Стаббс «Спящий гепард»,  1724–1806 гг.
Фото: Sepia Times / Universal Images Group / Getty Images
Джордж Стаббс «Спящий гепард»,  1724–1806 гг.

Джи Мазак отказался предоставить находку для независимой экспертизы. Даже ведущий автор статьи Кристиансен не видел черепа в реальности. В 2012 году Дэн Тао наконец получил доступ к окаменелости и доказал свою правоту. Вживую подделка выглядела еще грубее, чем на фото: некоторые части черепа были сделаны из ребер, а резцы оказались коренными зубами другого животного. Кроме того, Мазак неверно указал возраст черепа и регион его происхождения. В итоге научный журнал PNAS отозвал публикацию о находке. Многие СМИ не последовали его примеру: в The Guardian, Live Science, NBC.News и «Известиях» новости об «открытии» так и остались без исправлений.

Завидное постоянство дало трещину

Не обошли мошенники вниманием и беспозвоночных. Одна из таких историй обмана началась в середине XIX века, когда британский коллекционер купил застывшую в янтаре муху из Балтийского региона. Много лет она переходила из рук в руки, пока в 1922 году наконец не оказалась в коллекции Музея естественной истории в Лондоне среди тысяч аналогичных образцов. Ученые оценили возраст насекомого в 38 миллионов лет, что делало его одним из древнейших известных представителей семейства настоящих мух. В 1966 году палеонтологи заметили, что находка поразительно похожа на современную муху Fannia scalaris (на английском ее зовут «туалетной мухой» или «мухой из отхожих мест»).

Эндрю Росс, специалист по древним насекомым, в 1993 году нашел этому сходству неожиданное объяснение: все потому, что это и есть Fannia scalaris. И жила она не 38 миллионов лет назад, а в XIX веке. Росс изучал муху под микроскопом и заметил в янтаре небольшую трещинку. Сначала ученый испугался, что повредил образец под горячей лампой, но, осмотрев его со всех сторон, он увидел такие же линии. Внутри янтарной капли оказалась вогнутая сфера. Это был классический дублет — ювелирная техника подделки драгоценных камней. Два тонких полушария из настоящего балтийского янтаря покрывали полупрозрачную закрепляющую среду, куда неизвестный умелец поместил муху.

Работа была настолько тонкой, что палеонтологи и энтомологи не подозревали о подвохе почти полтора века. Напоследок этот шедевр ювелирного мастерства получил еще одну минуту славы: уже после «разоблачения» подделки вышел учебник энтомологии, где знаменитая муха упоминается за свое поразительное сходство с ныне живущими двукрылыми.

Масштабы бедствия

Сенсационные примеры из этой статьи — только верхушка айсберга. Трилобиты с рынков Марокко, скелеты млекопитающих эпохи плейстоцена и яйца динозавров, популярные среди туристов и любителей палеонтологии, очень часто оказываются подделками. Население богатых ископаемыми регионов массово ищет и фальсифицирует окаменелости в надежде разбогатеть. От ошибок не застрахованы и профессионалы: 80% окаменевших морских рептилий в китайских музеях — подложные или видоизмененные

Окаменевшая бразильская хищная рыба из рода Cladocyclus
Фото: Science 2.0
Окаменевшая бразильская хищная рыба из рода Cladocyclus

Некоторые коллекционеры, как китайский магнат Чжэн Сяо Тин, обладатель крупнейшего в мире собрания ископаемых динозавров, в открытую не гнушаются услугами «черных копателей». Около половины его окаменелостей не имеют надлежащих документов, а их возраст нельзя установить. Другая сторона медали — незаконная продажа настоящих образцов. Порой исследователи не могут легально вывезти собственные находки. Но это не мешает окаменевшим бразильским хищным рыбам из рода Cladocyclus периодически всплывать на черном рынке, а скелетам монгольских тарбозавров — появляться на лондонских и нью-йоркских аукционах.

Любители наживы наводнили отрасль сравнительно недавно, и пока ни ученые, ни законодатели не адаптировались к взрывному росту количества подделок. Но одна из главных особенностей науки (и палеонтологии в том числе) — стремление перепроверять себя. Благодаря новым методам исследований и современному оборудованию делать это становится все легче. Поэтому фальшивка, тем более та, что пытается пошатнуть научные устои, не будет жить вечно.

Автор: Екатерина Мищенко