
«Надеюсь, что он никому не понадобится»: Иван Шкиря — о сервисе маркировки иноагентов «Слеза»

Все просто зажмурились
Когда история с обязательной маркировкой иноагентов, экстремистов и террористов начала набирать обороты, я был вынужден срочно решать задачу, так как у моего основного бизнеса — платформы лид-менеджмента Callibri — был и есть сильный, популярный блог, который ежемесячно читают десятки тысяч человек. Тогда же мы с командой задумали собственное бренд-медиа «Бриф», которое запустили в сентябре 2023 года. Контент у нас выходит регулярно, и его немало. Маркировать любые упоминания запрещенных лиц и организаций надо. К тому же реестры Минюста РФ и ФСБ РФ постоянно обновляются: одни имена добавляются, другие — исключаются. Регулярно мониторить данные и перепроверять сотни имен и названий в списках — практически (в смысле на практике) невозможно. А риски многомиллионных штрафов остаются.

Так я пошел советоваться с друзьями из медиа. В ответ развели руками: «Популярных иноагентов мы знаем, и помечаем их сами». Спросил: «А с ранними публикациями, на которых упоминания есть, что делаете?». «Ничего». Выяснилось, что у большинства небольших медиа юридическая компетенция или напрочь отсутствует, или очень слаба. Никто просто не читал законы и не думал о том, как их требованиям соответствовать.
Понаблюдал за ситуацией и понял, что проблема не только моя, а всего рынка. И никто ее не то что решает… Все просто зажмурились. Но проблема никуда не делась. Мне как айтишнику было очевидно, что задачу можно решить только техническими средствами, а именно — автоматическим, в режиме реального времени, поиском запрещенных ребят в текстах и добавлением маркировки. Собирать отдельную команду я не видел смысла, поэтому привлек разработчиков, которые занимались другим моим сервисом — «СкиньСкан». На все — от задумки до реализации — ушло меньше чуть трех месяцев.
Это только звучит просто
Самое сложное — воплотить простые вещи. В «Слезе», к примеру, из сложного было сделать так, чтобы скрипт не тормозил проект клиента. Это важно, потому что скорость загрузки сайта влияет на его позиции в результатах поисковых систем. Это только звучит просто, на практике нет, но здесь мне помогла приобретенная за многие годы работы компетенция в моих MarTech-проектах (Callibri, «Гудок»).
Главная же сложность была в том, чтобы робот «Слезы» корректно находил и маркировал нужные слова и их формы (различные склонения, окончания, сокращения) и знал не только имена, но и псевдонимы артистов: например, понимал, что Oxxxymiron, Оксимирон и Мирон Федоров — это один и тот же человек.
Эти и другие тонкости мы все еще исправляем и дорабатываем. В этом нам очень помогают клиенты, когда пишут в поддержку: «Посмотрите, здесь неправильно помечено», «Это не тот Иванов», «А тут Нойза МС пропустили». И мы все оперативно чиним. А самые часто встречающиеся проблемы фиксируем и берем на глобальную доработку.
Хорошее название всегда прилипает
У меня есть походная кружка с цитатой из песни группы «Кино» «Следи за собой, будь осторожен» — из первого слога слова «следи» и предлога «за» и получилась «Слеза». Мне кажется, что название идеально подходит к концепции. К тому же бренд можно отразить одним символом — эмодзи капля 💧, что мы и сделали. У каждого в команде было несколько вариантов названия, которые мы обсуждали. Потом я заметил, что «Слеза» просто прилипла, и во внутренних чатах ребята друг другу начали писать: «В „Слезу” зайди», «А посмотри в „Слезе”. Все стало понятно. Когда люди начинают активно использовать название, значит, ты все правильно сделал.

Мы почти все испоганили
Разобраться в законах и юридических формулировках нам помогла компания It’s Legal во главе с Анной Бессмертной. С ребятами я работаю более 10 лет, они специализируются на IT, поэтому взаимодействовать было комфортно. Процесс был не быстрый, это не недельная работа, поэтому вместе копались несколько месяцев: собирали информацию, выстраивали базу, вникали, как все корректно и изящно подать. С айдентикой мне помогла еще одна Анна Долгих — мой друг и партнер по мебельному бизнесу annki studio, классный промышленный дизайнер и арт-директор. Я поделился с ней идеей проекта, она предложила помощь. Идея визулизации — именно ее, концепция мне очень понравилась. Но в процессе переноса стиля на digital мы почти все испоганили. Так на практике случается.
Надеюсь, что сервис никому не понадобится
Сейчас мы доработали сервис, создали всем доступный реестр, написали телеграм-бот, который проверяет тексты в телеграм-каналах на упоминания внесенных в реестры людей и организации, исправили ошибки и перезапустили.
Для меня «Слеза» в первую очередь — интересный челлендж. С одной стороны это очень нужный медиапродукт, а с другой пытаться его активно продавать — странно. В идеальном мире такой сервис никому не нужен, но мы живем в реальном. Поэтому подобные средства контрацепции нужны рынку, и мы такое сделали. Важно отметить, что проект в первую очередь я делаю для себя и друзей, чтобы снизить риски.
Что дальше? Я IT-продуктолог. Мне нравится находить боли сферы, которые мало кто замечает, изящно их закрывать и создавать пользу. Сейчас «Слеза» очень нужна медиа и блогам, чтобы они продолжали заниматься любимым делом без оглядки за бюрократию. А когда необходимость отпадет, начнем с командой разрабатывать другие нишевые решения для наших клиентов.