Словосочетание food porn возникло давно, оно означает визуальную репрезентацию пищи в самом откровенном виде. Кулинарные шоу и журналы с «плотью» овощей, теста, мяса — всем этим медиа насыщены с 1980-х годов. Но будем честны: это такое же порно, как картины Питера Класа. Даже фотографии еды, заполоняющие «Инстаграм» с хештегами #никогданеешьтеедыкоторуюнесфотографировали, — это не порно, это эротика, подчас откровенная, но все же не переходящая некоторой границы. А граница эта — активное поглощение еды. Съемка поглощения еды и разглядывание того, как ест другой человек, — это и есть настоящее фуд-порно, и оно, как мы видим, становится модным.

Есть много ресурсов, посвященных макбэнгу, а недавно раздел Social Eating запустили на сервисе игровых трансляций Twitch. Люди едят перед веб-камерой, другие люди на них смотрят и пишут комментарии. Явление возникло в Южной Корее в 2010-х, но сегодня начали появляться видео людей из других стран, включая и Россию. Иногда комментарии можно писать за деньги, так, например, немало зарабатывает звезда корейского интернета по имени Дива (настоящее имя Park Seo-Yeon). После многочасового поедания пиццы или других блюд (такому метаболизму можно только позавидовать) она еще пару часов общается со зрителями. Дива считает свою деятельность общественно полезной, объясняя, что ее видео смотрят люди с нарушениями питания, и те, кому не с кем сидеть за столом.

Пиры одиночек

Действительно, одиночество — первое объяснение этому явлению. Принято считать, что одинокий человек хочет обычных радостей человека, живущего в семье, у которого есть друзья и соседи. В частности, совместного принятия пищи. Но стримы — это не обычное застолье, где заостряется внимание на одном человеке. Это потребление на публику, которая внимательнейшим образом следит за процессом и рассматривает самого едока. Пир условного Людовика XIV — самая близкая аналогия. Вот как описан прием пищи за королевским столом в романе Александра Дюма «Виконт де Бражелон»:

Людовик XIV сидел за отдельным столиком, который, точно председательская кафедра, возвышался над соседними столами; «столиком», сказали мы; поспешим, однако, прибавить, что этот «столик» был все же больше остальных. Кроме того, он был весь заставлен множеством разнообразных блюд: рыбой, дичью, мясом, фруктами, овощами и вареньями. <...> Сначала король съедал несколько супов, либо сливая их вместе и приготовляя что-то вроде маседуана, либо пробуя в отдельности и перемежая бокалом старого вина. Ел он быстро и довольно жадно.  <...>

— Король ест, — сказал д’Артаньян, — но в то же время разговаривает. Устройтесь так, чтобы, если он случайно обратится к вам, у вас рот не был бы набит: это невежливо и некрасиво.

Демократичность

Сейчас почувствовать себя королем может каждый владелец веб-камеры. Это одна из заслуг той трансформации популярной культуры, которую мы переживаем. Еще десяток лет назад главный интерес зрителя был обращен на частную жизнь звезд, известных артистов или музыкантов. Но сейчас звездой может стать любой обладатель подходящего гаджета, если начнет транслировать свою жизнь в социальных сетях. Этот феномен объясняет старое, но пока действующее высказывание Маршала Маклюэна о том, что механизм передачи информации важнее ее содержания.

Итак, король веб-камер живет в соответствии с современным представлением о демократии. Многие видеотрансляторы просят своих читателей руководить их действиями. Это наконец объясняет, почему стрим чужой еды появляется на сайте игровых трансляций. Обычно на «Твитче» выкладывают потоковые видео, на которых мы видим в реальном времени, что пользователь играет, а мы можем наблюдать это или комментировать. Но в случае с Social Eating мы можем оказаться игроком и попробовать управлять происходящим на экране. Но это в самом деле многопользовательская игра, а не общение тет-а-тет, и право оказаться тем, на кого отреагирует персонаж-поедатель, дается за деньги, как у webcam girl.

Порно почти бесплатно без регистрации

Получается, что наблюдение за тем, как кто-то незнакомый ест, сродни подсматриванию в замочную скважину, но не в спальню, а в столовую другого человека. По крайней мере, так описывают food porn. Но Social Eating, как оно представлено сейчас в Twitch, явление, скорее, противоположное. Смотря порнофильм, мы всегда оказываемся в позиции наблюдателя: мы не можем пообщаться с актером, заглянуть с другого ракурса, ускорить или замедлить процесс. Вмешательство в ситуацию возможно только в коммерциализированном варианте — webcam girls, когда женщины за деньги общаются через веб-камеру с мужчинами. В случае с едой все происходит бесплатно и при большом скоплении народа. Так что прямо соотнести это с жанром порнографии не получается. Мы имеем дело со смешанным жанром, в котором есть элементы игры и шоу, но не дразнящие воображение, а предъявляющие весь процесс поглощения пищи в деталях.

В порнографических роликах (в отличие от эротики) главное — сам процесс, а не глянцевая красота статичной картинки. Как объясняют исследования, отношения с едой — это не только телесная практика, но и наблюдение за собственным пищевым поведением и за едой в целом. Стримы с поеданием пищи как будто убирают ширму между зрителем и исполнителем. Это одновременно является свойством игрового жанра, и вместе с тем это примета времени. Развитие онлайн-сервисов подходит к тому периоду, когда приставка «онлайн» становится необязательной, и Social Eating — это уже смешанная реальность, где граница с виртуальным уже не так важна.

Онлайн-столовая

Веб-трансляция еды может стать «Арабской весной» в мире вкуса. Макбэнг как будто усаживает всех людей за один стол и позволяет демократизировать разговор о еде. Конечно, это своеобразная демократия от «Гугла» — каждый живет в своем онлайн-пространстве, и «среди своих» все равны и дружелюбны. Никто другой, чуждый этой среде, не попадет в это пространство. Досадно, что это почти сразу стало бизнесом и затее недостает анархичного духа веба 1990-х, но ее вполне можно считать либертарной.

Еще пять лет назад публицисты сетовали на то, что фуд-порно остается забавой, в которой зрителю отведена роль глотателя слюнок, читающего о прованском счастье Ники Белоцерковской или правильном мангале Сталика Ханкишиева. Пользователи ЖЖ наверняка помнят сражения по поводу вкусовых предпочтений, которые происходили в Livejournal-сообществах kitchen_nax и mayonesa_nax. Напомню, в них обсуждали «нямку» — странную, подчас дешевую и не очень изысканную еду, рецепты которой выкладывались пользователями на кулинарных форумах. Отличительной чертой нямки было изобилие майонеза, избыточная калорийность, смешной и нелепый вид, иногда эти фото сопровождали примечания авторов вроде «вкусняшку муж съел урча». В отличие от достаточно снобистских и велеречивых пользователей ЖЖ, авторы рецептов редко высказывались о своей еде — это, как правило, делали наблюдатели. В макбэнге за право высказывания в стриме порой нужно платить.

Новая мода на видеоблоги и поедание самых разных блюд в прямом эфире дают неоспоримое свидетельство: едят всё, любую «нямку» и самый злостный фастфуд, наистраннейшие вещи и изысканные деликатесы.

Все едят.