Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Савельев, вернувшись из поездки по Азии, объявил «курс на похудение и омоложение», рассказали протестующие против дискриминации стюардессы. По их словам, всех бортпроводников «обмерили и взвесили».

Личные дела взрослых и не худых стюардесс лежат у врачей в отдельной стопке, утверждает радио «Свобода». Им дали задание осматривать этих женщин во время профосмотра «с особым пристрастием».

Стюардесс, попавших в так называемую группу СТС — «старые, толстые, страшные», — теперь ставят только на внутренние, короткие и ночные рейсы, пожаловалась бортпроводник высшей категории 41-летняя Евгения Магурина. В нарушение трудового законодательства «Аэрофлот» снизил «коэффициент успешности» многих стюардесс из-за их внешнего вида, утверждает радио «Свобода». Из-за этого они сильно потеряли в зарплате. Бортпроводники из группы СТС намерены отстаивать свои права в суде.

«Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской. Но даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже. Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40. Меня загоняли по "коротким" рейсам. В какой-то момент я поняла, что уже не знаю, ночь сейчас или утро, какой вообще день недели, а детей толком не видела уже месяц», — рассказывает 42-летняя бортпроводница Наталья, проработавшая в «Аэрофлоте» больше 15 лет.

«Безопасность полетов подменяют красивой оберткой, поскольку на международные рейсы ставят только молодых, а не опытных. Во время аварийной посадки самолета "Аэрофлота" в Дубае в сентябре 2001 года никто из пассажиров не пострадал во многом благодаря четким действиям бортпроводниц, которые, кстати, все были взрослые. Сейчас бы этих женщин, возможно, записали в "старые" и не допустили бы на такие рейсы», — говорит президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.

Кроме того, руководство авиакомпании попросило бортпроводниц, работающих в бизнес-классе, быть особо внимательными к вип-клиентам и выслушивать их просьбы, присев на корточки. Поскольку это не предусмотрено инструкцией и вредно для сосудов, опытные стюардессы отказались приседать. Молодые оказались более сговорчивыми, потому что многие из них учились в кредит.

«Аэрофлот» опроверг слова стюардессы

В компании «Аэрофлот» сообщили корреспонденту «Сноба», что все заявления Евгении Магуриной не соответствуют действительности. При этом представители авиаперевозчика не стали комментировать заявления двух стюардесс, чьи имена в материале радио «Свобода» не раскрывали по их просьбе.

«Магурина с января 2016 года выполняла полеты, как по России, так и за рубеж (в том числе в США, куда оформлена виза). Например, сегодня, 21 февраля, Е. В. Магурина в 7:30 улетела за рубеж. О планируемой командировке на момент публикации на радио "Свобода" ей было хорошо известно».

«Мы не имеем права раскрывать персональные данные сотрудников, но, если заявление бортпроводников будет разбирать суд, предоставим пофамильные списки нескольких сотен бортпроводниц авиакомпании старше 40 лет, которые выполняли в 2016-м и продолжают выполнять в 2017 году зарубежные рейсы».

«Заявление об искусственном ограничении в налете часов для бортпроводников старшего возраста и якобы недостаточно привлекательных внешне не соответствует действительности. Общее полетное время за 2016 год у той же Е. В. Магуриной составило 818 часов 57 минут, при норме 800 часов, а при согласии сотрудника — 900 часов».

«Распределение бортпроводников на рейсы осуществляет с помощью системы SABRE Crew Management автоматически в соответствии с допусками и квалификациями (категория, уровень владения иностранными языками, наличие загранпаспорта, виз и так далее)».

«Заявление о том, что бортпроводникам не разрешают использовать весь причитающийся отпуск, не соответствует действительности. Магуриной Е. В. предлагали использовать весь отпуск в 2016 году. Однако она отказалась и попросила предоставить ей дополнительный отпуск на две недели в марте 2017 года. Просьбу Магуриной удовлетворили».

«Заявление о задании врачам избавляться от "старых и страшных" (списывать с летной работы) не соответствует действительности. В 2016 году медкомиссия допустила к выполнению полетов 98 бортпроводников пенсионного возраста. Лишь четырех бортпроводников старше 56 лет не допустили по состоянию здоровья».

«В своей кадровой работе "Аэрофлот" неукоснительно придерживается положений российского законодательства, а также, в соответствии с лучшими международными практиками, принципов "работодателя равных возможностей ". Это подразумевает категорическое неприятие дискриминации работников по внешним данным, возрасту, гендерному принципу, политическим и религиозным взглядам и так далее».

«Возраст не может быть ограничением, особенно в ситуации, когда на работу устраиваются бортпроводники других авиакомпаний. Главный критерий в этом случае — опыт и профессиональные навыки. Например, в конце 2015-го и в начале 2016 года в группу "Аэрофлот" приняли на работу больше 800 бортпроводников обанкротившейся авиакомпании "Трансаэро". Это взрослые опытные и квалифицированные кадры».

В авиакомпании отметили, что предъявляют «высокие требования к своим кадрам в силу специфики». Среди этих требований, в том числе уравновешенный характер, стрессоустойчивость, «чувство вкуса, опрятный внешний вид» и «удовлетворительное состояние здоровья».