«Фильм, выбранный назло Трампу». Что мы знаем о «Лунном свете», взявшем главный «Оскар»

Полуавтобиографический фильм Барри Дженкинса «Лунный свет» рассказывает о жизни чернокожего гея в Майами. Фильм завоевал «Оскар» в номинации «Лучший фильм года», до этого он получил «Золотой глобус» в той же номинации. «Сноб» собрал интересные факты о фильме и поговорил с кинокритиком Андреем Плаховым о том, почему вопреки ожиданиям победил не «Ла-Ла Ленд» и при чем здесь Трамп

+T -
Поделиться:
Фото: Steve Granitz/GettyImages
Фото: Steve Granitz/GettyImages
Сценарист Tarell Alvin McCraney и режиссер Barry Jenkins

Андрей Плахов, кинокритик, обозреватель газеты «Коммерсантъ»:

«Лунный свет» — маленький симпатичный фильм, раскрывающий любопытную психологическую коллизию, связанную со взрослением молодого парня, живущего в криминальной среде, с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Это хороший, но маленький фильм, который не соответствует «Оскару» ни по каким параметрам, потому что премия, как правило, поддерживает более крупные постановки. Но бывают исключения. Маленький фильм может быть большим по своему значению.

Мне кажется, что в данном случае не последнюю роль сыграл прошлогодний скандал, когда афроамериканцы заявили, что недостаточно представлены в номинациях на «Оскар». Теперь мы видим своего рода компенсацию за это.

Если рассматривать «Оскар» как выражение неких тенденций в культурной и политической жизни, то можно предположить, что победа весьма скромного по своим художественным достоинствам фильма «Лунный свет» связана скорее с политическими факторами, а не художественными. «Ла-Ла Ленд» гораздо больше заслуживает главной награды, потому что это более яркая и более сложная постановка, возрождение традиции мюзикла. «Ла-Ла Ленд» имеет гораздо больше претензий на главный приз, чем «Лунный свет».

Но ситуация сложилась именно в пользу «Лунного света». Можно трактовать это и как «фильм, выбранный назло Трампу». В любом случае понятно, что в конфликте, который разыгрывается между Трампом и левой интеллигенцией, журналистами и Голливудом, победа «Ла-Ла Ленда» прозвучала бы как уход от этого конфликта. Потому что «Ла-Ла Ленд» — картина аполитичная и консервативная, отсылает зрителя к традиционному Голливуду. А «Лунный свет» — это попытка через камерный сюжет осмыслить ситуацию сегодняшнего дня, положение героев, у которых сложный расовый и сексуальный бэкграунд. В этом смысле присуждение «Оскара» «Лунному свету» дает некий комментарий к конфликту с Трампом.

Я бы не стал утверждать, что это только конъюнктура. Все-таки членов жюри очень много, и у каждого из них есть свои мотивы голосовать за ту или иную картину. Поэтому я не хочу сказать, что результаты были подтасованы. Скорее всего, сыграло роль наложение различных факторов.

Особенно мне обидно то, что оказался отодвинут в сторону фильм «Манчестер у моря», который я считаю лучшим фильмом этого конкурса. Лучше ли он «Ла-Ла Ленда», можно спорить, но несомненно то, что оба эти фильма лучше «Лунного света». «Манчестер у моря» — как и «Лунный свет» — камерная драма, однако значительно более тонкая и сложная. И заслуживает большей поддержки.

В общем, я недоволен результатами этой премии, потому что считаю, что в категории «Лучший фильм» был награжден не лучший фильм по качеству. В остальных наградах — по-разному: например за женскую роль я бы присудил «Оскар» Изабель Юппер за роль в фильме «Она», а в категории «Лучший иностранный фильм» — достойному «Тони Эрдману» вместо весьма посредственного иранского «Коммивояжера». Скорее всего, здесь тоже политическая ситуация.

6 фактов о «Лунном свете»:

  • «Лунный свет» — второй фильм Барри Дженкинса. После выхода его дебютного фильма «Медицина для меланхолии» в 2008 году Барри Дженкинс написал несколько сценариев, но ни один из них не пошел в производство.
  • Фильм был снят по автобиографической пьесе Тарелла Маккрейни «В лунном свете черные мальчики становятся голубыми». Для съемок были выбраны локации, в которых выросли Маккрейни и Дженкинс. Хотя Дженкинс и Маккрейни жили близко друг от друга и учились в параллельных классах, в детстве они не встречались.
  • Барри Дженкинс работал над сценарием фильма три года. Для того чтобы посмотреть на свою историю со стороны, он решил поехать за границу. Выбрав «самое скучное место в Европе» — Брюссель, режиссер закончил писать сценарий всего за десять дней.
  • Фильм был снят за 25 дней. Он разбит на три главы, каждая из которых рассказывает об одном из периодов жизни главного героя: детство, юность, взрослая жизнь. Актеры, сыгравшие главные роли, не встречались на съемочной площадке — их снимали по отдельности. Это было сделано для того, чтобы каждый актер выработал свой индивидуальный подход к роли.
  • Несмотря на скромный бюджет в полтора миллиона долларов, «Лунный свет» был номинирован на восемь премий Американской киноакадемии.
  • На Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 98%, основываясь на 269 отзывах, со средней оценкой 9/10: «”Лунный свет” через историю одного человека показывает замечательный и блестяще сконструированный взгляд на жизнь, что слишком редко можно увидеть в кино».