Алиса Гребенщикова /

9165просмотров

Почему смотреть телевизор с ребенком полезно

Психотерапевты убеждены, что телевизор надо смотреть вместе с ребенком, чтобы было проще контролировать время и контент. Актриса Алиса Гребенщикова, мама девятилетнего сына, считает, что причина должна быть совсем другой: совместный просмотр телевизора — способ узнать что-то новое про своего ребенка. Мы продолжаем специальный проект с «Интерактивным ТВ» «Ростелекома» о будущем телевидения

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
+T -
Поделиться:

Мне самой в детстве смотреть телевизор не очень нравилось: книги и общение меня увлекали больше. С возрастом стало понятно, что я прекрасно обхожусь без «ящика» и в принципе не понимаю, что там происходит. Когда родился Алеша, примерно до его лет шести мы оба были совершенно чисты в отношении телеконтента. Я искренне радовалась, что он не напевает мелодии из рекламных роликов, не просит купить массу ненужных, зато страстно рекламируемых вещей, не перенимает манеру общения из ток-шоу на федеральных каналах, где все с пеной у рта перебивают друг друга. Словом, все было хорошо.

Но потом телевещание змейкой вползло в нашу жизнь тем же путем, что и во многих семьях, через старшее поколение.

И однажды я поняла, что в жизни моего сына случилось что-то, к чему я не имею никакого отношения. Он посмотрел популярную передачу о путешествиях, а я не могла с ним это обсудить. Все, что оставалось, — сесть однажды перед экраном вместе с сыном и погрузиться в малознакомый мне мир.

Оказалось, что смотреть телевизор вместе с ребенком очень важно: это формирует вкус, дает возможность обсуждать странные или незнакомые ему вещи, проговаривать мотивацию героев, понять, что тревожит ребенка, что ему нравится, о чем он думает, как анализирует и интерпретирует события.

Совместный просмотр телепередач — это удивительный способ увидеть своего ребенка как отдельную, совершенно независимую от тебя личность

И есть еще одна вещь.

Совместный просмотр телепередач — это удивительный способ увидеть своего ребенка как отдельную, совершенно независимую от тебя личность: со своими реакциями, чувствами, анализом увиденного, со своим, отчасти уже сформированным отношением к тем или иным явлениям.

Приглядитесь внимательно: как он смотрит?

Что он делает, когда ему интересно? Грызет ногти, сушки, высовывает язык от удовольствия или, напротив, чрезвычайно сосредоточен, сидит с прямой спиной и не может оторваться?

Умеет ли он переключать внимание, если ему что-то очень интересно? Как он это делает? Он внезапно отвлекается или может осознанно поставить фильм на паузу, чтобы сделать какое-то дело?

На что он обращает внимание, что его интересует больше всего: отношения, явления или факты; выбирает ли он документальное кино или лирические мелодрамы, боевики, современные сказки, программы о путешествиях, о животных или научных открытиях? Мой Алеша в восторге от фильмов про путешествия — мы их часто вместе смотрим, и это здорово помогает, когда мы решаем куда-то отправиться. Он подкован, задает много вопросов, уточняет то, что видел в программе, — очень интересный собеседник.

Если быть наблюдательным, то можно заметить миллион тончайших деталей, которые помогут выстроить отношения с ребенком, помочь ему справиться с болью и переживаниями

Что страшит вашего ребенка? Как он на это реагирует? Я была удивлена, когда поняла, что Алеша может запросто выключить телевизор, если ему не нравится то, что там происходит. Одно время он с увлечением смотрел какой-то мультсериал, который потом его чем-то напугал. Он рассказал мне, как ему приснился страшный сон, и что больше он смотреть это не будет. Я решила, что это взрослый поступок: он оценил свое состояние, подумал о том, что ему не подходит, и аккуратно решил проблему.

Понаблюдав за тем, как ребенок смотрит телевизор, вы можете сделать вывод, готов ли он воспринимать большой объем аудиовизуальной информации. Мы часто слышим, что важно не просто читать, а читать большие и толстые книжки, поскольку это формирует аналитическое мышление. То же верно и в отношении значительного количества информации, которое приходит с экрана. Как он будет в будущем воспринимать современное искусство, видеодокументации перформансов, ходить в музеи, исследовать предметы?

Если быть наблюдательным, то можно заметить миллион тончайших деталей, которые помогут выстроить отношения с ребенком, помочь ему справиться с болью и переживаниями; научить говорить о том, что его беспокоит; знать, когда он устал и как его можно приободрить; увидеть его неподдельный интерес к тем или иным вещам, которые, возможно, вам ни разу в голову не приходили.

Может быть, вы всегда думали, что ваш ребенок — воздушная феечка, которая хочет ходить в розовых платьях и туфлях с блестками, а оказалось, что она обожает смотреть программы о жизни в деревне, ее не оторвать от документальных фильмов про животноводство и все, о чем она мечтает, — это жить в крошечном поселке, выращивать кур и скакать по полям на лошади.

Все, что нужно сделать, — быть рядом. Ведь чем ближе вы со своим ребенком, тем интереснее вам друг с другом. А для меня это говорит о том, что у вас теплые отношения в семье, поэтому если вместе, то и телевизор полезен.

В пакете «Интерактивного ТВ» от «Ростелеком» есть подборка лучших мультфильмов и анимационных сериалов в подписке «Детский клуб» и коллекция художественных и анимационных фильмов студии Disney в подписке «Волшебный мир Disney». А с помощью функции «Родительский контроль» просмотр будет абсолютно безопасным.

 

Новости наших партнеров