Фото: 100 LIVES
Фото: 100 LIVES

«Дом Шалом»

Бурунди получила независимость в середине прошлого века, и с тех пор там происходят столкновения между народами тутси и хуту. В течение десятилетий они попеременно захватывали власть, и чаще всего — отнюдь не путем демократических выборов. Конфликт перерос в гражданскую войну, когда в 1993 году главой государства избрали представителя хуту, которого очень скоро свергли и убили тутси. Позднее в ООН события тех лет назовут геноцидом.

Распри между верхушками власти разожгли межэтническую ненависть среди граждан Бурунди. Тутси и хуту сбивались в банды и рубили друг друга — жестоко, без разбора. Когда группа тутси приблизилась к епархии, где служила их соплеменница Маргерит Баранкитс, женщина попыталась спрятать представителей хуту в церкви, но их обнаружили. В наказание члены карательного отряда избили Маргерит и заставили ее смотреть, как в муках умирают 72 человека, которых она пыталась спасти. Все, что смогла сделать Маргерит тогда, — заплатить выкуп за 25 детей хуту.

После тех страшных событий Маргерит создала организацию «Дом Шалом», куда она стала принимать сирот любых этнических групп. «Я сделала это, чтобы показать всем, что несмотря на войну, несмотря на геноцид, мы — одна семья», — говорит Маргерит. Рискуя собственной жизнью, женщина стала ездить по деревням, где шли массовые бойни, и искать детей, сумевших выжить. «Наши ценности — это общечеловеческие ценности, — говорит Маргерит о "Доме Шалом" и его воспитанниках. — Если у человека есть чувство собственного достоинства, если он полон сострадания и любви, то ничто не может ни напугать, ни остановить его. Любовь остановить невозможно. Это не под силу ни армиям, ни ненависти, ни репрессиям, ни голоду — ничему».

За 25 лет Маргерит спасла более 30 тысяч детей, вырастила их, построила для них школы и дала им образование вместе с шансом на достойную жизнь. Она создала прекрасно работающую структуру, в которой появились окупающие себя мастерские, кооперативы, производства. В 2008 году она открыла госпиталь REMA — самый современный в Бурунди. За время своего существования там получили помощь около ста тысяч пациентов.

Дети Маргерит

У Маргерит никогда не было биологических детей, но еще в начале гражданской войны она усыновила семерых сирот — трех хуту и четырех тутси. Она хотела на собственном примере показать, что национальность не имеет значения, но это не убедило ее соседей. После бойни в церкви она стала мамой для тысяч детей, и все они называют ее просто Мэгги. «Я не хотела, чтобы наш дом считали приютом, — говорит Маргерит. — Я всегда говорила детям, что они мои принцы и принцессы, а я их мама».

Модесте выросла в «Доме Шалом». Когда она была маленькой, ее родителей убили, а самой девочке нанесли девять ударов мачете. С тех пор у Модесте вся голова и руки в шрамах, а ладони искалечены. «Я даже не знаю, как ее описать, — говорит девушка о Мэгги. — Она для меня — все. И папа, и мама в одном лице. Она — мой родитель».

Фото: 100 LIVES
Фото: 100 LIVES

Маргерит говорит детям, что их жизнь только начинается, а они сами твердо стоят на ногах. Она просит их никогда не сдаваться. Однажды она нашла раненого младенца, привязанного к телу его матери. Все говорили Маргерит, что у него нет никаких шансов выжить, но она выходила мальчика, и сейчас это 20-летний юноша. На глазах у Ричарда, другого воспитанника Маргерит, убили родителей, а сам он получил серьезные ожоги. Сейчас Ричард — взрослый мужчина, который не прячет свои шрамы и не скрывает своего происхождения: «У нас все дети, вне зависимости от национальности, живут в мире и согласии, как учит наш наставник Мэгги, — говорит он. — Мы с ней разного происхождения, но именно она спасла меня».

Воспитанник «Дома Шалом» — это отдельная идентичность. «Благодаря детям появился новый народ, — говорит Маргерит. — Если их спрашивают, кто они по национальности — хуту, тутси, тва или музунгу, — они отвечают, как я их научила, что они — хутситвамузунгу».

Менять мир в одиночку

В 2015 году президент Бурунди Пьер Нкурунзиза переизбрался на третий срок и нарушил тем самым конституцию. Бурундийцам это не понравилось, и они стали протестовать. Множество несогласных убили. Маргерит тоже попытались убить, и тогда она покинула страну. В тот год из Бурунди уехали, по словам Маргерит, более 300 тысяч человек, и большинство из них сейчас живут в лагерях для беженцев в тяжелых условиях. Власти закрыли и «Дом Шалом».

По данным Гуманитарного индекса «Авроры», почти никто в мире не верит в то, что можно самостоятельно спасать нуждающихся в помощи людей, и всего 9% из тысяч опрошенных говорят, что могли бы помочь в решении гуманитарных проблем. Маргерит опровергает все представления о том, что может и чего не может человек. После вынужденного побега из Бурунди она обосновалась в Руанде, где открыла новый «Дом Шалом» и стала заниматься проблемами беженцев, в том числе их образованием. «Моя новая миссия — вернуть этим людям надежду», — говорит она.

Фото: 100 LIVES
Фото: 100 LIVES

В 2016 году Маргерит стала первым лауреатом международной гуманитарной премии «Аврора». Отборочная комиссия, в которую входят лауреаты Нобелевской премии мира и бывшие главы государств, выделила Мэгги из четырех других финалистов. На церемонии вручения премии в Ереване она получила сто тысяч долларов, а также распределила грант в размере одного миллиона долларов между некоммерческими организациями. Спустя год Маргерит рассказала о том, чего ей помогла добиться премия: она отправила в университеты 378 студентов, вернула в школы более 300 детей, открыла общественный центр «Оазис мира», где бурундийские беженцы учат английский язык, посещают культурные события, учатся шить, готовить и рисовать. Организации, которые выбрала Маргерит, также защищают права несовершеннолетних и помогают обездоленным детям во многих странах. Когда-то Маргерит дала новую жизнь 25 детям хуту. Они подросли и стали помогать ей спасать других детей. Многие из них получат образование и вернутся в родную страну врачами и агрономами, чтобы стать новыми спасителями Бурунди. Именно так продолжается цикл взаимопомощи, это — настоящая благодарность в действии, которая также лежит в основе премии «Аврора».

Надежда Мэгги

«Маргарет Баранкитс — живой пример того, что может добиться один человек, несмотря на репрессии и другие препятствия, кажущиеся непреодолимыми, — говорит сопредседатель Отборочной комиссии премии "Аврора" Джордж Клуни. — Я надеюсь, она заставит каждого из нас задуматься о том, что мы можем сделать, чтобы встать на защиту тех, чьи права нарушаются, тех, кто больше всего нуждается в нашей солидарности или поддержке». Несмотря на то что Маргерит потеряла свой «Дом Шалом» в Бурунди, она даже не думает сдаваться. «Они закрыли наше учреждение, но они забыли, что это не просто груда кирпичей, — говорит Маргерит. — Я всегда повторяю: они закопали нас, но забыли, что мы — семена».

Каждый день без дома остаются тысячи людей, и прямо сейчас в мире ведется множество войн. Пока большинство людей уверены в том, что они не могут хоть как-то изменить мир к лучшему, Маргерит в своей вере тверда: «Я плачу, потому что надежда еще есть. Мы преуспеем в том, чтобы сохранить достоинство единой нации. Мы вернемся, распевая победные песни, без оружия, с высоко поднятой головой, размахивая пальмовыми ветвями в знак нашей победы. В знак торжества любви над ненавистью».

Автор — Дарья Благова