Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Антон Носик

Антон Носик: Авторские права по-советски

У этой песни нет конца и начала, нет даже эпиграфа из нескольких фраз. Я просто расскажу немного известных фактов из жизни. Моей, моей страны, моей семьи и моих друзей

Фото: Thomas Dworzak/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Thomas Dworzak/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

1.      Про ВААП и РАО

В Советском Союзе была такая организация ВААП (Всесоюзное агентство по защите авторских прав). Эта организация следила за всеми фактами использования в стране и за рубежом произведений советских авторов. Например, за судьбой вышедшей за границей во многих десятках переводов и переизданий книги моего отца «Швейцер» (Москва, «Молодая гвардия», серия ЖЗЛ).  ВААП следило, чтобы 95% денег за все эти издания поступали в карман советской власти и не доставались моему отцу, которому она, советская власть, запрещала выезд за рубеж. Также ВААП бдительно следило за всеми потенциальными зарубежными доходами моего отчима Ильи Кабакова. Ему тоже запрещалось выезжать из СССР и получать деньги за любые зарубежные использования его произведений. Стас Намин рассказывал мне, что ВААП присвоило все деньги, причитавшиеся ему как автору и собранные от его имени за исполнение на всех площадках СССР песни «Мы желаем счастья вам».

Теперь ВААПа больше нет. Вместо него есть РАО. Оно собирает от имени авторов (Deep Purple, «Машина времени») деньги с организаторов концертов и с площадок, чтобы 15% оставить себе, а остальное распределить по авторам. В частности, согласно данным официального отчета за 2008 год, собрано отчислений на 2 миллиарда, распределено 600 миллионов. В том числе в налоговую и дочерним компаниям самого РАО. Оставшиеся нераспределенными 1,4 миллиарда через три года перейдут в полную собственность РАО и будут недоступны к взысканию как авторами, так и их наследниками.

 

2.      Про телеканал «Россия»

К моему папе в Париж много лет ездили разные съемочные группы от канала «Культура». Предложение у них к папе было простое: чтобы он написал сценарий прогулок по Парижу по мотивам своих книг. Сам бы проложил маршрут. Сам бы снялся в качестве ведущего. Папа все это делал, много лет. Сериалы снимались, выходили в эфир, папа значился в титрах. За каждую серию папе в конверте передавали 300 долларов США. Остальные деньги брали себе другие люди. Никаким договором эти отношения папы с «Культурой» оформлены не были.

Несколько лет назад телеканал «Россия» запустил вещание по всему миру. Чтобы зря не платить буржуям за права, он стал транслировать дармовой контент из багажа «Культуры». В частности, 65 серий, придуманных, написанных и отснятых моим папой, с ним в кадре. Никакого договора с моим папой по этому поводу у «России» нет.

Покойный Вайнер-младший из Нью-Йорка, знакомый с проблематикой, звонил моему отцу и говорил: судись, я дам адвоката. Папа звонил мне и спрашивал, нет ли у меня выходов на «Россию». Я покопался в голове, посмотрел поминальник телеканала и вспомнил, что с Антоном Андреевичем Златопольским знаком с 18 лет через общего друга, моего сокурсника доктора Макса Иткина. Мы вместе пили водку и портили девок в голодной студенческой юности.

Я позвонил в секретариат Златопольского и назвался девочкам. Он перезвонил мне через 15 минут. Я рассказал ему суть проблемы. «Извини, старик, — сказал мне друг детства Златопольский. — Тут все чисто, легально и по закону. Мы используем произведения твоего отца на основании прав, переданных нам нашей дочкой "Культурой". И ни копейки никогда ему не заплатим, не рыпайся. И он пусть не рыпается, так ему передай».

 

3.      Про частный сектор

«Культура» — не единственный телеканал, интересовавшийся творчеством моего отца. Был еще один частный канал, принадлежавший не скажу какой даме. Дама приехала в Париж, встретилась с моим отцом и выразила серьезную заинтересованность в сотрудничестве с ним. Попросила написать пару сценариев на пробу. Папа написал, распечатал на принтере, отнес в Париже на почту и отфаксировал даме в московский офис. С тех пор от нее не было ни ответа ни привета. Зато буквально в следующем году на ее телеканале по сценарию моего папы вышел сериал «Прогулки по Парижу», где в качестве ведущего и автора текста выступал известный, весьма мною уважаемый кинорежиссер. О моем папе в титрах не было ни слова. Про сценарии, которые папа факсом присылал даме, она через общих знакомых просила передать, что не получила их и больше не ждет, планы поменялись, звонить не надо, вопрос закрыт.

 

4.      А теперь музыкальная пауза

Некий музыкальный коллектив захотел достойно представить Россию в финале «Евровидения» в Осло-2010. Это, оказывается, несложно. Для этого всего лишь нужно зайти на сайт телеканала «Россия» и заполнить там договор. По условиям договора музыканты передают в полную и эксклюзивную собственность телеканала все права на все свои произведения, созданные до этой минуты и которые будут написаны впредь, сроком на три года. Коллективу запрещается самостоятельно исполнять и записывать эти произведения без ведома, письменного согласия и прямого указания телеканала. Все песни коллектива, которые мы сейчас у себя слушаем, скачав с его сайта, купив на дисках или записав на концертах, станут пиратским контрафактом, а мы, их слушатели, — пиратами, нарушающими права телеканала «Россия», Антона Андреевича Златопольского, Олега Борисовича Добродеева и государства Российского. Мы будем подлежать уголовной ответственности за пиратство по ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских прав» в действующей редакции, как предусмотрено IV частью Гражданского кодекса. Куратором работ по созданию этой части ГК выступил в свое время один наш известный греко-римский юрист. Он же сегодня в новой должности следит, чтобы никакие изменения в IV часть ГК не вносились, на это в РФ сегодня такой же мораторий, как на смертную казнь.

 

5.      Кто виноват

Я бы с удовольствием ответил тут на вопрос «Что делать?». Но у меня нет на него ответа, как и на другой проклятый русский вопрос «Какой счет?». Зато у меня есть ответ на третий из вопросов триады «Кто виноват?».

Виноват во всем лично я, Антон Носик.

Это я не стал бороться.

Это я не нанял адвоката, а тупо передал папе совет Антона Златопольского не рыпаться.

Правда, я не мог нанять никакого адвоката: у меня, как и у канала «Россия», нет на папины произведения никаких прав, я не являюсь его законным представителем. Папа сам себе представитель, и он не хочет рыпаться.

Но виноват, конечно же, я.

И ответственности я с себя не снимаю.

Прости, папа.

Простите меня, дорогие читатели.

И вы простите, дорогие правообладатели: Антон Андреевич, Олег Борисович, Ирена Стефановна, Дмитрий Анатольевич.

Я страшно нарушил сейчас ваши авторские права, рассказав тут эту историю.

Просто мне надоело молчать.

 

Простите меня еще раз.

За все.

Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность.

Комментировать Всего 32 комментария
Королевство кривых зеркал

Антон, спасибо, что написали. Но я надеюсь, папа больше не будет посылать факсы с сценариями без договора?

Мне же подумалось вот о чем: я не смотрю канал Россия и не знаю, что там показывают. Но подозреваю, что платят они большие деньги за иностранные фильмы и сериалы, программы о животных, те же Евровидение, Олимпиаду и Лигу Чемпионов. Но это все Запад, правовая плоскость, копирайт. А все остальные - быдло советское, которому ничего не причитается. И можно и не рыпаться. Вот такое вот королевство кривых зеркал.

Так этот Оруэлл двоемысленный - это ж прямое продолжение истории с Мерседесом из Лукойла.

Внутри страны живут пролы, для которых вся пропаганда: авторские права, борьба с пиратством, закрытие торрентов, 146-я статья, удаление Короля Лира из Библиотеки Мошкова от имени наследников Пастернака.

А наружу мы всё блюдём, платим и боремся, белые и пушистые, хоть сегодня нас бери в WTO. Мы только AllofMP3 никогда не прикроем, потому что там в акционерах... ой. А вообще мы за копирайт горой, и Warner Brothers не обидим.

Антон, я думаю, что добавить примеры несоблюдения авторских прав, а если уйти от этой официальной фразы и назвать вещи своими именами,  - воровства, смогут многие участники  клуба "Сноб".Я помню, как в программе "Человек и Закон" (ОРТ) использовали 90% текста моей газетной статьи. Разумеется, ссылок не было. Узнать свой текст было не сложно. Что я сделала? Ничего.

Помню как тоже самое происходило на радио. Про интернет-издания, тематические сайты и т.д. - молчу. В "ру.  зоне" авторские права отсутсвуют.P.S. Если бы Ваш отец сохранил что-то вроде подтверждения отправки сценария, квитанции об отправке факса,  описи ( в случае если бы сценарий отправлялся почтой) это уже было бы достаточным основанием, чтоб оспорить авторские права. Даже факт отправки письма по электронной почте  с текстом сценариев обезопасил бы от  "воровства".

Вы всё правильно пишете, Полина.

Вы не стали бороться, когда была Ваша очередь.

И мой папа не стал, когда была его очередь.

Поэтому когда я тут встал и борюсь за Вас, Вы возражайте мне, не стесняйтесь, be my guest. Учите дурака, что я опять сделал неправильно.

Антон, на самом деле. Я поддерживаю Вас  на 100%.  Пора иницировать в творческих вузах специальный курс "авторское право". Для журфака будет полезно)). Как минимум больше начнем ценить  свое творчество. 

поздно

я слушал такой курс на журфаке в исполнении автора пять лет назад

Рубен, мы в одно и то же время учились).  это был кажется семинар или коротенький спецкурс, на который тогда большого внимания  я не обратила.. увы..

Грустный текст какой то, безнадёгой от него веет...

Спасибо, Антон. Очень ярко и доходчиво...

в школе списывали, теперь воруют.

Антон, спасибо, за классный текст. Но на первый вопрос "Что делать?", тем не менее, искать ответ надо, иначе бездействие можно отнести к вопросу "Кто виноват?"

Я уже отнёс.

И ответил, Миша.

Я виноват, я.

Не Яндекс. 

Спасибо, Антош! Опять приятно тебя видеть. И вообще все по-существу. У меня в трех театрах идут пьесы и хоть бы на чашку кофе дали. Просто лень этим заняться, а безусловно надо.

Вы признались - и это уже хорошо. Простят. (и мы тоже)

Спасибо за крик души, Антон! Будучи последовательными, не забудем сказать спасибо БГ и Рэю Брэдбери :-)

Мы все пишем, что лень заниматься и ничего не получаем, зато платим по полной, когда нам нужно получить картинку иди фотографию для статьи у музея или агентства. Меня нашли через Сноб и попросили проконсультировать документальный фильм о Матиссе для Первого канала, но сразу предупредили, что сценарий не закажут и за консультацию заплатить больше 6000 руб. не смогут. Поэтому они будут читать мою книгу "Матисс в России", опубликованную еще в 1993 году  и все делать по ней сами. И ничего с этим не поделаешь.

А после того, как они уже экранизировали всё ваше, они отнимут права и остановят живой концерт на вздохе, это был фантастический эпизод в Сабабе прошлой нгчью.

Антон, а что это за история? Как можно остановить концерт? Кто это делает? Кто в этот момент приходит в место его проведения?

Индийская полиция, которой не заплатили денег.

Антон, спасибо за шикарный текст. Можно я его у нас в газете F5 напечатаю? (Видишь, спрашиваю у автора разрешение :) Гонорар тоже готов заплатить...

Эту реплику поддерживают: Сергей Буш

Юрий Маркович, be my guest, не вопрос.

Антон Борисович, ну тогда ставлю в номере, который выходит 15 марта. Гонорар обсудим приватно :)

Спасибо

Спасибо, что не забываешь меня :)

Какая печальная история!

С другой стороны, если в стране можно отобрать у кого-то большой бизнес, то чего париться по поводу каких-то авторских прав! Но на самом деле, без неприкосновенного права собственности, в том числе на результаты умственного труда, наивно расчитывать на какую-то модернизацию, инновации и всякие технические прорывы. Надо, чтобы кто-то хорошенько объяснил это Медведеву. И, может быть, рассказать эту историю.

О мой брат в литературе! Вы ни в чем не виноваты, могли шлепнуть.

Эту реплику поддерживают: Сергей Буш

Текст очень важный и нужный. Надеюсь, кого-то придостережет от договорной безграмотности. Просто творческому человеку некогда, скучно и незачем (еще напишу, сниму, спою) заниматься крючкотворством, а люди, безмерно любящие деньги,  этим пользуются....Но я считаю, защищать себя надо. Я бы стала судиться с "Культурой"

Очень грустно это все

Получается что жить плодами серьезного творческого труда можно только Рубенсам(или допустим, Церетели в современном исполнении), приближенность к сильным мира сего необходима, а всем остальным остается удел Рембрандтов, и их подавляющее большинство. 

В стране которая никогда не уважала закон и человеческий труд, вряд ли что то изменится в близжайшем будущем... но то что Вы боретесь, это здорово

Антон, я и не знал, что мои любимые "Прогулки по Парижу" написаны твоим папой! Извини! 

Тамара Ткаченко Комментарий удален

Сколько можно донкихотствовать?

Конечно вы правы. Каждый сознательный обязан бороться. Даже понимая нашу систему. Ибо другого лекарства нет.

Но комментарий моего коллеги, который близок в проекту про Евровидение. Человек более чем адекватный. Он, как  и все РТРники естественно прочитал вас. Но, даже если оторваться от совка, тема про передачу прав пришла не от нашей жадности. Оказалось, что примерно то же самое - у большинства других заморских телеканалов и компаний, которые занимаются этим проектом от своих стран. Суть в том, что если переложить на деньги то время, которое канал предоставил молодой и обещающей команде, а, надеюсь, у вас нет иллюзии, что в отличии от России, молодые подающие звезды в других странах могут запросто, только благодаря таланту, появиться на одном из центральных (даже не государственных) каналов. По деньгам получается, что в процессе раскрутки новой звезды, помимо того, что требуется в рамках Евровидения, выделяется уйма времени. Оно не бесплатно. Поэтому даже в той же северной европе контракт и права на последующие пару лет позволяют лишь отбить вложенные деньги.

плюс - в том или ином виде у всех есть пункт про передачу прав на ранние альбомы - все просто - исполнитель приходит с песней, которую придумал некоторое время назад. И если бы переходили только права про следующие 2 года, то это бы не защищало коммерческий канал от того, что таких альбомов может больше и не быть вовсе.

Получилось у вас эмоционально и естественно по теме отца и иже с ним - в тему. Но про каналы - хотя сегодня уже никто и не вспомнит и не будет оспаривать - не совсем корректно.

Плюс, опять же от живого участника, есть риски именно нашей страны по теме законодательства и авторских прав. Закон настолько не совершенен, что существующая форма - какой бы жесткой ни была - единственный работающий сценарий.

ps

Кстати, что приятно осознавать, мой друг расскзал, что практически каждый коллектив, который рассчитиывает на победу - а таких немало - сегодня читает условия договора и подчас настаивает на согласовании иных условий, приводит своих юристов. Так что не все так удручающе - наше население почувствует суть понятий прав и частной собственности намног быстрее, чем другие страны. С 90-х прошло всего ничего, а все уже не ведут себя тупо.

Возможно мне стоило бы жалеть, что в свое время я готовился к поступлению на юрфак и журфак МГУ. Поступил в оба, но выбрал журфак - ближе было ездить с чистых прудов. Конечно, не жалею, ибо это был один из последних курсов по старым правилам - без денег, откатов и иных прелестей новых времен. Но выбрав юрфак я бы попал в существующую мафию юрфаковце мгу и мгимо - берут только своих. Ну и хрен с ним )))