Борис Акимов: А вы в самолетах едите?

Мне кажется, есть то, что дают нам в качестве пищи в самолетах, невозможно. Но приходится, особенно во время длительных перелетов

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Мы собрали 10 фотографий обедов из разных авиакомпаний и попросили одного специалиста рассказать, как именно возникает все это малоаппетитное содержимое самолетного подноса.

 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

Pakistan Airlines

  • Овощной салат с редисом, помидорами, огурцами, желтым и зеленым перцем, красным луком и оливками;
  • панакота с клубникой и клюквой;
  • натуральный йогурт;
  • молоко, масло, крекер;
  • обжаренный сыр, кхагина с цукини и вареной морковью.
 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

Pakistan Airlines

  • Овощной салат с редисом, помидорами, огурцами, желтым и зеленым перцем, красным луком и оливками;
  • молочный пудинг;
  • натуральный йогурт;
  • молоко, масло, крекер;
  • куриное карри с рисом, морковью, бобами и помидорами.
 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

Air Seychelles

  • Ягодное суфле;
  • салат из сладкой картошки с имбирем;
  • масло;
  • зерновая булочка;
  • овощная масала с рисом, помидорами и шпинатом.
 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

Air Canada

  • Салат из зеленых и красных листьев;
  • минеральная вода;
  • бальзамик;
  • шоколадка Cudbury;
  • булочка из белого хлеба;
  • пицца «Пепперони».
 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

«Аэрофлот»

  • Рыба с картошкой и овощами;
  • масло;
  • халва;
  • плавленый сыр;
  • черный хлеб;
  • салат с семгой.
 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

Maxjet Airlines

  • салат с брынзой, апельсинами и помидорами;
  • лимонный соус;
  • булочка из белого хлеба;
  • масло.
 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

Air Namibia

  • Шоколадный кекс;
  • хлебные палочки;
  • сыр;
  • молоко;
  • масло;
  • салат с йогуртом, кукурузой, сельдереем и помидорами;
  • говядина с пюре, фасолью и красным перцем.
 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

Air Jamaica

  • Масло;
  • ягодный пудинг;
  • бальзамический соус;
  • злаковая булочка;
  • салат с помидорами и огурцами;
  • шпинат в сливочном соусе с морковью и обжаренным сыром. 
 Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

    Air Nippon

    • Шоколадный пирог с корицей;
    • минеральная вода;
    • сливы;
    • салат с фасолью и ветчиной;
    • рис с тофу, имбирем, горохом и брокколи;
    • злаковая булочка.
     Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
    Фото: Martin Parr/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru

    British Airways

    • Шоколадный пирог;
    • булочка из белого хлеба;
    • молоко;
    • говядина в подливке с вареным картофелем, морковью и фасолью;
    • шоколадка;
    • греческий салат.

    Александр Ланд, менеджер питания авиакомпании SAS Scandinavian Airlines:

    «Бортовое меню придумывает целая команда поваров и экспертов. По всему миру для нас работают кейтеринг-компании. Им заранее сообщают, какого меню придерживается SAS. Часто мы проводим по несколько дней вместе с их шефами на кухне, чтобы все точно соответствовало нашей концепции. Важно учитывать особенности местной кухни — это нравится и тем, кто летит в Скандинавию впервые, и тем, кто возвращается домой. Еда может быть очень простой: местное пиво, хрустящий хлеб, булочка с корицей или кусок пирога после ужина. Меню меняется каждый сезон: летом, например, на десерт подают клубнику, осенью — яблоки, зимой — шиповник, а перед Рождеством готовят рисовый пудинг. Хлеб, масло и молоко — органические, их загружают в Швеции и Дании. Ничего вредного в них нет. Мы не используем генномодифицированные продуктов, только натуральные. Кейтеринг-компании, которые готовят нам еду, базируются в эропортах — все быстро попадает на борт. Холодные блюда привозят в тележках, горячие — в мисках, и все это перед полетом охлаждается. А перед подачей, наоборот, разогревается в мобильных печах. Во время приготовления нужно учитывать, как влажность воздуха и давление во время полета повлияют на вкус блюд — в воздухе рецепторы работают иначе, и все кажется менее соленым».

    Борис Акимов: Если послушать этого господина Ланда из Scandinavian Airlines, то получается, что гастрономическая самолетная жизнь просто прекрасна. Но все мы знаем, что это не так. Или я не прав? И вам попадалось что-то съедобное?

    Комментировать Всего 80 комментариев

    Тайские и сингапурские авиалинии очень даже хорошо.

    Михаил, согласна с вами! Особенно тайским авиалиниям удается меню завтрака - блинчики, вафли с ягодным соусом, горячие круассаны и фрукты. Забываешь о том, что завтракаешь не дома, а на высоте 10000м

    Раньше я очень много летала, и в предложениях Аэрофлота ела только бутерброд с красной рыбой и пила чай. Кофе в Аэрофлоте жуткий, пить нельзя. Мясные блюда, как впрочем и в других авиакомпаний тоже желают дополнительной архитектуры. В предложениях немецких авиалиний ела только салат+ маслины и кофе. British Airways - кофе и сладкая часть "тунира на выживание". В скудных предложениях финских авиакомпаний - короткий перелёт - (летала всегда бизнес/первым классом), за счет которых все в основном напиваются, - смешанный салат из ветчины, овощей и макаронных изделий, - ела всегда - многолетняя привычка. Долгие перелёты мне не под силу, но говорят, что там кормят хорошо и много. Рассказывал муж, облетев весь земной шар, и в частности, пролетая из Москвы над Франкфуртом в Иран; друзья - по дороге в Таиланд; дочь - на Мальдивы.

    По своему опыту могу сказать, что  меню на рейсах по Европе гораздо хуже, чем в Азиатском регионе. Правило "Чем дальше полет - чем тем лучше еда" действительно работает.  Мои любимцы - Emirates: у них меню всегда разнообразное, на любой вкус, мясные блюда, рыбные  или вегетарианские подаются с соусами, овощами, специями. Продукты качественные, практически отсутствуют разные чипсы, снеки и тд, вместе этого много фруктов, овощей, сыров

    Эту реплику поддерживают: Ильдар Латыев

    Вот- вот, Сашенька, я про Эмираты забыла. Вы знаете по личному опыту, а мне рассказывали, что самолётным  гурманам есть чем поживиться на этих рейсах.

    Мой опыт ограничивается эконом-классом, могу себе представить, какое гастрономическое раздолье в бизнес и первом)

    Эту реплику поддерживают: Ильдар Латыев

    Я думаю, мы услышим здесь от кого-нибудь про разносолы в первом классе в Эмираты.

    неа, хотя идея такая не раз приходила в голову, сделать такие же фотографии)

    Никогда ничего съедобного мне не попадалось. Однако есть правила, которыми следует руководствоваться в длительных полётах. Обязательно заставить себя проглотить любое нечто с высоким содержанием белка и много пить. 

    Нет, не ем, даже сок не пью, не хочется, да и то что приносят соседям не вызывает аппетитного настроения.

    Хм, к еде я очень спокойно отношусь. Сегодня зашел на кухню, пью чай и мысль пришла о том, что плиту-то я на этой неделе не зажигал.

    Возможно, я буду есть в самолете если полет действительно длительный, от скуки :)))))

    В самолетах я ем. Я благодарный пассажир для любой авиакомпании, потому что очень трепетно отношусь ко всему, что связано с авиацией.  Для меня еда в самолете - это часть духа путешествий. Авиакомпании сама решает за тебя, что ты будешь есть и в этом есть некий сюрприз. Мне нравится рассматривать очередной поднос с маленькими тарелками и изучать их содержимое. Например, когда летаешь а Азию с несколькими пересадками, еда на подносе отражает местоположение. Вылетаешь из Москвы - на десерт кусочек торта "Птичье молоко", картофель, консервированный персик, после пересадки в Дубае появляются орешки, рассыпчатый рис и восточные сладости. Потом, спустя сутки на рейсе Бангкок - Джакарта обнаруживаешь папайю и лапшу с овощами. 

    Хотя я честно полноценно ем перед каждым полетом, в самолете не могу удержаться от того, чтобы не попробовать то, что приносят, - интерес берет верх.

    а вы, саша, в нью-йорк полетайте, да с пересадкой в Дублине. ВОт и поглядим на вас!

    кстати, вот на рейсе Москва-Гавана лет 9 назад в меню было даже мороженое)

    вот везет тебе все время!

    О! мороженым угощают и по дороге из Абу-Даби в Коломбо))

    А я с появлением детей беру еду с собой как в старые добрые времена - варенные яйца, соль, котлетки, хороший хлеб, йогурты, сухофрукты.

    А вариники с вышней? Есть женщины в украиньских селеньях...

    И с картошечкой, и чтоб в кастрюльке, укутанной вышитым рушником, и чтоб таможеннику ложкой по лбу, за посягательство изучить содержимое. 

    Не, со сметаной лень заморачиваться.

    вот это правильно, я считаю

    и как в поезде - из фальги достал и вперед ))

    вот бы еще подстаканники ввели - цены бы им не было!

    Подстаканник – вряд ли, ибо может быть использован в качестве холодного оружия.

    Я почти всегда ем в самолете, может не все, но ем :-) С собой еду редко беру, чтобы лишний раз не сталкиваться с секьюрити. Часто наблюдаю, как пассажиры кривятся, ковыряясь в блюдах предлагаемых авиакомпанией :-) Конечно, самолет - не ресторан... Думаю, со временем на коротких перелетах питание вообще отменят или будут предлагать какие-то блюда за отдельную плату, как на бюджетных авиалиниях - им мороки меньше, а пассажирам даже полезнее пару часов не жевать :-)

    секьюрити ничего против еды не имеет. Я ни разу не сталкивалась с этим. Проблемы возникают с ввозом еды в некоторые страны, но остатки еды всегда можно выбросить до прохождения границы...

    В Дублине, при прохождении секьюрити (перед тем как в зал ожидания попадаешь), у меня забрали йогурты - они считаются жидкостью, а заодно и sticky toffee pudding в упаковке - там соус, значит тоже жидкость. Думаю, с котлетами проблем бы не было :-) 

    Я в самолете как правило не ем, но иногда на дальних рейсах есть приходится и качество еды на одной и той же компании отличается очень сильно в зависимости от того, на какой рейс попадаешь.

    мне рассказывали как один очень известный российский олигарх отравился тунцом в самолете одной не очень известной, но жутко дорогой авиакомании, которая обещает кормить "свежайшей едой ресторанного качества"

    Это напоминает массовое отравление в когда-то самом титулованом ресторане Англии Fat Duck, который пришлось после этого закрыть.

    Примерно год назад. Отобедавшие стали жаловаться, когда кол-во отравившихся достигло 40 человек, Блументаль закрыл ресторан - сам не мог найти причину, у них же там все максимально стерильно, да и качество продуктов соответствующее - 3 звезды все-таки.

    Так вот, вызвали спецов из Агенства защиты здоровья, те искали недели две, так ничего и не нашли. Предположительно это был норовирус, совершенно не связанный с Fat Duck.

    Сначала писали, что 400 человек отравилось, потом пояснили, что после жалоб и закрытия ресторана проверяли по возможности всех посетителей, побывавших в Fat Duck в течение нескольких месяцев, т.е. 400 человек проверили...

    Туда запись на 6 месяцев вперед, не шучу - знакомая хотела сделать подарок любимому, в декабре 09 запись была на август 10 :-)

    Джамайская еда звучит аппетитно))) ем в самолетах всегда, как в последний раз и с удовольствием)

    с удовольствием то как вам удается?

    Борис, мне кажется, что жаловаться на качество самолетной еды, это то же самое, что жаловаться на качество журналов, которые авиакомпания кладет в карман на кресле. Хочешь интересного чтения - бери с собой свою книжку.

    Их сервис - не кормление. Вы же не жалуетесь, что стюардесса массаж не делает, не поет, и не пляшет? (И слава богу!)

    а я не жалуюсь

    я интересуюсь! но и вообще хочется чтобы жизнь была лучше! и в самолетах тоже!

    Я понимаю. Бесполезно приказывать генералу обернуться чайкой, только голос потеряешь...

    кому и не делает, а если хорошо попросить?

    т.к. в те редкие разы, когда летала, чаще была в ужасе, поэтому отвлекалась на сандвичи от скайэкспресс(за доп.плату), вроде бы были ничего, хотя в период стресса может и не то показаться.

    А почему "в период стресса"? боитесь летать?

    да, Саш. Если есть выбор между поездом и самолетом - выберу поезд. Пока не было поездок, чтобы этого  выбора не было, тк редко путешествую вне России, к сожалению. А, ну и вне России брала автобусный тур :-)

    ем почти всегда, так как на высоте начинается жутое чувство голода ( кроме тех случаев, когда в аэроорту можно нормально поесть или когда до ужаса хочется спать )  

    при коротких перелетах ( до 4 часов) всегда заказываю вегетарианское меню - почти всегда сносно.

    Отличная еда в высоких классах обслуживания у сигупарцев, верджин, тайцев, корейцев, эмирэйтс.

    ЛУЧШАЯ еда у JET AIRWAYS... и напитки тоже...  как в хорошем ресторане, так что, бывают исключения.. 

    Да, кстати, а какого года фото с едой? уж бльно странно выглядят ... да и у аэрофлота давным-давно все оранжево-синее...

    я летаю всю жизнь.

    очень-очень интенсивно.

    знаю всё про самолётную еду на внутренних перелётах )) 

    знаю  как её готовят и как выигрывают тендеры на поставку бортпитания (делала об этом репотражи).

    Всегда  пью томатный сок и чай с лимоном .Это почти ритуал.

    Насчет еды - смотря какая авиакомпания. Внутри страны - ОЧЕНЬ разный уровень кач-ва питания.

    Забавно, что если ты спишь - соседи - попутчики обязательно будят "проснитесь-проснитесь, поешьте!!!" Даже в 2 часа ночи!  Просто беда! Но и трогательно тоже. Блин, заботятся же люди!

    Из дальних перелётов за пределами страны - запомнились "Вьетнамские авиалинии". Там в меню приписка крупными буквами : "ЛАПША ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПО ПЕРВОМУ ТРЕБОВАНИЮ". И это правда. Приносят лапшу.

    ! Лапша по первому требованию?? очень круто. надо взять на вооружение. В моей будущей Лавке что нибудь такое придумать

    К уже вышесказанному могу дабавить вот что. По Европе стараюсь есть только в бизнес классе, да и то если рано-рано утром был вылет. Не могу думать на пустой желудок. А так до 4ч перелет достаточно терпимо переносится без еды. Главное побольше пить, чтоб огранизм не обезвоживолся. При этом крепкими спитным не балуюсь, ограничиваюсь одним (в зависимости от болтанки) джином с тоником и несколькими бокалами воды.Самое интересное, что многие авиалинии устраивают иногда типа акции, скажем, африканская еда в течение 1 месяца. У меня был перелет в Сингапур около 12.5 часов с KLM. Так вот, когда летел назад, то уже от запаха кус-куса просто тошнило. А представте себе что таких перелетов в месяц может быть несколько. Начинаешь банально мечтать о чизбургере из макдональдса.

    Кофе в самолетах просто полная бурда, неужели так сложно делать кофе типа еспрессо, а не фильтрованный? Так что из горячих напитков мое предпочтение - чай с молоком.

    Кстати, если кто-то будет лететь по Европе (< 2.5 часов), обратите внимание на состав сэндвичей в самолете. Особенно количество "Ешек". Приятного аппетита!

    Жаловаться бесполезно

    Несколько лет я был хозяином кейтеринговой компании, которая поставляла питание на борт самолетов вылетающих из Челябинска. Мы были возможно первыми кто сломал сложившуюся систему советского бортпитания. О ней особый разговор, но я о хочу немного о своем опыте. Для бортового питания существует огромное количество нормативных ограничений. Есть справедливые, потому что действительно на борту меняются и вкусовые ощущения и работа желудочно - кишечного тракта, но гораздо больше никчемных, доставшихся от нормотворчества СЭС в СССР. Это первое почему нельзя вкусно приготовить. Врачам, а не поварам предоставлено право определять возможности применения сырья, кулинарных технологий и технологий хранения. Российские самолеты очень плохо оснащены оборудованием для разогрева приготовленного питания, а на некоторых его нет совсем. Все авиакомпании безжалостно урезают бюджеты питания, задерживают оплату кейтеринговым компаниям, а многие и не хотят отдавать этот лакомый кусок бизнеса профессионалам предпочитая организовывать питание самостоятельно или через близких, с которыми легко договориться, естественно не в пользу пассажира. Есть еще масса факторов, которые не опишешь в комментарии. Но могу сделать однозначный вывод. Никогда, ни у кого, на борту самолета не будет вкусного и здорового обеда. Даже в первых классах. Я летал первым классом Люфтганзы, где стоимость билета выше чем у рядовой компании в 6-8 раз, а питание мало чем отличается от рядового. Ну разве что понты с разноцветным меню и фарфоровыми тарелками. Поэтому надо обходиться малым, как предлагает Мария - томатный сок  из тетрапака и чай из пакетика со шкуркой от лимона. Приятного аппетита!

    Павел а, Вы что готовили для самолетов?

    Борис, конечно же мы не предлагали каких-то сногсшибательных яств, но большим прорывом стало, то что мы готовили и подавали на борт свежеприготовленную продукцию, а не консервы и заморозку. Мы делали прекрасные свежие булочки. Мы впервые стали готовить соусы, в том числе грибные, что было категорически запрещено в советские времена. Но это было десять лет назад и сегодняшнее питание во всем мире нашло свой стандарт, малопривлекательный для пассажира, но выгодный и безопасный для поставщика услуги. "Ничего личного, только бизнес". А бизнес это неплохой.

    вот у нас в этом смысле все сделано, чтобы людей кормили ээээ мягко говоря невкусной едой. Мы сейчас Лавка открываем - куча просто проблем. все сделано для того чтобы вкусно не было. Но мы то конечно прорвемчся )))

    Как правило не ем в перелетах. Только вода и чай. Уж слишком неапетитно выглядит весь этот пластик. Такое впечатление что и упаковка и то что в ней упаковано однородно..и на вид и на вкус.

    Qatar Airways очень даже неплохо кормит. Я летел как-то в Йоханнесбург. Большое меню, можно выбрать. И добавку приносят

    я летала ими пару месяцев назад в Индонезию: понравилось то, что приносят меню, приборы железные , а не пластмассовые и действительно большой выбор блюд)

    кстати, да!

    хм,  а как же политика безопасности?..

    ага. там довольно расслабленная обстановка и голодным не прилетит никто

    Довольно часто летаю беспосадочным рейсом Москва- ЛА и обратно, просидеть 13 часов в самолете скучно и утомительно, не спасает ни чтение, ни кино (всегда старое). Единственное развлечение, когда разносят еду. Она хоть и неважная, мягко говоря, но за едой время летит быстрее. Но что действительно важно-много пить и,кстати, надо много пить несколько дней после полета -помогает быстрее адаптироваться.

    Гуля, согласна с вами в том, что еда во время длинных перелетов становится одним из развлечений, поэтому то я от нее никогда не отказываюсь. Полет получается  - от приема пищи до следующего.

    Я каждый раз обещаю себе в самолете не есть - и каждый раз ем чисто от скуки. (Так же, как каждый раз обещаю себе поработать в полете над какой-нибудь статьей и в результате смотрю десять серий "Офиса"). Я вообще в самолетах превращаюсь в такое покорное жвачное животное.

    Это только в самолетах происходит? Или есть еще какие-то места и ситуации?

    Это все не еда,а закуска)

    До и,как можно быстрее сразу,по прибытии ,ринуться в какой-нибудь славный ресторанчик за огромным куском мяса!!!

    Вот и я ем от стресса. Ужасно боюсь летать. А наличие еды и ее прием создает иллюзию что все в порядке. Как вроде так и надо - еда, чаек, посудку прибрать. Ох, спасибо тем кто ее там выдумал

    орехи, сухофрукты, хлеб и очень много воды (примерно  литр в час)

    Литр воды в час: это 9-10 литров при длинных перелетах. Поскольку этот тред читают живые люди - важно предупредить их, что, совершив такой подвиг, они легко могут умереть. Даже для идеально здорового человека это небезопасно, а при незначительной гипертонии, сердечной недостаточности, почечной недостаточности - смертельно опасно.

    И, кстати: откуда сама идея - именно литр, а не пол-литра и не два литра?

    я говорил про себя...

    а гипертония и почечная недостаточность - это всегда резко обезвоженная кровь... количество воды для каждого свое, но, как правило - 3-4-литра за полсуток при отсутствии привычки много пить...

    может не идея - привычка?

    не что так не сокращает время полета, как (говоря про себя) поллитра на взлете

    Летаю бизнес или первым классом только, и много. При полете в первом классе на длинные расстояния, можете позвонить и заказать ваши предпочтения заранее. И много вина, виски и коньяка. Воду не пью, только пиво. На еду не жалуюсь. При одном из перелетов японец в салоне суши делал. Другой раз сомелье вино рекомендовал. Ни разу не видел людей со своей едой в самолете. Когда с детьми лечу, то им наоборот громадная аттракция еда на борту, соль в маленьких солоночках, пакетики всякие. Разнообразие жизни, что и дети любят.Самый запоминающийся случай, при перелете Бильбао - Франкфурт на обед была подана фантастически приготовленная мерлуза в оливковом масле и спагетти с трюфелями.Перелет 2 часа.

    В самолетах не ем почти никогда, ну только если к этому вынуждают обстоятельства. Приятные исключения случатся иногда в бизнес-классе на трансконтинентальных перелетах, но это исключения... и, как правило, из разряда холодных закусок. А вот в транзитных аэропортах не упускаю случая перекусить.

    Франкфуртские сосиски с пивом  - понятное дело, Франкфурт.

    Гиннес - Шеннон.

    Хамон с красным вином - Мадрид.

    Самая вкусная еда, как мне кажется, у израильской EL-AL. Я всегда с жадностью сжираю все, что дают, прадва, теперь дочка стала отнимать.

    Выпив 13 литров воды за 13 часов полета, страшно представить, как будут чувствовать себя бедные ноги - бегать и даже много ходить в самолете проблематично. Анатолий- уникум!

    Я вот везде ем. И самолет - не исключение. Из последних приятных впечатлений - Etihad Airways и, на удивление - бизнес Air Astana (очень вкусные фрукты и мясо)

    Не ем в самолетах...терплю...

    А вот если брать авиакомпанию KLM, то там ограничиваются сендвичами. по две штуки на нос. Но они свежие и упаковани как надо. А на дессерт сначало брауни, а потом еше на вибор поднос с шоколадом предложат. Кофе у них, кстати, отличний!А что касается British Airlines , то лучше уж сендвич, чем то, что они подают..Аэрофлот вечно пугает едой (если из Петербурга лететь).А вот помню Таджикские авиалинии, вот они порадовали! Даже национальние лакомства преподнесли!

    Совет: брать с собой. Любой сэндвич, то, что вы любите. Значительно улучшает качество перелета. Ну, или бизнес-класс.