Фото: Антон Белицкий
Фото: Антон Белицкий

У «Золотой Маски» в Череповце долгая история: фестиваль проходит здесь с 2010 года и этой осенью отметил десятилетний юбилей. За это время череповецкий зритель смог увидеть лучшие спектакли ведущих российских театров — и этот год не стал исключением: в программе нынешних гастролей не только две постановки классики — «Пигмалион» Театра им. Маяковского и «Волки и овцы» «Мастерской П. Фоменко», — но и детский спектакль «Кролик Эдвард» РАМТа.

Для артистов «Маяковки» это первые гастроли в Череповце с «Золотой Маской». По дороге нам рассказывают про главные достопримечательности Череповца и про самого известного горожанина — живописца Василия Верещагина. Старший брат художника, Николай, тоже предмет гордости череповчан: «создатель русского сыроварения и маслоделия» — так представляет его экскурсовод.

Проехав по мосту, мы выходим на берег Шексны. Имение Гальских, куда нас привезли на экскурсию, стоит на высоком обрыве над самой рекой, откуда открывается прекрасный вид на город. Трехэтажный деревянный дом XIX века и спустя двести лет производит сильное впечатление: высокая колоннада, большой балкон, растянувшийся почти на весь второй этаж, и высокий бельведер, возвышающийся над крышей, — все атрибуты «провинциального классицизма», как характеризует стиль постройки наш экскурсовод. За свою двухсотлетнюю историю поместье Гальских превратилось в настоящую сокровищницу для любителей антиквариата: здесь много старых фотографий и портретов, раритетных книг и одежды XIX века.

Показы спектаклей «Золотой Маски» в Череповце на протяжении десяти лет проходят благодаря партнеру фестиваля — компании «Северсталь», поэтому после усадьбы Гальских нас пригласили на экскурсию по Череповецкому металлургическому комбинату, где мы увидели крупнейшую в Европе доменную печь «Северянка», из жерла которой течет «огненная река», как ее называют рабочие. Это зрелище никого не оставило равнодушным. После экскурсии по заводу нас отвезли в музей «Северстали», поразивший всех высокими технологиями. Здесь «Золотая Маска» встретилась с «Золотой Каской» — высочайшей наградой в области охраны труда, которая несколько лет назад была присуждена команде «Северстали».     

«Вот уже десять лет “Золотая Маска” приезжает в Череповец. И каждый раз это событие, которого ждет весь город. За это время благодаря фестивалю мы видели и мюзиклы, и балет, и замечательные драматические постановки. Но мне кажется, самое главное, что за эти десять лет вырос наш зритель, стал более требовательным и разборчивым. Искусство воспитывает — и это для нас самое важное», — рассказывает глава отдела коммуникаций компании «Северсталь» Людмила Гусева.

Заместитель мэра Наталья Стрижова признается, что за эти десять лет изменился не только зритель, но и Череповецкий камерный театр: местные артисты каждый раз приходят на показы «Золотой Маски», чтобы научиться чему-то у приезжих мастеров. В репертуаре Камерного театра более тридцати постановок самых разных жанров: от русской классики и детских представлений до спектаклей по современным авторам. В этом году здесь была устроена лаборатория современной драматургии, результатом работы которой стала постановка «Иллюзий» Ивана Вырыпаева. Помимо Камерного, в Череповце еще два регулярных театра — Детский музыкальный и Русский национальный, на сцене которого ставятся не только драматические спектакли, но и балет, мюзиклы и даже рок-опера.

«Для нас самое главное в “Золотой Маске” — это ее просветительская миссия. Благодаря показам фестиваля наш зритель по-настоящему полюбил театр: на наших местных постановках всегда аншлаг, а на премьерные спектакли и вовсе не достать билетов. Но, конечно, главным театральным событием остаются постановки “Золотой Маски”, которые горожане всегда ждут с нетерпением», — рассказывает Наталья Стрижова.

Фото: Антон Белицкий
Фото: Антон Белицкий

Фойе дома культуры «Строитель», где проходит показ «Пигмалиона», превратилось в галерею: перед входом в зал висят фотографии со спектаклей «Золотой Маски» за все десять лет существования фестиваля в Череповце. Кажется, здесь собрали всех: и «Войну и мир» «Мастерской Петра Фоменко», и «Шведскую спичку» Театра Наций, представленную в Череповце в прошлом году, и «Крейцерову сонату» МХТ. 

Оба показа «Пигмалиона» завершились овациями — и это неудивительно: спектакль мэтра российского театра Леонида Хейфеца легок, полон юмора и любви к человеку, плюс актерский состав спектакля звездный: помимо Игоря Костолевского под аплодисменты зрителей на сцене появляются Анатолий Лобоцкий и Ольга Прокофьева.

«Для нас нет разницы, для кого играть — для московского или для провинциального зрителя: где бы мы ни были, мы всегда стараемся выкладываться по полной. А вот публика зачастую отличается: понятно, что столичный зритель избалованнее, но зато региональный — более настороженный и поэтому более взыскательный. Но тем сильнее его ликование, когда он понимает, что пришел на хороший спектакль с хорошими артистами. И вот тогда он искренне рад и благодарен — а это невозможно не заметить», — говорит исполнитель роли полковника Пикеринга Анатолий Лобоцкий.

Следом за «Маяковкой» в Череповец приехали артисты РАМТа со своим «Кроликом Эдвардом». Для исполнителя главной роли Виктора Панченко детские спектакли всегда особенный опыт: «Спектакли для детей и спектакли для взрослых — это две разные планеты: детей обмануть намного сложнее. И сами они как зрители честнее и в чем-то даже строже: если им неинтересно, то долго они притворяться не могут. Это взрослые закроют глаза, если увидят промах на сцене, сделают вид, что ничего не было, а вот дети, думаю, нет».

Гастроли «Золотой Маски» в Череповце закончились легендарным спектаклем «Мастерской Петра Фоменко» «Волки и овцы» в постановке основателя театра. Несмотря на то что с премьеры прошло уже двадцать семь лет, спектакль и сегодня остается свежим — благодаря не только виртуозной режиссуре Фоменко, но и замечательной игре артистов «Мастерской».

Автор: Егор Прокопьев

Фестиваль «Золотая Маска» в Череповце проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.