![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
«Стресс и "кактус"». Гастроли «Золотой Маски» в Омске
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4f/e0/4fe0baac79bc5d51fc79e13c03c4916415a641e9d22a66d02c92e3a505cd8bb9.jpg)
Гастроли «Золотой Маски» — это продолжение и развитие основной программы фестиваля. Для каждого города составляется своя программа — с учетом местной специфики и технических особенностей площадок. И если в Южно-Сахалинске показали программу классического толка, то в Омске она оказалась более разноформатной: здесь были и классика, и современная пьеса, и эксперимент.
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b2/ee/b2ee81d2f99888a47eb3c8e2d4f7cd9cd817a5642c1c98b43fcbe3c2a532d477.jpg)
Зрителям Омска, привычным к хорошему театру (Омская драма всегда была на высоте), показали постановку Театра наций «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Режиссер Максим Диденко, мастер переплавлять драматическое в танцевальное, родом из Омска, и его тут ждали особенно. Эстетика и чистота исполнения, звуковая подача и спрессованный Достоевский — все это произвело мощное впечатление на зрителя. Главный режиссер Омской драмы Георгий Цхвирава считает, что «Идиот» «очень хорошо прошел». Однако отзывы были разные: новации, которые в этой программе представлял Диденко, непросто даются залу, но без них невозможно представить себе сегодняшний театр.
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/23/bc/23bc36614208126aa0ff745490ff1a4ddb17144d1576f8a37bb30b4bd75118e4.jpg)
Следующими в программе были «Записки юного врача» — моноспектакль по булгаковским рассказам Максима Блинова, ученика петербургского педагога и режиссера Григория Козлова. Постановку свозили и в город Тара, за 300 километров от Омска. «Люди, о которых рассказывает герой Максима Блинова, — частичка его самого, он как бы вспоминает о них и о себе. И из простого все перерастает в сложное», — так описала спектакль омская журналистка Елена Петрова.
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1d/61/1d61e00fdf38d60bba23fd7add868a26a51a7fa099d6382599bf1f0378a982ce.jpg)
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1f/aa/1faab8aa2f684645c39e5cf3f5dd55e169fc1b8f708ab71458def309a937ca82.jpg)
Показ «Старого дома» Владимира Панкова (Центр драматургии и режиссуры) пришелся на 9 мая и совпал с днем рождения Булата Окуджавы, чьи песни звучат в спектакле, рассказывающем историю нескольких семей, живущих в коммуналке 1960-х. ЦДР впервые за долгое время попал в пул «масочных» региональных проектов — и «выстрелил»: и за счет вызывающего ностальгию материала (пьеса Алексея Казанцева написана в начале 1970-х), и за счет самой формы, с которой работает Панков, придумавший жанр «саундрама». «На омском показе сыграли свою роль факторы, которые не были учтены, когда спектакль ставился, — говорит директор ЦДР Анна Волк. — 9 Мая и 90 лет Окуджаве. И когда Панков сказал об этом уже на поклонах, мы все почувствовали, как много это обстоятельство значило».
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1c/e2/1ce240c3bbdda7a12cf5b1f24c1bcde7364760cebfbf92b1ac1572a4253a626c.jpg)
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a7/35/a73507f64fa0aa675bb7cb343b3c31a68c546d6fc0c4a69e128a5dd494e31b63.jpg)
Закрывал омские гастроли трехчасовой блокбастер Театра им. Маяковского «Изгнание», который режиссер Миндаугас Карбаускис поставил по пьесе Марюса Ивашкявичюса. Текст о трудностях эмиграции был написан по результатам документального исследования, которое драматург Ивашкявичюс, «звезда» литовской сцены, провел в Лондоне в начале 2000-х годов. Проблема адаптации в чужой среде сегодня близка и понятна многим, и жители Омска исключения не составляют. «Изгнание» — единственный в нынешней программе спектакль по современной пьесе. «Актеры, участвующие в постановке, существуют на той же высокой скорости, что и в крутых сериалах. И у меня нет внутренних резервов поспевать за ними. Это, наконец, тот случай, когда театр может быть очень быстрым», — поделилась впечатлениями от спектакля драматург Светлана Баженова, один из создателей омского Центра современной драматургии.
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5c/f4/5cf493058a7d918f162331e5b19e2e71a1820edfe6ac07529787666560951fac.jpg)
После «Изгнания» состоялась дискуссия. Режиссер, актеры и зрители говорили прежде всего о проблематике пьесы и спектакля. Эксперты же — о результате творческого тандема Карбаускиса и Ивашкявичюса: «Я видела и “Канта”, и “Русский роман”, ждала “Изгнания” — и убедилась: слияние их талантов приносит невероятные плоды», — сказала завлит Омской драмы Светлана Вегелей.
Гастроли «Золотой Маски» проходят на сцене Омской драмы с 2005-го, раз в два года, поочередно с международным фестивалем «Академия». И это хороший стимул для актеров, считает главный режиссер театра Георгий Цхвирава: «Во-первых, это знакомство с тем, что происходит в театральном процессе сегодня. А во-вторых, для городского театра это немножко стресс и “кактус”, потому что завтра начинаются наши спектакли, и мы оказываемся в сравнении с гастролерами, — а это всегда хорошо». «Мы не заболочены и ездим чуть ли не каждый год на “Маску”, а в прошлом году были на больших гастролях в Москве, но тем не менее есть беспокойство, что мы обособлены и варимся в собственном соку. При этом мы стараемся не захлебываться сразу от одних имен, а все-таки вникнуть в работу режиссеров и артистов», — продолжает мысль режиссера Светлана Вегелей.
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/91/8b/918bedd3d494fb6845e80a23c2c0ef75697b38eae2ee564af7c8c931ab99312e.jpg)
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a3/d0/a3d0abfdddd2968dfec66ce3bb4f1f33efd781cd470f6200b3465a194562fe7a.jpg)
![Фото: Андрей Кудрявцев](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/02/b9/02b9f5a63f99f1f1208d3dee9f2a78d5fd13044a7784efc90c61aab503874eea.jpg)