Нелли Шульман /

«Я спала с немецкими свиньями». Норвегия извинилась перед репрессированными женщинами

18 октября 2018 года правительство Норвегии принесло извинения женщинам, которых репрессировали после Второй мировой войны за романы с солдатами и офицерами Вермахта. Эти норвежки были вычеркнуты из истории — вместе со своими горестями, любовью, разлукой и желанием выжить во что бы то ни стало

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

«Там у нас был уполномоченный с биржи, пожилой, такой смешной, он даже не немец, а с какой-то Ларингии, что ли, я с ним пошла, погуляла, потом он мне даже сам доставал спирт и сигареты...

Вырикова капризно выпятила губы.

— Очень я ими нуждаюсь!.. Я тебе так скажу — лучше иметь дело с военными: во-первых, он временно, значит, рано или поздно уйдет, ты перед ним ничем не обязана. И не такие скупые: он знает, что его могут завтра убить, и не так жалеет, чтобы ему погулять...»

Диалог предательниц Выриковой и Лядской в сакральном тексте советской литературы, «Молодой гвардии» Фадеева, призван показать всю глубину их морального падения. Леночка Позднышева, первая любовь главного героя книги, комсомольца Олега Кошевого, «принимает гостей» уже рангом повыше — не уполномоченных с биржи, а офицеров, которым она, по словам Олега, «продается за прованское масло».

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

На фотографии последнего года войны голландские девушки, арестованные за связи с оккупантами, непринужденно курят и улыбаются. Вряд ли они догадываются о том, что совсем скоро их подвергнут публичной экзекуции — поставят на колени в навозе, обреют волосы и выкрасят головы в оранжевый цвет. Moffenmaiden«девушки для фрицев», во Франции их называли «подстилками для бошей», на оккупированных территориях Советского Союза — «шоколадницами» и «немецкими овчарками».

В Норвегии, где нацистские оккупационные власти приветствовали связи солдат с местными девушками, во время войны и сразу же после ее окончания от подобных связей родилось 10-12 тысяч детей. Примерно две трети из них были зарегистрированы в документах организации Lebensborn («Источник жизни»), созданной в 1935 году по инициативе рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Эта организация занималась, в частности, распределением в приюты детей, родившихся на оккупированных территориях от сожительства «расово полноценных» одиноких матерей с немецкими солдатами или офицерами. Помимо Германии, Lebensborn управляла родильными приютами в Норвегии, Дании, Голландии, Бельгии и Франции.

Во Франции, по разным подсчетам, родилось до 200 тысяч «детей оккупации». С 2009 года в Германии действует закон, по которому дети немецких солдат и офицеров, рожденные от французских матерей, имеют право на немецкое гражданство. Французско-немецкая ассоциация Cœurs sans Frontières («Сердца без границ») объединяет подобных детей с их ровесниками, рожденными от французских солдат матерями-немками; ассоциация помогает в поисках родственников и устраивает ежегодные встречи.

Разумеется, во время освобождения Европы отношение к подобным детям было совсем иным. Героиня рассказа Сомерсета Моэма «Непокоренная», француженка, убивает своего ребенка, рожденного от немецкого солдата. «Непокоренная» была написана Моэмом в 1944 году, в разгаре проводившейся во Франции кампании, позднее получившей название épuration sauvage («незаконная зачистка»).

В ходе этой кампании, призванной выявлять и казнить коллаборационистов, около 26 тысяч девушек, родивших детей от немцев или просто подозревавшихся в связях с оккупантами, были подвергнуты публичным унижениям, включавшим бритье головы. Личный секретарь Уинстона Черчилля писал: «Мимо нас, под аккомпанемент ругани и угроз, медленно ехал открытый грузовик. В кузове было около дюжины женщин, все — с обритыми наголо головами, низко опущенными от стыда».

Надо заметить, что в самой Германии в это время находилось более пяти миллионов иностранных рабочих, угнанных с оккупированных территорий. Случалось, что немецкие женщины и девушки вели себя с ними, скажем так, не совсем в соответствии с декларируемыми моральными принципами нацистского государства; об этом, в частности, упоминается в отчете чиновника Департамента расовой политики: «Многие немецкие женщины не стыдятся заводить дружбу и даже вступать в интимные отношения с этими мужчинами чуждых нам народов. Они (женщины) позволяют себе открыто выпивать с мужчинами, которые даже не говорят по-немецки, в публичных местах, а потом исчезают с ними в парках или полях».

Эти женщины рисковали своей свободой: по законам Третьего рейха сексуальные отношения с людьми неарийского происхождения наказывались тюрьмой. Однако эти законы практически никогда не применялись в отношении солдат и офицеров вермахта — ни на Западном, ни на Восточном фронте.

Славяне, с точки зрения нацисткой расовой теории, считались «неполноценными», однако, несмотря на это, армия смотрела сквозь пальцы на связи между немецкими военными и женщинами с оккупированных территорий. Когда же это стало превращаться в проблему (ведь зачастую подобные отношения оказывались не только длительными, но и приводили к рождению детей), армейское руководство решило положить этому конец, и в 1942 году был выпущен циркуляр, в котором среди прочего говорилось, что «русские женщины недостойны внимания немецкого солдата».

В послевоенном Советском Союзе этот аспект войны был табуирован. Интересно, что, несмотря на отдельные случаи уголовного преследования, в Советском Союзе женщины, уличенные в сексуальных связях с нацистами, не подвергались социальному остракизму. Кто-то мог уехать в другой город из-за угрозы ареста, кто-то подделывал в документах дату рождения ребенка, однако ни о каком бритье головы или стоянии на площади с табличкой «Я спала с немецкими свиньями» (как это делалось во Франции или Голландии) речи не шло.

Интересно, что в той же Норвегии участь подобных женщин была более печальной: после освобождения этой страны пять тысяч женщин, родивших детей от немцев, были осуждены на полтора года принудительного труда, а их детей распределили по сиротским приютам.

В современной России история этих женщин и их детей до сих пор остается неисследованной. Но все же в последние годы были удачные попытки донести до широкой аудитории эту проблему: фильмы «Франц + Полина» Михаила Сегала, снятый в 2006 году и получивший несколько европейских и российских кинопремий, и «Одна война» Веры Глаголевой, вышедший в прошлом году, хотя бы отчасти восполняют этот пробел.

Комментировать Всего 55 комментариев

Мне кажется такой вот социальный остракизм есть следствие того, что Европа практически не сопротивляясь легла под Гитлера. Способ быстренько отделиться, возвысить себя за счет другого.

Спрашивается, где были вы, те кто сейчас спешит вымазать дегтем и вывалять в пярьях этих девушек?

Во Франции вообще во время epuration savage часто таким образом сводили личные счеты - было много случаев, когда унижениям подвергались женщины, которые вовсе  и не спали с немцами.

Многие из тех, что громче всего кричали по поводу "немецких подстилок", как раз и были среди активнейших коллобрационистов с немецкими оккупационными властями. Помимо сведения личных счетов, это был также очень удобный способ отвлечь общественность и прессу от своих грязных дел путём высвечивания этой пикантной и возбуждающей темы.

Мне это напомнило забавную историю из наших палестин - несколько лет назад одна очень левая докторантка из Еврейского Университета написала статью, в которой обвинила израильских солдат в расизме. Причиной этого были результаты её исследования, показавшего, что за десятки лет практически не было случаев (за парой редчайших исключений) изнасилований или sexual abuse палестинок со стороны израильских солдат, а также случаев voluntary sexual fraternization или сожительства израильских военных с палестинскими женщинами - и это за десятки лет оккупации палестинских территорий! Возмущённая докторантка решила, что собранные ей самой факты указывают на расизм израильтян, которые настолько арабов за кюдей не считают, что даже их женщин трахать не хотят!!! Было весело  . . .

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Борис Цейтлин

Для кого это основная проблема для женщин, детей, солдат, государств или для членов Сноба?

Для всех нас, человеков. Для процесса, который я называю иностранным :) словом "дебулшитизация".

И что, как это все принять? Я не думаю, что мы должны кого-то осуждать, кроме тех, кто войну начал

А что тогда добавляет эта тема к истории с Каином?

Эта тема к истории с Каином, уважаемый Павел, ничего не добавляет.

Историю с Каином, пожалуй, можно считать началом человекоубийства и "кто войну начал". Хотя конечно всё это практически никакого отношения к тому, что обсуждается здесь - не имеет.

Ваше же заявление: "И что, как это все принять? Я не думаю, что мы должны кого-то осуждать, кроме тех, кто войну начал" - требует расшифровки. Иначе - в нём трудно найти смысл. 

Но не презирать  же женщин, которые ведь не просто зачали детей, они их выносили родили, вырастили наверное. Я думаю они искупили свою "вину". На детях же вообще вины нет. Но при этом детям внушат, что они должны ненавидеть своих отцов, пусть только биологических. А разве можно выбирать отца?

Эту реплику поддерживают: Феликс Юльевич Ярошевский

Не презирать. Тем более всем скопом.

Да, пожалуй и нет ее...

Насколько я понимаю под запретом еще была тема того сколько немок было изнасиловано советскими солдатами при освобождении.

да, собственно, в отличие от Западной Европы (которая начала говорить о войне где-то в 60-е годы), в России до сих пор многое о войне не говорят. к сожалению, конечно.

Феликс Юльевич Ярошевский Комментарий удален

Мария Генкина Комментарий удален

Вторая мировая, в данном контексте, всего лишь частный случай. Всё дело в древнейшей поведенческой парадигме – что бы мужики ни натворили, виноваты женщины. Спала с врагом – подстилка. Не спала с врагом – тоже гадина, могла ить и переспать, чтоб спасти чью-то жизнь. А жизни ведь эти женщины и, вправду, спасали, было дело. Мотив здесь важнее факта, но не всем это интересно и выгодно увидеть. 

.

Но самое интересное, что в медийном проекте, который изо всех своих тщедушных сил позиционирует себя ультрамодным и "продвинутым", уже не впервые о сексе речь идёт как о товарном бонусе для "достойных". Я бы назвала это сумерками интеллектуального развития, граничащими с невоспитанностью, неинтеллигентностью, а попросту, бескультурьем. 

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Екатерина Егорова Комментарий удален

Да ладно Вам:)))

"проект изо всех своих тщедушных сил" - сильно конечно припечатано, только какой проект у нас в качестве эталона "не тщедуношсти" тогда будет?

Все ведь говорят познается в сравнении...

По суди замечания про секс на проекте я согласен, мысль точная и точно офорлена.

не подвергались социальному остракизму

Да Бог бы с ним с социальным остракизмом. Полагаю, что прежде всего девушки имели дело со СМЕРШем.

если успевали уехать и затеряться - то могли выжить. многие просто уходили на запад, вслед за оккупационными войсками.

К чему тогда говорить о социальному остракизме применительно к СССР, если варианты были: смерть, затеряться и уйти с немцами?

в довоенном СССР были случаи социального остракизма (например, во время репрессий против церкви), однако, интересно, что во время освобождения оккупированных территорий, в отличие от Западной Европы, он не применялся.

Наверное потому то в Европе это было на бытовом уровне, а в СССР люди имели дело в первую очередь с гос. органами. 

да, скажем, в той же Франции движение Сопротивления, в принципе, никто "сверху" не контролировал, поэтому во время epuration savage у них были, что называется, "развязаны руки".

если говорить о партизанском движении на оккупированных территориях СССР, то оно, наверное, было единственной малоконтролируемой советской властью силой. поэтому партизаны часто имели возможность поступать, скажем так, не совсем в соответствии с директивами командования.

не совсем в соответствии с директивами командования

Что Вы имеете в виду? Директивы были более чем очевидными "....убивать их всем, что попадется под руку: топором, косой, ломами, вилами, ножами… При уничтожении врагов не бойтесь применять любые средства: душите, рубите, жгите, травите фашистских извергов». Связь с немцами в каком-либо виде - предательство, какое уж там снисхождение.

я имела в виду отношения между партизанами и населением оккупированных территорий. плюс то, что происходило внутри самих партизанских отрядов. эти как раз вещи зачастую и были неподконтрольны директивам.

для примера: ...Власть в отряде узурпировал комиссар Егоров Сергей Егорович, присланный вместе раненого комиссара Дудко. Ему помогал во всем начштаба Карп Мерзляков. Этих двух сволочей объединяла животная ненависть к евреям... Партизаны и так мне рассказали, что в бою на 10-м Огинском канале Мерзляков лично в спину выстрелил в командира 51-й еврейской группы старшего лейтенанта Федоровича, нанеся ему смертельное ранение, пуля вышла через живот. Двое партизан это видели своим глазами, но молчали, прекрасно понимая, что в этом отряде, им, "западникам", "польским жидам", никто не поверит, их просто обвинят в клевете и расстреляют. Но в начале 1943 года в отряде стало твориться нечто невообразимое... Один партизан, карелофинн по национальности, донес начальнику штаба Мерзлякову, что партизанка Ривка Куница прячет у себя золотое кольцо, тем самым нарушив приказ о сдаче всех ювелирных изделий в штаб. Мерзляков сразу приказал своему подручному палачу Федьке-"Мяснику", зарезать Ривку. Когда Портнягин узнал о зверском убийстве партизанки, то вызвал к себе бывшего ювелира Имбера и попросил посмотреть это проклятое кольцо, стоившее жизни молодой девушке. Имбер сказал, что кольце медное, и в нем нет ни малейших признаков наличия хоть какой-то доли золота.

итальянский фильм "Малена" про это снят. С замечательной Моникой Белуччи 

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова

да, прекрасный фильм: "Of all the girls who asked me if I remember them, the only one I remembered is the one who did not ask"

Да, а еще "Голова в облаках" с Пенелопой Крус и Шарлиз Терон

Эту реплику поддерживают: Валерия Выгодная

прекрасный фильм, да. а еще Zwartboeck ("Черная книга") Верховена

Эту реплику поддерживают: Иван Охлобыстин

практически одновременно с Вами написали про этот фильм! только я в 5 25 по Лондонски.

Леонид Гав Комментарий удален

был фильм Джузеппе Торнаторе "Малена" как раз про судьбу одной из таких женщин

и еще фильм "Голова в облаках" с Шарлиз Терон

Я очень люблю фильм «Hiroshima mon amour».

да, еще один прекрасный фильм, Вы правы.

Он будет фигурировать в следующем тексте, поэтому я намеренно о нем тут не писала, но да, конечно. Хотя там немного другая ситуация.

cпасибо Вам , Иван

благодаря Вам я, наконец-то, посмотрела этот гениальный  фильм

Да не за что. Всегда готов служить Вам.

Согласитесь - как близко авторы этого фильма подобрались к самому краю бездны, который наивный мир пытается систематизировать брачными контрактами. Любить и умирать в равных пропорциях. В некотором смысле: это единственный вариант любить по-настоящему.

Эту реплику поддерживают: Валерия Выгодная, Наталья Сафронова

Cогласна!

Ни один контракт не смог бы заменить героям этого фильма ту всепоглощающую и смертоностную  любовь.  И эта любовь для них - жизнь. А жизнь без любви равносильна смерти. 

А вы Франц и Полина видели?

Отечественный фильм.

Да, Иван, очень сильный фильм, меня просто потряс, когда увидел в первый раз. А Шарлотт Рэмплинг там просто замечательная, было очень смело с её стороны сыграть эту роль

Это да, смело. Но стоило того.

Это самый отвратительных фильм, который я видела в жизни. 

Леда, мне страшно представить Вашу рецензию после просмотра фильма "Зеленый слоник"

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Да, Татьяна, спасибо. Я в ходе подготовки текста читала про Фриду и ее судьбу. Вот эти лечебницы - да, после войны норвежское правительство отсылало таких детей не только по сиротским приютам, но и по лечебницам для умственно отсталых (при том, что дети были вполне нормальны).

В настоящее время Норвегия официально извинилась перед этими детьми и они получили компенсацию за причиненный им ущерб.

Я думаю, учитывая нравы тех времён, что если б в послевоенной Европе взялись "бороться за чистоту крови" и "вытравливать немецкое семя",  то мы б не имели сегодня Германии с 82-миллионным населением. Немцы действительно сильно пострадали в результате Второй мировой, но всё же ничего подобного нацистским практикам на уровне государственной политики в Европе по отношению к немцам не практиковалось.

.

Это больше по терминологии замечание, чем по фактологии. 

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Мораль: не судите и не судимы будете

.Не дай Б-г в то время жить и умирать.И никто не знает как бы повели себя все те борзописцы, рожденные после войны, которые, выпятив губу, берут на себя смелось кого-то осуждать.Можно только пожалеть то поколение.

Уважаемые киноведы! Помогите вспомнить название советского фильма на колхозную тему, где есть одна сцена, где герои решают нравственные вопросы, обсуждаемые нами. Фильм черно - белый, деревенская изба, хозяйку играет Нонна Мордюкова, к ее мужу приехал однополчанин. Накрыт стол, хозяйсткие дети крутятся рядом. Гость спрашивает хозяина, улыбаясь детям: "Все твои?" Тот отвечает, при этом камера крупно мальчишку лет 5, белобрысого, веселого отплясывающего в центре: "Нет, один фрицев". В следующей сцене хозяка провожая  гостя говорит: "Я ему по горб жизни благодарна, он мне вину простил!" Все!  Не знаю как согласовывали сценарий фильма, но думаю это случай, когда офоициальная позиция не разошлась с человеческой. 

Это не "Председатель"? Лучше у Натальи Белюшиной спросить.Поставила в копию.

Это "Председатель". К мужику приехал не однополчанин, а брат, его играл Ульянов.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Наталья Сафронова

Спасибо, коллега! У меня никогда этот эпизод не связывался со свсем фильмом. Мне кажется или в советской   фильмографии эта тема более не поднималась?