Саша Рязанцев, Лондон

Zipcar, новый способ аренды машин

Один из самых правильных бизнесов, золотая середина между оголтелыми «зелеными», отрицающими любое средство передвижения, кроме кресла-каталки (вспоминается история про одну такую воительницу, которая заставила свою маму добираться до Марокко и обратно в Лондон на поезде, лишь бы та на самолете не летела), и отморозками вроде Джереми Кларксона (ведущий программы Top Gear, известный ненавистью к «зеленым» и страстью сжигать бензин).

Идея его, как все гениальное, проста. Вы платите взнос (60 фунтов за год или 99 за два), а потом от пяти до девяти фунтов в час в зависимости от машины, которую вы заказываете в онлайне (или по мобильнику). У компании нет гаражей и стоянок, она использует места, принадлежащие ее клиентам, или специально выделенные местными властями парковки, экономя при этом на инфраструктуре. Нет и администраторов, выдающих вам машину: система компьютеризирована, так что, когда вы хотите взять машину, она показывает, в каких местах припаркованы автомобили, вы выбираете место и идете туда со своей картой, которая открывает машину и сейф-бардачок, где лежат ключи. За бензин платит компания, вы оплачиваете только почасовую аренду и километраж, если накатали больше 25 миль в день.

Получается, это имеет смысл, если ездить по городу несколько часов. А если вам нужно за город на пару дней, все же лучше арендовать в обычной конторе, где за мили платить не надо. И если учесть, что большинство людей в Лондоне пользуются автомобилем раз-два в неделю, то Zipcar — отличная альтернатива собственному автомобилю. Она дешевле такси, вам не надо думать о страховке, бензине, стоянке и обслуживании, да и машин в городе станет меньше.

Кстати, на днях стало известно, что Zipcar готовится к IPO. Молодцы!

 

GoKart, электрическая тележка для гольфа

У Тайгера Вудса есть кэдди Стив Уильямс. У меня Стива нет, но есть GoKart. Раньше я носил сумку для гольфа на спине, но года три назад я увидел эту новую продукцию британского автопрома и решил попробовать улучшить с ее помощью свою игру. Игра моя не изменилась, зато GoKart мне до сих пор очень нравится. И, видимо, не только мне: если раньше на моего спутника смотрели с удивлением, сейчас таких в клубной конюшне несколько штук.

Дизайн уникальный: в сложенном состоянии тележка умещается в багажник самых маленьких автомобилей. Производство британское, маркетинг современный, яркий и с юмором.

Мне нравится этот бизнес тем, что, во-первых, решает реальную проблему (аппарат очень маленький в сложенном состоянии и очень удобный на поле). Во-вторых, дизайн, возможно, и не революционный, но точно инновационный. В-третьих, GoKart сделан в стране, где все кому не лень бормочут о том, что здесь ничто не производится.

 

Powerleague, футбольные поля

Идея удивительно проста: берутся в аренду никому не нужные участки земли (около дорог, под мостами, пустыри под застройку), и строятся на них футбольные поля для игры командами по пять-семь игроков. Потом поля эти сдают в аренду, как правило, на 10 недель. Например, мы играем каждый вторник в 8.20.

Мне нравится, что заброшенная земля пускается в дело при минимуме затрат. При этом создается возможность заниматься спортом, что, наверное, иногда помогает отвлечь молодежь от праздного шатания по улицам с пистолетом в кобуре. А мне это дает возможность потренироваться в течение недели, что положительно влияет на мою игру в воскресной лиге, где мне, может, осталось-то играть всего два-три сезона.

 

Laverstoke Park Farm, натуральная еда

Я познакомился с этим бизнесом, случайно купив баночку настоящей моцареллы в супермаркете. К моему удивлению, эта моцарелла оказалась сделана не в итальянской Кампании, а совсем рядом, в графстве Хэмпшир. Теперь я никакой другой моцареллы не покупаю. А когда я посетил сайт компании, у меня создалось впечатление, что бизнес этот состоит прежде всего в том, чтобы производить самое лучше органическое мясо, птицу и молочные продукты, а также пиво и эли.

Также имеется онлайновая лавка, где можно заказать доставку через день почти в любую точку Британии. Сайтом, конечно, никого не удивишь — это интернет-магазин вроде Amazon, где вы кладете в корзинку то, что хотите купить, расплачиваетесь и оставляете адрес. А вот для фермерского бизнеса это достаточно ново.

То есть немного похоже на идею Бориса Акимова с его «Лавкой». Перед таким вот отечественным производителем хотелось бы снять шляпу.

 

Aqua, новый бренд на Foubert's Place около Carnaby Street

Очень смелые коллекции одежды на выход по очень разумным ценам. Сам бизнес прост: они делают коллекции и продают их потом в своих магазинах и универмагах. Особенно радует, что этот бизнес родился не в утробе St. Martins College, а в неожиданном для модного мира Йоркшире. Первый магазин появился несколько лет назад в Лидсе, а лондонский открылся совсем недавно. Нравится дизайн лондонского магазина с его индустриальной начинкой и вешалками из водопроводных труб. А еще красивый йоркширский акцент продавщиц. Так что долой Милан, даешь Лидс!

 

Александр Альшванг, Калифорния

По данным Kauffman Index of Entrepreneurial Activity, в 2009 году в США зарегистрировано 558 тысяч новых компаний, что на 4% превышает результат 2008 года. Даже во времена экономического бума 1999-2000 годов, когда стартапы появлялись на каждом углу, новых компаний было создано меньше!

На самом деле в этой информации нет ничего необычного: в кризисное время всегда возрастает деловая активность на «клеточном» уровне. И тому есть причины.

Одна из них — высвобождение интеллектуальных ресурсов. В результате рецессии сокращается количество рабочих мест, появляется много свободного времени. Накапливается большой людской потенциал, он находит выход в создании новых компаний.

Другая немаловажная причина: открыть свое дело стало гораздо дешевле. Появилась новая волна «гаражных» стартапов. Намного доступнее стали офисные помещения, компьютерная и оргтехника. Многие программисты соглашаются работать безвозмездно, за акции и в счет будущих дивидендов.

Разброс стартапов достаточно велик: от модернизированных традиционных бизнесов до самых что ни на есть высокотехнологичных. Только во время рецессии, например, кому-то могла прийти в голову идея скрестить разъезжающие по дорогам фургончики, продающие дешевую еду, с качественной ресторанной кухней. Так называемые gourmet food trucks быстро распространились по всей Америке от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Профессиональные шеф-повара и предприимчивые любители-кулинары разъезжают в этих кухнях на колесах и предлагают «ресторанную» еду прямо у ваших дверей. И народу это нравится. Нравится сама еда. Нравится возможность отслеживать перемещения своих любимых поваров с помощью другого дитя рецессии — Twitter.

Быстро, оперативно известить своих покупателей и пользователей о новинках, разослать информацию о распродажах, обеспечить customer support on the fly (сразу и не сообразишь, как перевести эти устойчивые словосочетания) — вот как приноровился бизнес использовать Twitter. Нет, многие все еще пользуются Twitter, чтобы оповестить друзей, в какой клуб они отправляются погулять. Хотя встретить друзей, пересекая город, гораздо проще с помощью еще одного ребенка рецессии — Foursquare. Зашли в магазин — отметьтесь на Foursquare, сидите в ресторане — отметьтесь на Foursquare, и кто-нибудь из ваших друзей обязательно пересечется с вами! А там, глядишь, как завсегдатаю ресторана, вам пришлют скидку на следующий обед.

Но еще удобнее получать скидку, используя Groupon. Groupon выступает в качестве оптового покупателя. Каждый день компания предлагает какую-нибудь услугу или продукт по очень низким ценам. Фишка заключается в том, что скидку можно будет получить, только если число желающих приобрести услугу или товар превысит необходимый «оптовый» минимум. Сегодня, например, предлагали скидку в 50% на кроссовки компании Premier. Для получения скидки нужно было набрать как минимум 50 покупателей. За первые восемь часов кроссовки купили 168 человек. Значит, скидка достанется всем!

А что делать, если «кворума» для получения скидки не набирается? Ничего страшного, достаем iPhone, Droid, RIM или Windows Mobile, прокручиваем сотни программ (вот еще где стартапы зарыты!), открываем Twitter и... весь мир знает о распродаже!

 

Тюша Яковлева, Нью-Йорк

Heritage Foods USA, поставка уникальной продукции мелких фермеров по всей территории Соединенных Штатов

Вот как они сами о себе пафосно рассказывают: «Каждый день, что бы ни случилось, мы забиваем и разделываем 150 генетически здоровых свиней, которых 20 фермеров со Среднего Запада и из Виргинии вырастили  на естественных пастбищах и без применения антибиотиков. Ко Дню благодарения мы забиваем 10 тысяч индеек редких пород. Мы продаем свою продукцию оптовыми партиями и через интернет всем желающим. Мы должны есть этих животных, чтобы спасти их. Мы гордые бойцы (!!! — А. Шмаров) в битве за разнообразие рынка, на котором доминируют всего несколько пород. Благодаря нам численность индеек редких пород в США увеличилась вдвое».