В последнем номере Science опубликована статья с подробным отчетом о наблюдениях за сексуальной жизнью сверчков. Ученые из Центра экологии и охраны природы Университета Экзетера (Великобритания) снимали сверчков на камеры круглые сутки в течение двух летних сезонов.

Целью ученых было понять, как часто и с какими партнерами предпочитают спариваться самки этих насекомых. Это дало бы ответ на вопрос, какие качества позволяют быть более успешным в репродукции. Для получения более надежных результатов проводились генетические анализы с целью установления отцовства. Как известно, в борьбе за существование имеет значение только один результат: число твоих потомков, доживших до репродуктивного возраста. Всегда считалось, что выигрывает тот, кто быстрее, сильнее и агрессивнее, однако у сверчков все оказалось сложней и интересней: самые сильные и агрессивные самцы зачастую проигрывали в эволюционной гонке.

Жизнь у сверчков Gryllus campestris короткая. Личинки сверчков вылупляются из яиц в начале лета и выкапывают себе узенькие норки, где и проводят последующую зиму. Весной они выбираются на поверхность, претерпевают одну-две линьки и превращаются в красивых самцов и самок, готовых к размножению. Самцы начинают петь «любовные песни», оповещая самок, что они уже готовы к спариванию. И самки приходят на их зов. Они проводят «в гостях» у самца иногда часы, а иногда и дни, спариваясь по нескольку раз. Затем особи меняют партнеров, и все повторяется снова и снова.

Поскольку все особи в популяции были помечены, и за ними велось непрерывное наблюдение, ученые имели возможность точно установить, кто и от кого производил потомство. И тут выяснились очень интересные, а порой и неожиданные детали:

- Доминантные самцы спариваются реже, чем остальные. Пока они доказывают свою силу и ловкость, другие самцы занимаются оплодотворением самок.

- Самки предпочитают крупных самцов, но и у мелких есть способ повысить свои шансы. Этот способ — спеть хорошую песню. Ученые установили, что певческие способности крупных самцов не влияют на количество их сексуальных партнеров. Зато у мелких самцов певческие способности являются решающим фактором. Чем лучше они поют, тем больше самок ими очаровывается, и тем больше потомства они произведут. Это правило распространялось и на тех самцов, жизнь которых была короче: если они лучше пели, они успевали оставить больше потомства.

- Далеко не каждое спаривание приводит к появлению потомства. Оказывается, репродуктивные способности самцов сильно различаются, и многие особи, несмотря на спаривания, вообще не производят потомства.

Илья Колмановский:

Надо сказать, зоологи давно понимают, что с классической схемой что-то не так. Все попытки честно посчитать потомков заканчиваются выводом: агрессивные доминанты — не лидеры гонки за выживание. Их век недолог, их гормоны стресса зашкаливают. Они платят эту цену, потому что такова их генетика. Они не вымирают, потому что они нужны популяции; это, если угодно, удел омоновца — быть агрессивным хранителем порядка. (Кстати, я заметил по той жадности, с которой омоновцы общаются с задержанными в автозаке, что в силу профессии они чувствуют себя изгоями — еще одна черта агрессивного вожака.) Самый яркий тут пример — орангутаны. У этих приматов самец-вожак настолько агрессивен, что вообще не участвует в размножении: все самки достаются молодым самцам на периферии участка. Роль вожака — держать на расстоянии другие группы, обеспечивать порядок и мобильность перемещения своей группы, устанавливать маршрут, по которому можно пройти и собрать урожай фруктов.

У людей бывали периоды, когда вся эта сложность как бы не существовала: не зря среди землян какое-то невероятное количество потомков Чингисхана; вспомним и французское феодальное «право первой ночи». Сегодня, естественно, все не так: больше потомства оставляют не силачи, не власть имущие, не богачи — но и не умники и не отличные певцы, как у сверчков. Больше потомства оставляют бедные и необразованные. В чем эволюционный смысл такой странной подмены? У меня пока нет никаких идей. А у вас?