Как создать академию

Я — основатель и преподавательский состав виртуальной «Академии Хана». Когда-то я был инженером и математиком, но потом пошел работать аналитиком в хедж-фонд. Работая в хедж-фонде, я начал помогать в учебе своим двоюродным сестре и братьям. Они жили в Новом Орлеане, поэтому занятия наши проходили дистанционно.

Потом я начал записывать видеоуроки и выкладывать их на YouTube. Начал я с алгебры, потом занялся основами математики,  дальше были тригонометрия, математический анализ, арифметика, физика. Так за пять лет накопились 1400 сюжетов. На YouTube мне написали, что мои уроки — лучший образовательный видеокурс на этом ресурсе. Его смотрит больше народу, чем видеоуроки на сайте Массачусетского технологического института, Стэнфорда или Беркли. Насколько я знаю, у моего курса  больше зрителей, чем у любого другого во всем интернете. Это самое большое учебное заведение в мире.

Причины успеха «Академии Хана»

Мне очень интересно разобраться, почему это все действительно работает. Думаю, это поможет лучше понять суть учебного процесса. Чем отличается мой подход к обучению от традиционного и от других онлайн-видеоресурсов?

Во-первых, ролик можно перемотать. Вы смотрите его в удобное вам время, вы всегда можете нажать на паузу, посмотреть еще раз, вам не нужно ничего записывать. Если вы что-то не поняли, вы можете посмотреть предыдущее видео или залезть в «Википедию» и узнать точное значение слова. И это относится не только к моему проекту, но и ко всем сетевым видеоресурсам.

Многие считают, что сетевые ресурсы не могут сравниться с живым общением: когда вы все собираетесь в одной аудитории, у вас происходит обмен опытом, вы помогаете друг другу... Но если это обычная скучная лекция, никакого живого общения нет. Так что я не думаю, что онлайн-лекция хуже обычной.

К тому же видео дает вам возможность заниматься в своем темпе. Есть даже специальные программы, которые могут замедлять или ускорять видео, не искажая звука.

Потом, вам не нужно стараться понравиться учителю. Непосредственное общение один на один с преподавателем — всегда стресс для студента. Если вы, к примеру, занимаетесь матанализом и неуверенно себя чувствуете с отрицательными числами, то в обычном классе вы не поднимете руку и не скажете: «Что это тут у вас за отрицательные числа?» Но теперь вы больше не боитесь задавать вопросы. На YouTube можно нажать на паузу и посмотреть другое видео, просто чтобы быть уверенным, что вы все правильно поняли.

В моих видеоуроках вы меня не видите, а только слышите. Это получилось случайно, просто в начале у меня не было видеокамеры. Но когда я вывесил свои видео на YouTube, многие люди говорили, что я как будто забрался им в голову. А еще мы подсознательно следим за глазами и руками другого человека, и это отвлекает. В моих лекциях ничто не отвлекает вас от главного.

А теперь я расскажу вам про то, что действительно делает этот ресурс уникальным. Здесь все построено на живом разговоре, у вас возникает ощущение, что я сижу рядом и просто с вами разговариваю. Когда я нажимаю на запись, я просто начинаю размышлять. Я ничего не пишу заранее. Так получилось, потому что я очень ленивый. Но дело в том, что людям это нравится, и вы нигде больше такого не найдете.

Вспомните, как проходило ваше обучение. Когда профессор дает вам задачу, он уже раз 20 успел ее обдумать или заглянул в ответы. В моих видео в 95% случаев я начинаю писать на экране без подготовки. И я то и дело ошибаюсь. Люди пишут мне, что благодаря этому не комплексуют: они видят, как человек, уверенный в своих силах, иногда совершает ошибки. Иногда он выбирает неправильный путь, но зато можно проследить ход его мысли.

Но главное — это то, что я пытаюсь объяснить вещи так, как я бы хотел, чтобы их объяснили мне. Я думаю, здесь дело в том, как устроен мой мозг. Я не могу сдвинуться с места, пока не разложу задачу на самые элементарные составляющие — так, чтобы все было очевидным. В школе из-за этого я был отстающим. Мне нужно было обдумать все уравнения, установить между ними связи, понять, почему это важно. Но потом оказалось, что в этом и заключается мое преимущество. Потому что, когда в одиннадцатом классе меня знакомили с какой-нибудь теорией, я думал: «А, ну да, я уже изучал это в восьмом классе. Они, конечно, говорят, что это новая теория, но на самом деле это то, что было в восьмом классе, только под другим соусом». Моим одноклассникам, которые были гораздо умнее меня, часто это не давалось, они не понимали, что делали, и поэтому забывали многие вещи и расстраивались.

Так что я не начну снимать видео, если интуитивно не понимаю предмет. С самого начала я интуитивно знаю, какое объяснение я выберу. 

Учиться для удовольствия

Мне приходит куча писем. Из многих писем видно, насколько велик запрос на подобные вещи, и этот запрос до сих пор оставался без ответа. Вот что мне написали по поводу видео по матанализу: «Я первый раз в жизни улыбнулась, находя производные». Эти люди находят производную и улыбаются. Я занимался матанализом на продвинутом уровне. Я помню: никто не улыбался. И вдруг оказывается, что, если вы что-нибудь по-настоящему выучите — не тупо вызубрите последовательность действий, а поймете и выучите, — вы можете получить настоящее удовольствие.