Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Кармен

Когда: 11 марта в 19:00
Где: Музыкальный театр имени им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Зачем смотреть: чтобы составить мнение об одном из самых неоднозначных спектаклей сезона
Кому понравится: любителям парадоксов, неожиданных поворотов сюжета и шуток на грани фола

То, что режиссер Константин Богомолов из любого материала сотворит гремучую смесь жанров, стилей, эпох и текстов, для зрителя не новость. Но такого шквала самых полярных отзывов, как на оперу «Кармен» в Пермском театре оперы и балета, давно не помнит уже привыкшая к скандалам театральная общественность России. Итак, вместо испанской Севильи ― Одесса. Действие укладывается в период с 1913 года и до начала Второй мировой. Цыганка Кармен (Наталия Ляскова) ― бандитка-еврейка, работающая на сигарной фабрике. Хозе (Борис Рудак) ― русский солдат. Партитура Бизе — Богомолов взял за основу первый вариант либретто с разговорными вставками — сокращена и переделана, в нее вклиниваются детские песни, гитарные наигрыши, народная музыка. Вся эта музыкальная круговерть находится в руках маэстро Филиппа Чижевского, который управляет ею виртуозно. Зритель то вздрагивает от скабрезных шуток, то покатывается со смеху от острых и точных аллюзий на современность, то оплакивает судьбу богом оставленных героев.

6 номинаций на премию «Золотая Маска»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Циолковский

Когда: 15 марта в 19:00
Где: Малый театр
Зачем смотреть: чтобы улететь в космос, не вставая с кресла
Кому понравится: мечтателям и фантазерам

Режиссер Борис Павлович на сцене ярославского Театра имени Федора Волкова создал настоящую космическую феерию. Биография великого русского ученого Константина Циолковского (Илья Варанкин), грезящего космосом, показана в спектакле одним днем из его жизни, в который уместилась вся его непростая судьба. Глухота, нищета, оторванность от земных благ, взаимоотношения с коллегами, женой, учениками, письменные споры с оппонентом Николаем Жуковским. Реальные события перемежаются выдуманными, бытовое действие перерастает в таинственную мистерию. Фантастический свет и оригинальная музыка Романа Цепелева еще ярче «проявляют» душу героя-мечтателя, рвущуюся воспарить в эмпиреи.

7 номинаций на премию «Золотая Маска»

Фото: Никита Чунтомов/пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Никита Чунтомов/пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Антигона

Когда: 15 марта в 19:00
Где: РАМТ
Зачем смотреть: чтобы по-новому взглянуть на героев древнегреческой трагедии
Кому понравится: тем, кто любит деконструкции мифов

Не совсем мюзикл, не совсем опера ― «Антигона» пермского Театра-Театра обозначена композитором Ольгой Шайдуллиной как «опера для драматических артистов». Совершенно новая сложная партитура, созданная специально для этой постановки, актуализированный текст Жени Беркович, который артисты то пропевают, то проговаривают обрывками фраз, — целиком показан титрами на экранах и заднике, и написан он гекзаметром. История героини древнегреческой мифологии, идущей на открытое противостояние со своим дядей, правителем Фив Креонтом, чтобы похоронить родного брата-изменника, помещена в условное, вневременное пространство (художник-постановщик Даниил Ахмедов). Город после гражданской войны, разрушенный и опустошенный. Буквально нечем дышать: на лицах маски и респираторы. Удивительно, что спектакль задумывался до пандемии. Режиссер Роман Феодори не дает в этом спектакле ответа на вопрос, кто прав, кто виноват. Трагедия, повлекшая за собой не одну смерть, показана как очень человеческая история, где сталкиваются желания и стремления разных людей: правителя, восстанавливающего город (блестящая роль Альберта Макарова), и упрямой, идущей напролом девушки (Эва Мильграм), следующей велениям души.

9 номинаций на премию «Золотая Маска»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Джинжик

Когда: 2 апреля в 19:00, 3 апреля в 16:00
Где: Театр имени Вл. Маяковского, Малая сцена
Зачем смотреть: чтобы удивиться рукотворному и техническому волшебству
Кому понравится: борцам за права животных и экоактивистам

Яна Тумина поставила в Петербурге (Лаборатория Яны Туминой) технически виртуозный кукольный спектакль, основанный на реальной истории. В 2011 году бразилец спас пингвина, который потом не раз к нему возвращался. История их взаимоотношений рассказана как притча об экологической катастрофе недалекого будущего. Старик, вылавливающий в загаженном нефтью море различные предметы, обнаруживает среди прочего хлама пульсирующий живой комочек. И это событие рождает в нем стремление к освобождению, к выходу из задохнувшегося мира, к построению нового, чистого будущего. Слова тут произносит голос из громкоговорителя, сухо отчеканивающий сообщения об уровне загрязнения воздуха. А на крошечной сцене творится магия, трудно поддающаяся объяснению. Маска старика меняет выражения, мохнатое существо Джинжик шевелится как будто само по себе, видеопроекции сменяют друг друга, дополняя и иллюстрируя декорации, кукловодов ничто не отделяет от зрителя, но в то же время их словно не существует вовсе. И хотя в финале Джинжик покидает своего спасителя, их дружба обрывается, это история со счастливым концом.

5 номинаций на премию «Золотая Маска»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Двенадцатая ночь, или Как угодно

Когда: 4, 5 апреля в 19:00
Где: Театр имени Вл. Маяковского, Сцена на Сретенке
Зачем смотреть: чтобы поверить в счастливую случайность 
Кому понравится: шутникам и любителям розыгрышей

Юрий Муравицкий, недавно назначенный на пост худрука Театра на Таганке, решился на смелый эксперимент с артистами Никитинского театра (Воронеж). Искрометная комедия положений Шекспира с переодеваниями, розыгрышами и гендерными подменами очень располагает к полету театральной фантазии. В спектакле Муравицкого игра возведена в абсолют: артисты перед началом спектакля тянут жребий — он и определяет, кому кого играть сегодня. Каждое представление отличается от предыдущего: вчера ты был Виолой, а сегодня тебе достался Мальволио. Как и у Шекспира, случай становится движущей силой действия. Яркие костюмы, выбеленные лица, сцена-песочница ― эстетика площадного театра правит бал. Артисты, которым приходится помнить текст каждого персонажа (суфлер помогает им, но больше ради шутки), играют с азартом, вдохновением и залихватской удалью.

3 номинации на премию «Золотая Маска»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Братья Карамазовы

Когда: 6, 7, 8 апреля в 19:00
Где: Театр на Таганке
Зачем смотреть: чтобы увидеть несовершенство и величие человеческой природы
Кому понравится: тем, кто любит русский психологический театр

Лев Додин не нуждается в представлении. Художественный руководитель МДТ-Театра Европы (Санкт-Петербург) работал над спектаклем «Братья Карамазовы» четыре года. В написанной им инсценировке много сокращений (из персонажей остались только семь главных), но ему удалось сохранить почти все сюжетные линии романа, вложив в уста одних героев истории других. На первом плане у Додина ― бездонная глубина Человека, его противоречивая натура, в которой самые низменные желания сочетаются с высоким благородством, похоть — с целомудрием, отвага — с трусостью, преступные замыслы — с покаянием. Персонажи существуют и «внутри», и «снаружи» событий, рассказывают зрителю о себе не только через слово, но и через едва заметные полужесты-полувздохи-полунамеки. Они все тут как на ладони, яркий прожектор направлен то на одного, то на другого, то вообще устремлен в зал, на зрителей. Предельно лаконичная сценография Александра Боровского — подвижные железные конструкции, в которые вмонтированы софиты, и разнокалиберные стулья — еще сильнее «обнажает» героев и их мир. Безумный, оголтелый, рьяный, пьяный, больной. Мир, который как будто покинул Бог. Среди исполнителей ― додинские звезды: Елизавета Боярская, Игорь Черниевич, Екатерина Тарасова и другие.

7 номинаций на премию «Золотая Маска»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Дюймовочка

Когда: 7 апреля в 20:00
Где: Центр имени Вс. Мейерхольда
Зачем смотреть: чтобы увидеть мир танцовщицы изнутри
Кому понравится: феминисткам

Совместная постановка художественного руководителя Челябинского театра современного танца Ольги Пона и танцовщицы Татьяны Крицкой ― отнюдь не детская сказка Андерсена, а экспрессивный и яркий рассказ о непростом, тернистом пути балерины. Моноспектакль (исполнительница ― Татьяна Крицкая), посвященный канадской танцовщице и хореографу Луизе Лекавалье, которая по сей день дает сольные выступления. Получилась история длиною в жизнь: девочка, верящая в сказки о любви со счастливым концом, превращается в умудренную опытом женщину, пережившую разочарования и трудности. Спектакль доказывает, что на языке современного танца можно показать какие угодно метаморфозы и перевоплощения.

4 номинации на премию «Золотая Маска»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Тайм-аут

Когда: 12, 13 апреля в 19:00
Где: Театр имени А. С. Пушкина, Основная сцена
Зачем смотреть: чтобы посмотреть на привычный мир с разных с точек зрения
Кому понравится: любителям крупных планов и альтернативной реальности

Петербургский режиссер Петр Шерешевский поставил в театре «Красный факел» (Новосибирск) пьесу Марины Крапивиной, победившей в драматургическом конкурсе «Кульминация» в 2018 году. Эта история — о женщине средних лет, соцработнице Людмиле (Ирина Кривонос), живущей вместе с издевающейся над ней дочерью. Она тщетно надеется найти свое счастье в череде изнуряющих походов за продуктами и лекарствами для стариков. Все происходящее зритель видит глазами героини, но с разных ракурсов: действие снимается с нескольких камер и проецируется на большой экран, так что жизнь Людмилы превращается в кино о ней самой. Действие разыгрывается в пространстве супермаркета. Бытовые сцены сменяются фантасмагорическими картинами, лица раздваиваются, фигуры укрупняются, старухи, подопечные главной героини, предстают в образе скандинавских богов. Тихое безрадостное существование Людмилы расцвечивается красками ее воображения, но за всем этим стоит горечь принятия своей судьбы.

7 номинаций на премию «Золотая Маска»

Фото: Виктор Дмитриев/пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Виктор Дмитриев/пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Дело

Когда: 17 апреля в 19:00
Где: «Гоголь-центр»
Зачем смотреть: чтобы посмеяться над несовершенством судебно-правовой системы
Кому понравится: тем, у кого стальные нервы и отличное чувство юмора

Пьесу Александра Сухово-Кобылина (1869 год) режиссер Дмитрий Егоров помещает во вневременной контекст: костюмное первое действие разыгрывается в «интерьерах» XIX века, а второе и третье переносят зрителя в наши дни. Портрет Николая I «взирает» на копошащихся держиморд в балаклавах и активно строчащих в мессенджерах функционеров, перчатки и маски недвусмысленно намекают на карантинные ограничения, в самый разгар которых создавался спектакль. Такие «дела» на Руси были, есть и будут. Бесконечные, несправедливые и заканчивающиеся полным фиаско подозреваемого. С беспощадной остротой режиссер препарирует чиновничий беспредел, взяточничество, мошенничество, подтасовку фактов и лживые репортажи в СМИ. Сатирическая интонация спектакля ― лишь попытка подняться над угнетающей дух действительностью, тогда как в основе сюжета лежит трагический рассказ о беспомощности человека, попавшего в жернова государственной карательной системы. Блестящие актерские работы и зрительский успех спектакля подтолкнули руководство новосибирского «Красного факела» на постановку других пьес трилогии Сухово-Кобылина, так что на очереди ― «Свадьба Кречинского» в сценической интерпретации того же режиссера.

7 номинаций на премию «Золотая Маска»

Подготовила Дарья Андреева

Узнать обо всех событиях фестиваля «Золотая Маска» и купить билеты можно на официальном сайте.