Фото: 20th Century Studios
Фото: 20th Century Studios

Одним абзацем

Экранизируя детективный роман Агаты Кристи «Смерть на Ниле», режиссер Кеннет Брана и сценарист Майкл Грин дополнили основную историю личной драмой главного героя Эркюля Пуаро. Так великий сыщик превратился для зрителя из странного перфекциониста в человека, которому можно сопереживать.

Расследование в «Смерти на Ниле» снято безупречно: авторы позволяют зрителям вести следствие вместе с Пуаро. Все детали дела — на экране, надо только следить за поведением и словами подозреваемых, помнить о странностях и передвижениях людей по круизному теплоходу «Карнак», где богатая наследница проводит медовый месяц, и понять, что пропустил детектив, которого усыпили наркотиком в ночь убийства. Это порождает исследовательский азарт с постоянными мыслями о близости разгадки.

Фото: 20th Century Studios
Фото: 20th Century Studios

В деталях

Одни книги экранизируют, потому что они популярны, другие — из-за удачного для киноадаптации материала. Романы Агаты Кристи удовлетворяют обоим условиям сразу: поток поклонников знаменитых детективов не иссякает, а их структуру не надо переделывать для фильма — достаточно убрать лишние подробности. Британский сериал из 13 сезонов «Пуаро» (1989–2013) доказывает высочайший потенциал книг Кристи.

В 2017 году актер и режиссер Кеннет Брана («Тор», «Золушка») перенес на экран второй по популярности роман Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». Тогда никто не мог подумать, что продолжение — «Смерть на Ниле» — ждет скандал: в фильме снялся Арми Хаммер, которого позже обвинили в абьюзе и неэтичных БДСМ-практиках. Это отодвинуло дату релиза ленты и заставило студию задуматься о пересъемке. Возможно, Арми Хаммера с радостью заменили бы другим актером, но досъемки стоят немалых денег, а герой Хаммера появляется почти в каждой сцене. Поэтому студия 20th Century Studios (принадлежит The Walt Disney Company) решила оставить Хаммера. В отличие от Джонни Деппа (Геллерт Гриндевальд в «Фантастических тварях») или Кевина Спейси (Фрэнк Андервуд в «Карточном домике»), которых выкинули из съемочного процесса между частями франшизы, персонажа Хаммера всего лишь вырезали из трейлера и дополнительных материалов.

Фото: 20th Century Studios
Фото: 20th Century Studios

Сюжет «Смерти на Ниле» типичен для детективов Агаты Кристи: гениальный сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) оказывается в нужном месте в нужный час и расследует убийство, совершенное в замкнутом пространстве. Режиссер фильма и сценарист Майкл Грин приняли верное решение и расширили историю Пуаро, показав его жизнь до работы детективом. В их «Восточном экспрессе» 2017 года личности сыщика не хватало объема. На этот раз создатели фильма придумали, как сделать Пуаро интересным персонажем. По их версии, прежде чем стать детективом, Эркюль Пуаро был фермером, прошел мясорубку Первой мировой и благодаря острому уму спас почти весь свой отряд от смерти. Шрам на лице, который оставила война, Пуаро прикрывает теперь роскошными усами, а полученную психологическую травму пытается вылечить своей работой. Этот дополнительный черно-белый эпизод в начале фильма очеловечивает персонажа в глазах зрителя, создает трагический портрет героя, который всегда проигрывает преступнику, не успевая предотвратить убийство, — такова судьба детектива. 

После предыстории о жизни главного героя режиссер начинает основное действие: Эркюль Пуаро застает встречу в клубе двух подруг детства, богатой наследницы Линнетт (Галь Гадот) и красавицы Жаклин (Эмма Маки). Обе собираются замуж, но Линнетт знакомится с будущим женихом Жаклин Саймоном (Арми Хаммер) и они влюбляются друг в друга. Вскоре Саймон расстается с Жаклин и планирует свадьбу с Линнетт на берегу Нила. Туда приглашены их друзья и родственники (все, кроме Жаклин), там же оказывается и Пуаро, которому невеста говорит, что у богатых людей нет друзей, все вокруг — враги. Умный детектив понимает, что враги не появляются из ниоткуда, тем более у тех, кто недавно увел чужого жениха. В пустыне начинается буря, напряжение растет — все предвещает убийство, которое действительно случается — по законам жанра, в объятьях ночи. Эркюль Пуаро пропускает этот судьбоносный момент — ему в выпивку подмешали снотворное. 

С точки зрения жанра Кеннет Брана и Майкл Грин все делают правильно: они акцентируют внимание на важных деталях и позволяют зрителю следить за событиями вместе с главным героем. Пропавшая красная краска, исчезнувшие пистолет и драгоценное украшение, рана от пули 22-го калибра в виске жертвы и так далее — почти все элементы преступления есть. Надо только понять, чего не увидел спящий Пуаро.

Его личная линия также не оставлена в стороне. На злосчастном корабле детектив встречает старого друга мсье Бука (Том Бейтман) и влюбляется в чернокожую певицу Саломею Оттерборн (Софи Оконедо). Многие фразы о расизме от Саломеи и ее дочери Розалии (Летиша Райт) выбиваются из сюжета, но харизма и талантливая игра актрис вызывают симпатию к их героиням. Единственное, чего не удается воплотить Бране на экране, — это мир богатых, у которых шампанского достаточно, чтобы заполнить долину Нила. Кадры напоминают открытки с египетского курорта, все новое и блестящее, слуги и второстепенные персонажи мельтешат в многолюдных сценах, но миру недостает той чрезмерности и пошлости шальных денег, которая была у База Лурмана в экранизации «Великого Гэтсби» (2013). Стройность работы Браны напоминает, что фильм сделан громадной корпорацией, которая просчитывает каждый кадр, а затем проверяет реакцию зрителей на фокус-группах. «Смерть на Ниле» прекрасна визуально, но ей не хватает очарования небрежности, присущей человеческой личности.