Иллюстрация: Veronchikchik
Иллюстрация: Veronchikchik

Дышать в пакетик. Разобрать вещи в шкафу. Представить себя птицей над океанским простором. Заботиться о близких или дальних. Петь в ду́ше. Позвонить другу. Погладить кота. И еще приблизительно пара сотен подобных рекомендаций. Все это методы совладания с тревогой, о которых можно сейчас прочитать в любом уголке интернета. Все они в той или иной степени действенны и в очень значительной степени индивидуализированы: то, что помогло справиться с тревогой одному человеку, другому может не только не помочь, но и ухудшить его состояние. Всем известные примеры — вязание и уборка. Одних успокаивает, других бесит.

В этом общем списке есть и способ, который, на мой взгляд, совершенно незаслуженно подзабыт. К тому же он полифункциональный, то есть решает сразу много задач и работает с целым рядом проблем. Я говорю о ведении личных дневников. 

Сейчас кто-то мне немедленно возразит: Катерина Вадимовна, да вы вообще о чем? Да последние лет 10–20 значительная часть молодых и не очень людей на планете буквально только и делала, что вела дневники! Причем некоторые вели их сразу несколько, на нескольких разных платформах. Из этих дневников — в фейсбуке, во «ВКонтакте», в инстаграме, в телеграме — любой допущенный к аккаунту мог узнать о жизни персонажа (будь он хоть шестиклассником сельской школы, хоть президентом мировой державы) буквально все и обо всем: что персонаж ел на завтрак, какую песню спел, как здоровье его кота и что он (персонаж, а не кот, конечно) думает о книжной или киноновинке или политическом событии. 

Появились даже поговорки типа «пост не написан, день не прожит», и ощущение, что если не отчитались о поездке фоточками в инстаграме, то как бы получается, что и не были, и не видели, и не пережили ничего. Выложив пост, спустя некоторое время обязательно нужно было подсчитать лайки и другие отклики, оценить полученную обратную связь и на основании этой оценки сделать выводы о качестве прожитого.

Простите, уважаемые читатели, но все это совершенно, вот просто «ни разу», как говорят современные подростки, не дневники. Все это замена обычного повседневного реального общения с другими людьми. Ну вот представьте: вышли вы утром на крыльцо своего дома в деревне 200 лет назад. Перекрикнулись с парой соседей по улице:

— А что, Петровна, овца-то твоя нашлась вчера? Нашлась? Ну и слава богу! (радостный смайлик)

— Митрич, как нога-то твоя сегодня? Ноет или ничего? Не гнется совсем? Ох ты ж, боже мой! (сочувственный смайлик)

— Что, Анна, опять твой мужик вчера после трактира дрался? Заметно, да, заметно под глазом… Вот ведь злыдень! Чтоб ему, пьянице, ни дна, ни покрышки! (злобный смайлик)

— А где Архипка-то твой? Чегой-то уж три дня его не видала. Не захворал часом опять? (тревожный смайлик)

Потом вы прошлись вдоль улицы, собрали текущие сплетни, поделились собственными. Обсудили возмутительный эпизод, случившийся вчера у трактира. Вместе послали несколько привычных проклятий управляющему. Всласть перемыли кости семье живущего в городе помещика и, слегка оглядываясь, обсудили верный, пришедший из самой столицы слух, что государя-то — подменили.

Вот именно это все и происходит, когда вы утром открываете свою ленту. Как они там, что делают? Ох! Ах! Ну надо же… Как вырос-то! Ой, плоховато что-то она выглядит… А чего это она мне не ответила? Она сюда заходила вообще? Да-да-да, так я и думал! Сейчас я выскажу свое мнение, пусть они знают. Лайк, лайк, лайк…

Это все общение людей между собой. Такое же, как и 200 лет назад. Просто с применением новых технических средств и с иным географическим охватом.

Дневники — это совсем про другое. Дневник — это общение только с самим собой. Скажем пафосно: попытка микрокосма зафиксировать себя и понять себя в контексте макрокосма. Скажем просто: зеркало и универсальный собеседник одновременно.

У любого дневника много функций. 

  1. Дневник постепенно делает того, кто пишет, намного умнее и значительнее. Пишущий дневник человек как бы раздваивается, рассматривает себя со стороны и за счет этого не только все точнее учится выражать свои мысли и чувства, становится все наблюдательнее, но и постепенно приобретает дополнительный личностный объем (заполнение пространства, возникшего между двумя фигурами — человек и его образ в дневнике).

  2. Любой личный дневник — это документ эпохи. Представьте только, как бы радовалось все научное сообщество, если бы удалось сейчас найти неизвестный дневник шумерского мальчика, женщины эпохи Возрождения или новгородской девочки XVIII века. Вам кажется, что сейчас-то этого навалом и все одинаковое? Да ведь никто не знает, как дальше-то повернется… И шумерский мальчик, и новгородская девочка, если бы их спросили, сказали бы что-нибудь вроде: да конечно, что тут интересного, людей много и все одинаково живут. Но на самом деле уникален каждый взгляд. Мне сейчас очень жаль, что я не вела дневник в период нашей перестройки. Сейчас что-то вспоминается, рассказываю, следующие поколения говорят: да не может такого быть! Иногда я и сама начинаю сомневаться… а вот был бы дневник…

  3. Дневник — это возможность для ваших детей, внуков и правнуков понять вас и понять себя как продолжателей вашего рода.

    Мой дедушка был коммунистом, двадцатипятитысячником (советский призыв пролетарской молодежи в науку и руководство сельским хозяйством), потом политруком на фронте. Он говорил мне, что царя и его детей убили правильно. Дети ни при чем, но их могли бы потом использовать против советской республики. Дедушка горел в танке, после войны не мог ходить, но продолжал работать и каждое утро прочитывал целиком две газеты «Правда» — центральную и ленинградскую (они почти полностью повторяли друг друга). Мне очень жаль, что дедушка не оставил дневника — как он все это видел и переживал в целом и в частности, как собирал себя. Я смотрю в зеркало, вижу в своем лице его черты — мне хотелось бы знать. Моя бабушка была дворянского рода и красавица, она вышла за дедушку, чтобы спасти свою жизнь, а потом полюбила его. Ее вывозили с двумя детьми по Дороге жизни, а потом, уже на железной дороге, фашисты разбомбили эшелон, в котором они ехали. Мне жаль, что она не оставила дневника, я наверняка смогла бы многое из него понять и передать дальше. И то, что про Отечественную войну и прочие события XX века миллионы свидетельств, ничего не меняет для меня лично, отсутствие дневников бабушки и дедушки — моя личная потеря.

  4. Ведение дневника помогает объективировать все чувства и мысли — и работает на понижение тревоги, на синтез, на понимание себя и происходящего вокруг. Особенно это важно для детей и подростков, у них нет опыта совладания, их захлестывает. Дневник помогает разложить все по полочкам, увидеть как бы снаружи то, что бушует у тебя внутри, оценить, отфильтровать, если надо.

  5. Личный дневник учит быть честным и не врать себе (социальные сети, увы, учат обратному).

  6. Дневник, как ни странно, учит действию. То, что продумано и написано, зовет к действию намного больше и сильнее, чем то, что просто продумано.

Ведите сейчас дневники сами и побуждайте к тому же своих детей. Они помогут вам сейчас, а когда «зима тревоги нашей» останется позади (а это обязательно случится), они будут важным и честным документом этих дней, документом событий и документом вашего самопознания.

__________________

Расписание ближайших лекций Катерины Мурашовой:

16 марта, 19:00
«История воспитания. Что происходит сейчас и какие тенденции на будущее»
Санкт-Петербург, лекторий Льва Лурье

23 марта, 19:30
«Чего хочет этот подросток». Как общаться с современными тинейджерами, которым «ничего не надо».
Лекторий «Прямая речь»

24 марта, 19:30
«Жизнь по правилам и без». Лекция про маленьких детей — о границах и картировании мира.
Лекторий «Прямая речь»