Илья Кухаренко /

Мы идем на «Синюю Бороду»

24 и 25 января участники проекта «Сноб» в рамках программы Premium идут на гастроли Мариинского театра, который привозит в Москву на «Золотую маску» премьеру прошлого сезона — оперу Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода»

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Валерий Гергиев словно рожден дирижировать этой оперой Бартока. Он, несомненно, напоминает своей демонической страстностью главного героя. А еще он был другом и отчасти протеже гениального венгерского дирижера Джорджа (Дьордя, конечно) Шолти, который был едва ли не главным мировым специалистом по музыке Бартока. Опера длится всего час, но партитура столь насыщенна, что в случае хорошего исполнения кажется, что послушал четырехчасовую оперу Вагнера.

Отношения Валерия Гергиева и «Золотой маски» — особая история. В первые годы существования премии Гергиев неизменно становился лауреатом в дирижерской номинации. Но вот уже несколько лет маэстро не номинируют и не награждают после его добровольного самоотвода.

Однако Мариинка, безусловно, самый успешный театр страны, и без ее спектаклей не обходилась еще ни одна «Маска». Но и сам Гергиев, и звезды его театра — люди настолько востребованные и с таким жестким графиком, что фестивалю пришлось пойти на уступки и предложить Мариинке самой выбирать сроки своих зимних гастролей — обычно это происходит задолго до начала фестиваля, как и в этом году.

На этот раз в номинации попала экспрессионистская опера Белы Бартока на либретто Белы Балаша «Замок герцога Синяя Борода» — как лучший спектакль и за лучшую женскую роль (Елена Жидкова).

Это скорее символистская, чем сказочная история бесстрашной и влюбленной Юдит, которая пытается открыть все двери замка (символизирующего у Балаша душу Синей Бороды), несмотря на ласковые протесты и таинственные предупреждения Герцога. До последней двери ей удается примириться с тем, что она видит, и темный замок постепенно наполняется светом. Открыть последнюю дверь так спокойно и доверчиво не получается, ревность делает ее экзальтированной истеричкой. Тогда Синяя Борода обреченно показывает ей всех своих прежних жен (в опере их три, а не шесть — Утро, День и Вечер) и, облачая ее в столь же прекрасную корону и мантию, как и у всех ее прежних соперниц, называет четвертой — Ночью — и оставляет жить в загадочной комнате. Замок вновь погружается во тьму.

Две главные и единственные роли в спектакле, поставленном Дэниелом Креймером, исполняют мировые звезды — импозантный афроамериканец Уиллард Уайт в роли Герцога и уже очень хорошо известная на Западе Елена Жидкова в роли Юдит. В первый вечер спектакль идет на венгерском с русскими субтитрами, во второй — на русском с английскими.

Комментировать Всего 14 комментариев

Так рада, что иду на «Синюю бороду»! Опера, да еще и сказка, да еще Мариинка, да сам Гергиев! Надо было начать восторги с Бартока, но — врать не буду — я, к сожалению, музыкально плохо образована, в сущности, этот мир только в последние годы открывается мне, и во многом благодаря, кстати, Илье Кухаренко и его блогу. Бартока я слышала только один раз и крайне неудачно: жарила котлеты на всю нашу черногорскую деревню, а муж с другом поставили Бартока. Прямо с утра — солнце, море, я в расслабленном домохозяйственном настроении, а Барток, знаете ли, нервно звучит... В общем, тогда не состоялось. Жду понедельника.

«Синяя борода», Наташа, это не тот Барток, который "нервный", это совсем другой! Гениальная музыка, потрясающий оркестр. Это скорее что-то напоминающее "Пеллеаса и Мелизанду" Дебюсси. Очень мистическая вещь, пробирает до слез, если хорошо исполнить.

Очень жду, правда. В моем любительстве есть свое преимущество - многое мне открывается впервые. Так что - сколько мне открытий чудных предстоит!

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Моя мантра по жизни. Открывать музыку, искусство, литературу во взрослом возрасте - это настоящий подарок судьбы!

Я слушала в прошлом году балетную музыку Бартока в исполнении NY Philarmonic во время февральского снегопада (о чем писала здесь). На сцене было установлено табло, которое описывало по ходу музыки, что происходит в балете, и меня просто поразило насколько все эти действия буквально были описаны в музыке.

Кстати, музыкальный критик NYTimes, только что составил список десяти величайших классических композиторов (с самого начала довольно одиозное предприятие). Тем не менее, Белла Барток у него на десятом месте.

Честно говоря, Маша, могу понять список популярности попсы, но список в классике показывает только то, что критика стремится во что бы то ни стало поднять свои собственные рейтинги. Поч,ему Барток, а не Прокофьев, и где Шопен - ах, он только для ф-но писал... 

У немцев есть такое жуткое место - Валхалла на Дунае, пантеон так сказать, где маски великих хранятся. Так вот, когда я там был, там не было ни Брамса, ни Гейне, а Энштейна только что завезли. Сейчас увидел, что Брамс в 2000 сподобился, а Гейне в 2009. Но до сих пор не нахожу в списках ни Шумана, ни Мендельсона, ни Малера, ни немецких романтиков - Гофмана, Клейста, Арнимо, Брентано, Новалиса... Все более или менее образованные посетители были шокированы.

С удовольствием устроил бы там безобразный акт вандализма!

Так что выкиньте Вы этот список, не то Вас будут по ночам  преследовать духи невключенных в него гениев...

;-) Этот критик отлично себе отдает отчет в неправомерности такого списка, но таким образом он развил дискуссию (на блоге NYTimes) о классической музыке, к которой подключилось довольно много людей. Естественно, что больше пиарился критик, но я вспомнила этот список именно потому, что меня удивило то, что Барток на десятом месте. Для меня бы он не был в десятке, а это означает, что и у меня есть какой-то список хотя я его еще не формализовала. ;-)

Скажу Вам по секрету, Маша: Вы правы, на самом деле Барток -  на 11ом месте!

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

С грустью честно сообщаю вам, что катарсис не случился. Музыка, может, и чудная, но сама постановка, на мой взгляд, простенькая и немного провинциальная. Декорации даже не обсуждаю - тут концепции интересной нет. Капризная "кукла Алина" в гостях у постаревшего и не очень даже страшного Кена. 

Бог даст, будет мне другая Синяя борода...

И мне. И все это на фоне ужаса в Домодедово...

Но Барток не при чем. Что-то не так с постановкой. Просто я, хоть и плохо разбираюсь в музыке, но чувствовать-то могу. Было неинтересно. Просто скучно. Не умно, не изобретательно. 

Я вот на "Воццека" в интерпретации Чернякова готова третий раз пойти, хотя вещь, как вы понимаете, не самая легкая и приятная. Но не на эту "Синюю бороду". Хорошо, что я не критик и могу писать что думаю.

Очень жду завтрашнего похода.

Во многом это будет для меня совсем новый опыт: в Большом - не бывал, Гергиева живьём не слышал, с Бартоком знаком очень приблизительно.

Высокая концентрация надежд

 Исправить бы надо. Комментарий встал не в то место куда надо - а надо сюда, только что написано потому что.

Андрей Шмаров Комментарий удален