Алексей Байер /

Оставит ли нас Ливия без бензина?

События в Ливии взвинтили цены на нефть до уровня 2008 года. В ближайшее время нам, возможно, придется очень дорого платить за бензин — причем россиянам стоит опасаться роста цен на бензозаправках даже больше, чем автомобилистам в Европе и Америке. Но это вряд ли продлится долго

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Летом 1979 года я работал садовником в доме для престарелых в Бостоне. Это был год Иранской революции, на заправках стояли очереди, бензин дорожал на глазах. Как-то жарким полднем, повязав белую майку на голову, я подстригал электросекатором живую изгородь. Двигался за кустами на корточках, а потом вдруг взял и выпрямился. И прямо перед скамейкой со старичками. Они от ужаса попадали на землю, приняв меня за иранского террориста. 

Сейчас на рынках нефти нервы тоже на пределе, и любой сюрприз может создать панику. Уже создает. Ливия — крупный поставщик нефти в Европу и североморский Brent уже подошел к  120 долларов за баррель, тогда как техасская нефть стоит еще менее 100 долларов.

Уже идет разговор о нефти по цене 200, а то и 250 долларов за баррель и прочих страстях. И о том, что бензин в России может стать почти в два раза дороже сегодняшнего. И что в мире вернутся те самые очереди на бензоколонках, которых не было с конца 1970-х. Насколько следует опасаться этого?

Ливия — двенадцатый в мире производитель нефти. Ее экспорт 1,3 миллиона баррелей в день, однако составляет примерно 1,5% мирового потребления. Сейчас порты страны полностью закрыты, а восточная часть, где находятся основные нефтедобывающие регионы, в руках повстанцев. Вполне возможно, что если в стране разразится гражданская война, то нефтяная инфраструктура будет повреждена и цена на нефть подскочит до тех самых страшных высот.

Но это при всех условиях будет временным явлением. Пока что Саудовская Аравия уже объявила об увеличении добычи на 8%, то есть где-то на 700 тысяч баррелей в день, это  почти 1% мирового потребления. Да и в Ливии, независимо от того, кто придет к власти, добыча и экспорт нефти скорее всего быстро восстановятся.

В начале 1970-х многие думали, что Каддафи, тогда молодой и радикальный, будет заниматься нефтяным шантажом. Это, например, утверждал один мой знакомый — живущий в Риме белый эмигрант. У него в Ливии был нефтяной бизнес, который Каддафи с приходом к власти национализировал. Но добрый полковник все время своего безмятежного (скорее в прямом, чем переносном смысле) правления, то есть 41 год, исправно поставлял нефть на мировые рынки. Даже когда у него с Америкой были настолько натянутые отношения, что американские ВВС бомбили его дворцы.

Более проблематичны другие страны в регионе. Бахрейн, который не только производит нефть, но и является базой Пятого флота ВМС США, и Египет, который сам нефти не производит, но пропускает через Суэцкий канал танкеры. Одной из причин роста цен на нефть в 1970-е годы был тот факт, что канал был тогда закрыт для навигации.

Ну и, конечно, существует опасность, что политические волнения перекинутся в серьезные нефтедобывающие страны: в Иран, да и в саму Саудовскую Аравию. В этом случае, по моим подсчетам, бензин в США может подняться с 3,25 доллара за галлон (86 центов за литр) до 4,5 или даже до 5 долларов (это будет около 1,2–1,3 доллара за литр). В Западной Европе, где за литр уже и так платят около 1,55 евро (1,30 фунта, или 2,1 доллара), цены тоже могут подняться, но останутся в пределах 2 евро (1,7 фунта, или 2,8 доллара), потому что высокая налоговая составляющая, скорее всего, сдержит темпы роста.

В России же цены в премиум-сегменте могут вырасти с 25-27 рублей за литр в январе до 45 рублей. Проблема России в том, что советские нефтеперерабатывающие заводы производили крайне мало высокооктанового бензина. Поэтому качественный бензин главным образом импортируется из-за границы. В последние десятилетия нефтяные компании хвастались большими инвестициями в модернизацию своих НПЗ и строительством новых. И действительно, производство качественного бензина за десятилетие выросло в три раза. Это прекрасно. Но если посмотреть на увеличение автопарка в Российской Федерации за те же 10 лет, а заодно и на рост числа машин, использующих высокооктановый бензин, и на увеличение среднесуточного пробега, то эта цифра впечатляет уже значительно меньше.

Тем не менее, несмотря на дороговизну бензина, для России все это в основном неплохие новости. Даже при цене в 100 долларов за баррель Urals Россия сможет добиться баланса в федеральном бюджете в ближайшие годы. К тому же при политической нестабильности на Ближнем Востоке Россия начинает смотреться как солиднейший экспортер нефти и газа, даже при всех подростковых выходках ее премьера.

Но длительное повышение цен на нефть ни к чему хорошему не приведет. Саудовская Аравия по опыту знает, что стабильность лучше нестабильности и поступательный рост цен лучше скачков. Экономисты уже опасаются, что теперешние высокие — и крайне летучие — цены на нефть создадут предпосылки для пресловутого второго витка кризиса. Тогда нефть, скорее всего, опять обрушится.

Комментировать Всего 32 комментария

Оставит, Алексей!))

Там правая рука Каддафи отомстит нам за поруганную честь своей страны в борьбе за газ с Россией.))

Будем ездить на лошадях.

Вообще то давно пора. Я бы вернул лошадиный сервис и развил его до 1/3 – 1/4 от доли с другим транспортом. Содержание асфальта, дорог, проводов и прочее при наших гигантских безлюдных пространствах с заснеженными покровами – влетает в копеечку. Лошади и сани справляются с этим оперативнее – идеальный покров создает и пестует сама природа, дело только за затратами на лошадей. Для европейского климата ж/д и асфальт более естественнен, для нас в некоторые сезоны – бич. 

как это не смешно, сегодня лошади--это роскошь. И всего за полтора поколения, потому что моя мама, например, еще хорошо помнит гужевой транспорт, да и в Мосвке иногда в моем детстве, на рубеже 60-х годов, еще я помню у Мясницких ворот телегу.

А теперь вот когда я это написал, понял, то как раз подумал, что это звучит Марии-Антуанеттой, будем есть пирожные.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Алексей Воеводин

сегодня лошади--это роскошь

к сожалению – да. Но не всё ещё потеряно.

Всё в наших руках, была бы голова.

"будем есть пирожные"

– можно ещё сена пожевать.

Сена. В больших, тогда уже многомиллионных городах типа НЙ, Лондона и Парижа, представляете сколько было гужевого транспорта к концу позапрошлого-началу 20 века. Даже в Питере были сотни тысяч лошадей. Им всем нужно было сено. Вокруг городов все расширяющимся кольцом были луга, где сено растили. В Америке потом на этих территориях возникла сабербия.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

В 2008 году я где-то наткнулся на заметку о том, как кризис отразился на рынке ослов в секторе Газа, и перепел эту историю в "Большом городе": Цены на ослов выросли в три раза. Еще недавно осел стоил 400 долларов, сей­час — 1 200. А беременная ослица, ­осо­бенно белая, тянет на полторы тысячи. Во всем виноват кризис. Автомобили стоят без бензина, бензин стоит 8 долларов за литр. Зато исчезли пробки. Ослы возят пассажиров, продукты в магазины и мусор на свалку. Пышные свадьбы ­разъезжают по городу на ослах. Кортежи из семи десятков украшенных лентами повозок. Во дворах вместо парковок — стойла.

Я был в западной Румынии 5 лет назад

Трансильвании, иными словами. Там цыгане ездят на телегах, за телегой бежит жеребенок, все это на проезжей части. Пашут на конях, с плугом в один зуб. Жалко будет, если все это через пару лет исчезнет.

Лошади тоже не такой уж прямо выход

Амиши, секта протестанская, не признают автомобилей и все еще на радость туристам ездят в бричках. Так вот на днях в Кентукки одна такая бричка переверулась в овраге, и 4 детей унесло потоком

http://www.msnbc.msn.com/id/41772379/ns/us_news-life/

Крупнейший в Ираке нефтеперерабатывающий завод приостановил работу после подрыва. Четверо погибших. Нехватка электричества - это одна из причин антипровительственных протестов, которые прошли в Багдаде в эту пятницу. Перебои в работе завода могут еще усугубить ситуацию с подачей электричества.

В принципе, аналитиков рынка нефти цифры $200 или $250 за баррель не пугают. Впервые такой ужас нам предсказал Goldman Sachs еще в марте 2008 года. Тогда нефть дошла до $100, и знаменитый инвестиционный банк заявил: мы немного ошиблись в нашем прогнозе в 2005 году, когда мы считали, что нефть будет в ближайшие несколько лет колебаться в районе $50-105, и теперь наш прогноз нужно повысить. В мае того же года, когда нефть поставила пока еще непревзойденный рекорд в $150 за баррель, те же аналитики подняли планку и до $150-200.ОК. Ошиблись в 2005 году, ошиблись и в 2008. Потому что нефть сразу после майского рекорда быстренько рухнула, а после кризиса в сентябре 2008 и вовсе ополовинилась. Но кто следит за прогнозами?До недавнего политического кризиса на Ближнем Востоке различные прогнозы уже предсказывали долгосрочный рост цен на нефть--до $200 через пару-тройку лет, и до $250 лет эдак через пять. Такие прогнозы основывались на отчете Международного Энергетического Агентства (IEA), который вышел прошлой осенью и который объявил, что исторический пик добычи нефти был пройден еще в 2006 году. Т.е., теперь уже добыча будет только падать, хотя спрос, соответственно, все равно будет увеличиваться.При таком раскладе нет никаких сомнений, что нефть будет расти в цене. Разногласия могут быть лишь по вопросу как быстро и как высоко.Я тем не менее скажу вот что. Предсказывать цены на нефть--занятие неблагодарное. Или скорее, это занятие очень несложное. Просто нужно сегодняшнюю тенденцию раздвинуть во времени--и готово дело. Потому что никто не знает, какая будет цена на нефть через месяц или через год. Мой прогноз на февраль 2012 от $35 до $210. Надеюсь, не промахнусь.

Нет худа без добра

Думаю, что нам всем, а особенно так называемым "лидерам" западного мира просто необходим шок с ценой на нефть от $200 и выше.. Только так можно, наконец, простимулировать реальное вложение сил и ресурсов в развитие альтернативной энергетики и приведение всех "концептуальных" разработок в сотояние продукта.. не просто шалости с ветряными установками и солнечными батареями (как у нас в Калифорнии), но и восстановление политики стоительства ядерных электростанций, развитие core technologies для solar cells нового поколения и др. Плюс, конечно, энергосбережение через более серьёзное использование Smart Grid (не только для базового Demand-Response и Billing, как это делается сегодня) и т.п.

Конечно, Sand Hill уже сделал значительные инвестиции в CleanTech, Smart Grid, Energy Management, но это совершенно несопоставимо с масштабами проблемы зависимости от арабской нефти.. Абсолютно абсурдная ситуация, когда утром цена бензина на заправке зависит от последних волнений в очередной Джамахерии не может продолжаться бесконечно.. Обамыч нам уже давно обещает "порешать"  вопрос о зависимости от иностранных углеводородов, но воз и ныне там.. Учитывая повторяемость ситуации и уроки кризиса 1973 года, нужны реальные лидеры способные запустить что-то типа Project Independence версия 2.0 (как планировалось в 1973, но после отлегло и забылось)..

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Алексей Байер

И еще нужна энергоэффективность

В европе автомобили получают 40 миль на галлон в среднем, а мы около 25-27. Это стыд и срам. Но конечно при таком дешевом бензине не имеет смысла покупать дизель. Мы брали в лиз авто, так вот за 3 года дизельный двигатель себя не окупает. Кретинизм.

Но кстати, существует и мнение,

высказываемое на СНОБе тоже, что альтернативная энергия недостаточна.

Я в это не очень верю, именно потому что должны быть для нее реальные экономические предпосылки, иначе она не разовьется. А реальные предпосылки создает госудрарственная политика.

Атомная энергетика, я думаю, долго не полетит. Во-первых очень дорогие атомные электростанции, а во вторых народ боится чтобы было около их населенных пунктов, а в третьих из-за сумасшествия с террором, охранять их обойдется в копеечку тоже.

Главная проблема с большинством видов альтернативной энергии - это себестоимость.. но при цене нефти $200 её производство становится рентабельным.. особенно этанол, например, которым уже занимаются многие антрепренёры (в том числе в Калифорнии)

Да, производство ядерной энергии и охрана объектов - дело непростое, однако французы и бельгийцы с этим справляются.. В Америке идёт обсуждение первого проекта строительства АЭС после 30 или 40 лет перерыва и оно весьма controversial, но.. лиха беда начало..

Хуже зависимости от арабских и прочих режимов подобного рода всё равно ничего нет..

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

В 79 году была авария на Three Mile Island--атомной электростанции в Пеннсильвании. Не было даже вроде утечки радиации, или совершенно минимальная. Но это все жутко напугало население. На Лонг Айленде была построена АЭС Shoreham Nuclear Power Plant, ценой в $6 млрд, General Electric построил, им владела компания Lilco. Но после жутких протестов в 89 году его таки напрочь закрыли, несмотря на то, что на Лонг Айленде, не знаю как сейчас, но тогда очень была дорогая электроэнергия.

Авария напугала, но никто не погиб и потери были минимальные.. но нельзя же бояться сорок лет и останавливаться в развитии? Америка уже давно на задворках технологического развития в этой области, уступая не только Франции, но и, например, Китаю..

Вот, кстати, здравая статья по теме (тоже написанная в контексте арабских событий), где обсуждаются страхи и реалии..

104 АЭЗ

И все построены между 50 и 80. С ума сойти.

Конечно, это было бы значительно более эффективно, экономично и чисто, чем уголь жечь. Но Америка привыкла жить вольготно, с большим запасом прочности для того, чтобы делать глупости. Поэтому когда на Saturday Night Live показали шутку с Картером, который после посещения Пеннсильвании вдруг феноменально вырос, все посмеялись и перестали строить АЭС.

Развитие альтернативной энергетики уже идет и далее будет идти по самому экономически выгодному пути – производство суррогатного горючего из с/х культур.

Цена литра бензина, полученного из нефти при цене $100 за баррель,  составляет около 0,9 доллара (при $200 -1,35) без налогов. А биоэтанол, полученный из казахстанской пшеницы, стоит 0,21 доллара, из сахарного тростника (Бразилия) – 0,23 доллара, из кукурузы (США) – 0,30 доллара.

Голод грядет, господа.

Голод не голод, но подорожание.

Если технологии будут развиваться, и не будет госсубсидий, то цены должны сравняться. Скорее всего поднимутся цены на биогорючее, и его не так будет выгодно производить.

Да нет, законы экономики. При том, что все эти недавние волнения во многом результат дороговизны продуктов питания. Я об этом писал. Потому что это не то что египтяне или ливийцы вдруг прочитали Томаса Джефферсона.

Алексей, прошу Вас, мне только этого не надо. Нет у экономики никаких законов. Есть некий, меняющийся во времени опыт = здравый смысл,  и очень много людей вокруг этого с удивительным мастерством надувающих щеки.

Вся эта конструкция существует только потому, что Природа позволяет нам черпать из нее неограниченное и все возрастающее количество энергии. Что мы все вместе, всем миром и делаем с ужасающе низким и все время снижающимся КПД.

Законов в смысле законов физики у экономики конечно нет. Но закон закону рознь. Законы страны совсем на законы физики не похожи. Это просто одним словом называется 2 разных явления. (Хотя законы физики тоже возможно не неприложны и скорее всего изменяются во времени и пространстве, но это другая тема)

Так что назовем это правилами. Есть ситуация, довольно хорошо проверенная опытом, когда если например дорожает кофе, дорожает и чай. Потому что это взаимозаменяемые продукты. Если из пшеницы топливо дешевле--при всем остальном равном--то топливо из нефти тоже станет дешевле. И они где-то на серединке встретятся.

Другое дело, что свободных рынков не существует по определению и многоисленные государственные штуки--налоги, стимулы, и тп--сговор стран ОПЕК и тд--меняют параметры рынка. Странно что те законы и праавила все же через частокол госрегулирования еще пробиваются. Иногда.

Ну, а насчет снижающегося КПД--не очень согласен. Вон, мы чуть выше про сено беседовали, переваривание сена в лошадинные силы было менее эффективным чем современная технология делать из того же сена топливо. А куда уже мы на Хаммере в 300 лошадинных сил ездим, и зачем--это уже другой вопрос тоже.

Густав Шмоллеркак-то в присутствии Вильфредо Парето заявил, что никаких экономических законов не существует. В ответ на это Парето спросил, можно ли бесплатно пообедать в ресторане. Шмоллер сказал, что это, конечно, невозможно. Но это, сказал Парето, и есть естественный экономический закон.

Если это пример «естественного экономического закона», то это же пример кардинального отличия законов экономики от законов естествознания.

Невозможность пообедать в ресторане без денег – с позиций науки - не закон, а лишь возникший на определенной стадии развития общества, изредка нарушаемый порядок (опыт). Закон, открытый наукой, потому и называется «закон», что не знает ни временных границ действия, ни исключений в его неизбежности и неотвратимости.  Закон всемирного тяготения невозможно обмануть, его действию нельзя противопоставить смекалку и нахальство.

Отсутствие четких критериев истинности приводит к отстаиванию экономических закономерностей на эмоциональном уровне. В этой связи весьма интересным представляется пример, который  я нашел у  Е.Гайдара. Он описывает свои контакты с профессором Р.Дорнбушем из Массачусетского технологического института: «Руди Дорнбуш сначала был настроен настороженно, почему-то полагая, что мы будем ему доказывать неприменимость стандартных зависимостей между ростом денежной массы, бюджетным дефицитом и валютным курсом в постсоветских условиях. Когда же убедился, что наша гипотеза состоит именно в том…, разговор перешел в русло обсуждения конкретных проблем…».

Не правда ли, странный мир. Людям, обличенным властью,  приходится готовить решения, касающиеся судеб миллионов, используя результаты исследований, автор которых озирается в поисках, очевидно, обычных для него, оппонентов. У него, как водится, нет строгих доказательств, но, очевидно, есть многочисленные противники, затерроризировавшие его до такой степени, что он «настроен настороженно». Таким образом, все, чем он располагает, это подвергаемая сомнению гипотеза. Но у других и этого нет. И надо признать, что именно в этом и состоит сила экономики.

Нет, Сергей, В первой части, в пример с Парето, вы путаете следствие с законом. Если перевести это на законы естествознания, то диалог был бы таким: "Законов физики не существуе." "Хорошо. Можно ли переситься через перила так, что ваша верхняя часть перевешивает нижнюю, и не хрякнуться в лестничный проем?" "Наверно нет."

То есть тот факт, что нельзя пообедать в ресторане бесплатно--это следствие законов экономики. Кстати, не менее непреложных, чем законы тяготения. Потому что грубо говоря, даже если я сначличаю и уйду не заплатив, это не значит, что обед был бесплатный. Кто-то за него в конце концов заплатит. There is no free lunch.

Законы физики непреложны в нашей с вами системе. Гравитация--одна из 4 известных физикам сил, но поскольку мы не понимаем системы в которой мы обитаем, единственно, что мы можем сказать это то, что в известных нам параметрах законы притяжения имеет такие своийства. Потому что уже сейчас понятьно, что это только нам известная система, нам известные параметры. Мы в физике, похожи на муравья, ползужщего по ножке стула. Да, тут мир твердый, скольский, деревянный, вертикальный. Долезет муравей до сидения, и скажет--нет, тут все иное. Мир мягкий, горизонтальный, матерчатый. 

Просто мы по сравнению со вселенной меньше чем самые маленькие букашки, а по сравнению с социальными процессами--гиганты. Для нас какие-то смехотворные по понятиям мира миллион лет-не просто вечность, но явно период, который наша цивилизаия и даже наш биологический вид не переживет. Зато в обществе законы меняются быстро, и доказательств им нет. Поэтому стрина Руди так волновался. Потому что у него нет предписаний, есть гипотезы, которые очень сложно  проверить в быстро меняющемся обществе.

Алексей, так случилось, что в случае с Патето я ничего физически «попутать» не мог, поскольку только привел его толкование сути закона в экономике.  

Различия между тенденциями  общественного развития (экономического в том числе) и тенденциями, изучаемыми естественными науками имеют (ИМХО) более фундаментальные основания, чем те, которые Вы привели.

Именно этому я посвятил первую главу своей книги «Анти-экономикс».

Ее можно посмотреть здесь (русский язык) - http://www.stimson.ru/dta/S0101.pdf  и здесь (не очень хороший английский)  - http://www.stimson.ru/dta/ae.pdf

Поскольку всю аргументацию здесь воспроизвести не могу, то приведу краткое резюме: устойчивых тенденций в экономике нет, поэтому не существует и экономических законов.

Но вот этанол не совсем альтернативный источник энергии

Я в него честно сказать не верю. Во-первых, производство этанола добавляет проблем с продуктами питания. Они и так на рекордной отметке, и после недавнего падения цен на зерновые опять подскочили, потому что все сразу бросились их закупать. Во-вторых, для производства зерна тоже необходимо горючее, ну и удобрения. так что экономия нефти не такая уж высокая.

Этанол, биомасса и др.

С этанолом и вообще производством энергии из биомассы не так всё просто.. во многих регионах с достаточным плодородием это весьма выгодно и является едва ли не единственной альтернативой нефти и газу.. Мой знакомый, известный энергетик-изобретатель Александр Калина (чью технологию оптимизированного термодинамического цикла в своё время запатентовала PG&E) давал TERRA NOVA интервью на эту тему ещё в 2006-м году.. Большинство его положений не менее актуальны пять лет спустя.. 

Попробую найти и выложить полный текст.. Александр - один из немногих по-настоящему компетентных в этих вопросах людей с мировым статусом..

В журнале Атлантик превосходная статья про сумасбродный проект каких-то америкосов в Афгане делать дизель из опиумного мака

http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2011/03/putting-poppies-in-the-gas-tank/8379/

Т.е., идея технологически выполнима, поскольку доставка дизеля в Афганистан через Пакистан поднимает галлон дизеля за сотню долларов, но само по себе это смешно, и конечно бредово. Нужно покупать мак по конкурентной цене и еще фермеров охранять от наркоторговцев.

Биомасса в целом наверно неплохая идея технически, и в европе сейчас много таких красивых полей с желтыми цветочками, не знаю как они по-русски, мы когда-то их стебли ели, по английски rape, что-ли (однокоренное индоевропейское с репой).Еще же вроде из algae гонят тоже?

Это всё экзотика, а вот в странах Юго-Восточной Азии проекты получения электроэнергии из биомассы разрабатываются вполне серьёзно..

Нефть немного упала в цене благодаря тому что вслед за СаудовскойАравией три страны ОПЕК - Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты иНигерия - будут качать больше. Таким образом они надеятсьякомпенсировать поставки, сокращенные из-за военных действия в Ливии иуспокоить волнения Запада о дефиците топлива.

Цена упала не на много, но вот акции на Уолл Стрит взлетели очень даже.