![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/7CFB7294_AF80_47D2_892F_BBB378274D44_avatar.jpg)
Алексей Ратманский: Ставить комедию сложнее всего
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7a/51/7a51eaa0375963c072681a387cdb8f937bbf34d68632a1844ed3819150edc1ee.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/55/01/550151636ce41e08c55b8d7efc827153d80d54bb296f00e10d4337964c7f45ce.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0d/8d/0d8d423b6b643c3a3325b27f038a05467456b75d1d11430d21599e45e80fec3c.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/78/3f/783f902f688273c49621e2e7e76bac8f5fd7c0a690101efe43873c95bf9503a0.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ad/43/ad43927e1c9a98dc536610044eaf04aa0aa276effbed6912b4e2e248ba2cb788.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/83/17/831779bad5c6a2aed325be3ed9776f16f1b3a344e40824f1aa583e1ee0b884c2.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/59/53/5953b5d3b35d052b553fbcb4b8e4baccb7e32144780cbfee2ab2aaa3bcc7d163.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c3/8a/c38a175b401b2a6cad4a1c26d0341db2b2766990b5ec0dd9d918b62044a61d2b.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/37/e6/37e69045257d396101460a1c0bc413bcb1a8ea846ab3ae2a64526e5188af82a9.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a9/85/a9851b02c222b3a70402122b3e133f2a3e293da24235c41601f3222f6a8ed6a9.jpg)
![Metropolitan Opera](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/72/f4/72f462608704d777cb830bb6816980b14b4d14aee90825affd1379c55e6165a2.jpg)
![Фотография предоставлена компанией Beluga](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e9/b8/e9b8047b47fb83178f6939640e003c6e2c90c90eb01f2b618e0a002721586e9d.jpg)
Первый раз в жизни я слышала, чтобы на балете зал хохотал. Именно так зрители реагировали на «Светлый ручей» — воссозданный Алексеем Ратманским балет 1935 года. При этом, как рассказал нам за час до спектакля сам хореограф в уютной комнате Belmont Room на втором этаже Metropolitan Opera, история комедийного балета «Светлый ручей» довольно трагична.
После создания Советского Союза почти половина российских хореографов и композиторов уехала за границу, тем, кто остался, было непросто: новая политика требовала новых историй, новой музыки, нового балета. В тот момент был сделан колоссальный скачок от классического, аристократичного балета к тому атлетичному современному балету, который мы знаем сейчас. Вместо аристократов на сцене требовались новые герои — настоящие спортсмены, ударники труда. Хореограф Федор Лопухов постарался сделать именно такой балет. Но, несмотря на благоприятный отзыв критики и популярность у публики (из Малого театра Ленинграда его перенесли на сцену Большого театра в Москве), балет не понравился Сталину и был снят с показа через несколько месяцев после премьеры. В газете «Правда» тут же накатали статью «Балетная фальшь», хореографа Федора Лопухова уволили, композитор Дмитрий Шостакович впал в депрессию, и до 2003 года об этой постановке было забыто.
На вопрос, почему Ратманский заинтересовался этим периодом, он признался, что просто влюбился в музыку Шостаковича к «Светлому ручью» и мечтал только об одном, чтобы до него никто ею не воспользовался. Воссоздавая балет в 2003 году, он прочитал все отзывы 1935 года, пересмотрел все доступные фотографии — из документов понятно, что это был выдающийся для того времени балет, с новыми движениями, сумасшедшими фуэте, двойными прыжками и ассамбле. В этом смысле балет Ратманского похож на балет Федора Лопухова. Но по рисунку танца, как уверяет Ратманский, не повторено ни одного шага.
Как и в музыке Шостаковича, в хореографии «Светлого ручья» много насмешек и пародий. Одна из самых ярких — исполнение танцором Кори Стернсом роли переодетой балерины со всеми необходимыми аксессуарами: пачкой, веночком и пуантами (найти пуанты большого мужского размера было непросто, как и встать на них). Это была очевидная пародия на «Жизель», но без пошлости, а наоборот, полная озорства, тонкости и юмора.
Еще один комический персонаж обращал на себя отдельное внимание — пожилая дачница, которую играла 66-летняя балерина Мартин ван Хамель. Ратманскому всегда казалось логичным, чтобы каждый играл свой возраст. В Москве так не принято, а вот в Нью-Йорке пожалуйста. Он рассказал, что поначалу танцоры отказывались вставать на пуанты, которые положили на полку более 15 лет назад: Ратманский успокаивал их, обещая убрать все сложные элементы. В результате репетиций постепенно и Мартин ван Хамель, и Виктор Барби, исполняющий роль ее седовласого мужа, согласились попробовать, Мартин встала на пуанты, и оба они исполнили множество технически непростых движений.
Ратманский сказал, что ставить комедию особенно сложно. Как в любом балете, необходимо жестко соблюдать тайминг движений, но если все распланировать, не останется места спонтанности, будет скучно. Поэтому хореограф очень приветствует инициативу танцоров, говоря, что только инициатива и спонтанность создают уникальный характер каждого персонажа. Балет «Светлый ручей» танцуют четыре группы, и каждый выглядит по-своему именно за счет личности танцоров. В этот раз нам повезло увидеть премьерное выступление Вероники Парт в роли Зины, Александра Хаммуди в роли ее мужа Петра, Стеллы Абреру в роли заезжей балерины и Кори Стернса в роли ее партнера и переодетой балерины.
Партнер коктейля и встречи с хореографом Алексеем Ратманским — премиальная русская водка Beluga.