Мария Шубина /

Александр Лубянцев? Yes, we can!

Музыкальные критики не согласились с мнением жюри конкурса имени Чайковского и учредили собственную премию, которая в итоге оказалась более значимой, чем просто награда хорошему пианисту

Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Александр Лубянцев
+T -
Поделиться:

Как они ему хлопали! Вы себе не представляете, как они ему хлопали! Собственно, я видела только одну из двух оваций — в маленьком зале клуба «Мастерская», битком набитом преданными поклонниками Александра Лубянцева, молодого пианиста в нелепо огромной рубашке с запонками, которому одна дама, не выдержав накала материнских страстей, кричала из зала: рукава надо закатать. Он играл потрясающе — потрясающе странно, не так, как принято, хотя вроде бы Лист, Скрябин, Чайковский, какие там новости. И они хлопали ему так, что бисов было больше, чем собственно программы, и концерт этот было невозможно остановить.

Но главную овацию я пропустила. Она произошла вообще не к месту. Жюри XIV Международного конкурса имени Чайковского объявляло финалистов — пианистов, прошедших в третий тур, пять фамилий, все они получают ту или иную премию. Их объявляли по алфавиту, и первые робкие всплески аплодисментов начались, по свидетельству очевидцев, когда буква «Л» осталась позади, а нужная фамилия не прозвучала. Постепенно аплодисменты нарастали, Лубянцева окружили плотной толпой все пытливые посетители конкурса, ждавшие решения жюри. В зале гас свет, более удачливые участники — будущие лауреаты — нервно метались по фойе, а овация продолжалась. Двадцать минут продолжалась вокруг смущенного молодого человека, который вообще-то проиграл, а как будто и выиграл.

Только вся эта история вообще не про пианиста Лубянцева. Его просто стоит запомнить и слушать, если любите слушать академическую музыку.

Огорченные несправедливым решением жюри музыкальный критик Юлия Бедерова и совладелица клуба «Мастерская», музыкальный критик Варвара Турова решили не бороться с не разглядевшим таланта жюри (к слову сказать, очень в этом году представительным), а поступить по справедливости. А именно, немедленно завести приз прессы, да еще к тому же предложить этой самой прессе голосовать за разных пианистов, выбрав по-честному лучшего. И более того, не устраивать окопных боев, а вручить этот самый приз прямо на конкурсе, во время награждения лауреатов.

Здесь надо сказать, что конкурс им. Чайковского в этом году вообще-то получился гораздо лучше, чем предыдущие несколько. В жюри были известные всему миру музыканты, а не только консерваторская профессура, участников конкурса, которых можно слушать и про которых можно спорить, было больше, чем наград. Приглашенные статусные западные агентства давали лауреатам трехлетний ангажемент. На сайте шла постоянная онлайн-трансляция концертов, благодаря которой все три недели про конкурс говорили не только попавшие в залы в Москве и в Петербурге, но и все интересующиеся — моя семья постоянно слушала концерты, и других разговоров, кроме как про скрипачей, певцов и пианистов, за дачным столом и не было. Все это, конечно же, заслуга президента фестиваля Валерия Гергиева и никого другого. Потому что полное единовластие — единственный способ управления, который у нас признается действенным, под гнетом уважения к которому начинают работать маховики министерств и ведомств, пресс-служб и прочих структур. Поэтому, когда поддержанные еще несколькими людьми Турова и Бедерова собрались предложить конкурсу вручение приза прессы, пресс-центр отправил их в министерство культуры, а министерство — лично к президенту. А тут как раз незадолго до окончания конкурса Валерий Гергиев решил, что пора подвести итоги, и устроил пресс-конференцию. Юлия Бедерова на пресс-коференции сделала предложение: «А нельзя ли нам вручить приз прессы?» «Вы меня не испугали», — тут же ответил Валерий Гергиев. Следующие полчаса были переломными. 30 минут Гергиев отчитывал Юлю и всю прессу за все хорошее, но главное, категорически заявил, что такой приз подвергнет сомнению решение жюри, а это недопустимо. «При этом на самом деле включить этот приз в конкурс в последний момент — значило нарушить регламент, — рассказывает Бедерова. — Но об этом Гергиев ни слова не сказал, потому что все находится в его ручном управлении. Если бы он вспомнил про регламент, приза в этом году не было бы». Никакие попытки сказать, что приз прессы — не фронда, что так принято и на множестве фестивалей такой приз критики вручают, не помогли. Где-то в перепалке прозвучало: «Хотите — делайте сами».

После пресс-конференции Юлю окружили коллеги с одним приблизительно вопросом: куда записываться, где голосовать. «Сами так сами, давайте сами и вручать». В результате 24 музыкальных критика Москвы и Петербурга проголосовали на сайте ForumKlassika.ru — это много, практически все сообщество за небольшими исключениями. Голосовали по-всякому: и за победителя конкурса Чайковского Даниила Трифонова, и за Эдуарда Кунца, который не дошел до третьего тура. Но победил Лубянцев, набрав чуть больше половины голосов. «Все безумно обрадовались, что можно выступить от коллектива. Что можно кем-то быть и что-то значить вместе. Здесь главное — влияние профессии. Поэтому все включились, просто борьбы с несправедливостью было бы недостаточно», — говорит Юлия Бедерова. Объединялись не только критики. «Незнакомая мне женщина свела все списки тех, кто собирается прийти на концерт и церемонию, воедино, — рассказывает Варвара Турова. — Я сообщала о мероприятии в нескольких местах, а вход бесплатный, и я не понимала, сколько человек ждать. Свела и прислала их с фразой: "Варя, может быть, вам это поможет". Другая незнакомая мне женщина написала мне: "У меня есть свободная квартира и Саша, когда приедет из Петрозаводска, может в ней остановиться". И все это нам очень пригодилось. Я не знала, что такое бывает».

«Мне кажется, что это чуть ли не первый случай за много лет, когда критики почувствовали себя сообществом, неким единством, культурной силой, и захотели высказать свое мнение. Это и есть гражданское сознание в его не вульгарном, а реальном виде», — говорит Ирина Прохорова. Ее я цитирую не случайно: когда голосование прошло, премию поддержал Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова — так приз стал денежным (150 тысяч рублей), и у него появились все шансы стать неоднократным.

Это была самая незатейливая и быстрая церемония, на которой мне приходилось бывать. Быстрые слова благодарности, смущенный и счастливый победитель, неловко обнимающий вручающую диплом Ирину Прохорову. Через небольшую паузу — концерт. «Как лучше, во фраке или без?» — спрашивал Александр Лубянцев за 15 минут до его начала. Скоро таких трогательных вопросов он задавать не будет.

Комментировать Всего 37 комментариев

Огромное спасибо за этот текст и за внимание к этой истории!

Эту реплику поддерживают: Виктор Майклсон

Пользуясь случаем, приглашаю всех на концерт Саши Лубянцева, 1 августа, в 21.00, в КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ "ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА".

Билеты можно купить в Мастерской.

Театральный проезд, дом 3 строение 3,

mstrsk.ru

Спасибо за информацию

Прийду

Очень интересно

Видимо Александр Лубянцев и «приз зрительских симпатий» любого конкурса созданы друг для друга настолько, что шарм музыканта просто материализовал и притянул эту награду. То есть, это замечательное структурирование граждан (и особенно гражданок) в сообщество не столько даже заслуга их воли и реализация свободы, сколько еще одна заслуга исполнителя.

Немножко обидно, что из-за относительно мирного встраивания приза в конкурс и, следовательно, отсутствия непосредственно скандала, не слышно доводов официального жюри. Можно предположить, что их логика в том, что несколько эстрадная привлекательность игры Лубянцева пробьется без всяких премий…

Вы знаете, а мне его исполнение вообще не показалось эстрадным. Я ( это уже вопрос вкуса, к тексту этому отношения не имеющий) этого как раз ужас как не люблю. У меня было ощущение, что просто он какой-то своей манеры, с неба свалился, что-то делает не то, что ждешь - и это замечательно. Я вот только собираюсь попробовать через Варю с Юлей ему передать, что на мой взгляд не надо на бис "Полет шмеля" играть. Потому что это он делает виртуозно чрезвычайно, но выглядит это именно как эстрада - пока, по счастью, выбивающаяся из общего ряда. Хулиганство, конечно, музыкантам такие вещи говорить, но попробую. 

Будем считать, я написал «эстрадная» в хорошем смысле, имея в виду и открытые личностные эмоции и контакт со слушателем. Надеюсь, пишущие дамы не отвлекут юного тореро от профессии.

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина

Знаете, Яков, я, наверное, так сильно устала за последние дни, что перечитала вот этот ваш комментарий раз 10 и все равно не поняла, что вы имеете в виду, говоря "пишущие дамы не отвлекут от профессии".

Может быть, вы поясните?

Спасибо.

Мне кажется, вчера был очень специальный формат, очень специальный концерт. На котором вполне допустим "Полет шмеля". Это, все-таки, было такое, так или иначе, светское мероприятие.

На котором эстрада как раз очень уместна.

Извините пожалуйста за туманные высказывания. Я имел в виду, что излишнее внимание может, теоретически, помешать развитию юного дарования. Что люди, которые во многом разочарованы, могут слишком обрадоваться проявлению настоящей жизни. А ее нужно беречь. Надеюсь все будет хорошо, и талант взойдет гораздо выше и дальше Конкурса Чайковского.

Знаете, Яков, чисто теоретически - вы правы. В данном случае вы вообще не правы. 

Где бы было сейчас данное юное дарование, если бы не внимание "пишущих дам".

Когда ты будешь им это передавать, может еще передашь Мацуеву, что Пер Гюнта тоже не надо на бис играть?

По-моему эта эстрадность 'на бис' - это бич многих российских исполнителей. С этим точно надо бороться всеми методами.

Совершенно не согласна насчет того, что это бич именно российских исполнителей,

И кстати считаю, что конкретно Денису Мацуеву подобные бисы как раз очень впору.

Варя, я не писала о том, что это бич именно росийских исполнителей, я писала о том, что многие из российских этим страдают, но это не означает что такие же огрехи не совершают и другие исполнители.

Денис не совсем потерян, вот если только кто-то передаст ему наш совет... :-)

Мария, простите, но мне кажется странным термин "не совсем потерян" применительно к знаменитому  музыканту.

Ну, знаменитость, как известно еще не показатель хорошего вкуса. Достаточно посмотреть на Ланг Ланга...

Мария, я давно выработала себе одно правило. Я пишу о музыкантах (в идеале вообще обо всех людях, но о музыкантах как минимум - слишком хорошо знаю, что это такое) только то, что могла бы сказать им в глаза. Я не могла бы сказать в глаза Денису Мацуеву "Вы не совсем потеряны" и не могла бы сказать в глаза Ланг Лангу "У вас нет вкуса". Оба этих пианиста невероятно одаренные люди. И хотя мне не близко то, что они делают, мне кажется они точно заслужили уважение окружающих.

Варвара, я согласна с Вами, что практически любой исполнитель их уровня заслуживает уважения, потому что кроме исходного таланта они еще и работают совершенно по адски с младенческого возраста.

Я не профессиональный критик и тем более не музыкант и совершенно на это не претендую. Я пыталась пошутить, но вышло видно неудачно. Я Вас прошу - не заводитесь, берегите нервы.

Подсказывать Мацуеву точно не возьмусь, поздно, мне кажется. Просто здесь решилась, потому что мне буквально на секунду стало не по себе - на в остальном безупречном концерте, на котором вот этого налета "публика любит" не было совсем, несмотря на бисы многочисленные.

Я бы не сказала, что шмель напортил безупречный концерт. Мне показалось, когда мы накануне обсуждали с Сашей бисы, что это допустимый уровень попсовости и легкости.

И кстати, мне подход "публика любит" никогда не казался таким уж прямо ужасным.

Кажется, все-таки надо объяснить. Вообще не испортил. Просто в этот момент мне стало за него страшно - потому что Лубянцев, на мой взгляд, будущий великий пианист. Простите пафос, но мне кажется, что я потом буду детям рассказывать, что была на одном из первых важных его концертов. И угрожает этому только одно - вместо "великий пианист" может образоваться "пианист-виртуоз". Я скорее всего эту угрозу сильно преувеличиваю, просто рассказываю о своих эмоциях. 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Прекрасно понимаю, о чем ты, Машечка!

Просто не согласна - мне кажется, конкретно данному пианисту не грозит то, чего ты опасаешься.

На конкурсе он играл программу, состоящую из сплошняком САМЫХ что ни на есть хитов. Она даже немножко демонстративной была, эта программа.

Но важно то, что ты хочешь сказать. Важнее чем тг, как и каким методом ты это говоришь. Вот как-то так.

Предлагаю вашему вниманию мнения других наших коллег.

Вот текст Сергея Ходнева, коммерсантъ - 

http://www.kommersant.ru/doc/1​685949

А вот Юлия Бедерова, московские новости - 

http://mn.ru/newspaper_culture/20110727/303517038.html

И вот еще ссылочку повешу. http://www.youtube.com/watch?v=GXY6vHUMY0I&feature=related

была аккредитована как представитель прессы на конкурсе... хочу отметить

Как бы не хотелось мне слиться в общем восторге с соотечественниками....но для меня мерилом исполнительского мастерства служит способность музыканта "дотянуться" до Моцарта....особенно в деле "пианистическом"... Так вот я была в зале и слышала Лубянцева...талантлив? да! ....оригинален?... да!.... публике понравился "его" Моцарт? Да! Да! и Да!

Был ли это Моцарт в моем понимании? Нет...нет...и нет....как я узнала позже жюри тоже так подумало.... хотя мне было бы трудно распределить места между получившими 1 и 2-ю премию....и Гран-при я бы уж точно не спешила бы давать..... вероятно жюри так же задумывалось об этом....министр культуры на церемонии награждения "удивил" публику, сказав, что имя обладателя объявят в Питере...но кто знает, возможно это был пиар ход, что бы привлечь внимание к лауреатскому концерту-дублю... 

Но акцию нашей прессы поддерживаю, т.к. надеюсь это послужит точкой отсчета в становлении института музыкальной критики.... у нас же одни анонсы...увы....

в процессе борьбы за демократию и свободу слова мы вместе с водой "выплеснули из тазика и ребенка".... любая попытка критики стала восприниматься как намек на возвращение цензуры.... и справедливо будет заметить, что в этом году состав голосующей  прессы дает основание считать этот приз - призом зрительских симпатий...нужно все же больше журналистов с муз. образованием для права назвать такой приз - "призом музыкальной критики"...

Хотелось что бы эта инициатива вызрела к следующему конкурсу во что-то более серьезное, музыкально-официальное..

Поддерживаю Гергиева, приз невозможно было вручить в официальной процедуре награждения...поздновато....однако уверена, что маэстро, если будет на тех же позициях, поддержит эту инициативу на следующем конкурсе....как оказалось, он не пропускает разумные идеи мимо своих ушей...

Лично для меня было неожиданным, что учредилась новая премия музыканта и педагога В. Крайнева - это важно.. роль педагога в становлении музыканта нельзя оставлять в тени... А впервые эта мысль о премии педагогов прозвучала на пресс-конференции в Москве...еще весной....от представителя прессы (не скрою - от меня) ...и вот такой значительный результат...а вот и фото с той конференции http://www.facebook.com/media/set/?set=a.194732927245925.63922.100001276570020&l=b11a85e81b&type=1 на мой взгляд разумно было бы организоваться в некую ассоциацию всем муз. критикам...установить международные стандарты членства... и писать на имя Гергиева письмо с соответствующим предложением..и  ВСЕ БУДЕТ! :-))

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Галя, из 24 голосовавших журналистов, насколько я понимаю, специального музыкального образования нет у 2 людей - Сережи Ходнева и Ильи Овчинникова. 

Всего доброго.

спасибо, Варвара, просто мне передали иную информацию....проверю, для личного пользования конечно...

так это еще лучше! есть шанс надеяться....это мое пожелание - возрождение института муз. критики в России....нельзя упустить этот момент!

Приветствую инициативу и поддержку фонда Прохорова...молодцы...отозвались...радует...

Возможно, про кого-то я не в курсе.

Но. 

Я - пианистка. Юля Бедерова, Лена Черемных, Митя Ренанский, Катя Бирюкова - теоретики. Петя Поспелов - композитор. Ну, и так далее.

Я не знаю, какую информацию вам передали, и правда не очень понимаю, какое имеет значение образование данных критиков. У нас работают музыкальными критиками ровно ЭТИ люди. Других - нет.

Поэтому ЭТИ люди и голосовали. А не потому, что написано у них в дипломах.

Варвара, да вы и не обязаны быть в курсе...

если же вы усмотрели в моих словах желание дискредитировать выбор моих коллег, то напрасно.... я, читайте выше, только рада событию....и написала о пожелании большего количества журналистов с муз. образованием среди пишуших о музыке для голосования в таком опросе..... иметь же мнение отличное от мнения большинства...это что показатель неполноценности кого-либо из сторон?....для меня это так не звучит...и не мыслится... от "зазнайства" я далека...у меня всего лишь муз. школа...и к музыкальным критикам я себя не отношу..оттого и не голосовала...однако я согласна в голосовании с выбором того же, уважаемого мной, Поспелова...который так же оказался в единичном меньшинстве, насколько я помню...

кстати... хорошо бы в такой ассоциации или иной форме организации предусмотреть курсы повышения квалификации муз. критиков...приглашать на семинары критиков из Европы и т.д... :-)  т.к. помимо профессионализма муз. критик должен бы придерживаться и соответствующей профессии этике... у нас культура самого высказывания и выслушивания критики, к сожалению, присутствует на очень низком уровне...

(специально для вас Варвара :-) -  все вышенаписанное ИМХО...на истину не претендую..)

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Галя, критик должен то, критик должен се...

Пианист тоже должен быть гениальным, интересным, потрясающим человеком и всегда играть блестяще. Но этого не происходит. И с критиками этого не происходит. Все живые люди, все ошибаются, заблуждаются и ищут что-то.

Эту реплику поддерживают: Галя Суровегина

Конечно, критик должен, и пианист тоже должен! Как и любой другой представитель своей профессии. Этого не происходит? Значит, это не профессионалы, а, в лучшем случае, упорные энтузиасты-любители.

И мне кажется странным к профессионалу подходить с мерками для всех остальных людей, мол, все мы люди-человеки. Это как-то понижает планку качества, и получается равнение не на Моцарта, а на серую массу. Конечно, все мы ищем, только способы у всех разные, и, соответственно, результат.

Простите, если резко получилось, я тоже на истину не претендую, все это махровое ИМХО. ))

Я не уверена в технологии, но, насколько я знаю, у Юлии Бедеровой в планах как раз создание ассоциации критиков - и это, по-моему, было бы совершенно замечательно. 

Эту реплику поддерживают: Галя Суровегина

да, мы с Юлей хотим сделать такую организацию, которая занималась  бы далеко не только призами и премиями. А очень многими вещами и вообще как-то влияла бы на музыкальный контекст и как-то меняла бы его.

сейчас идет продумывание концепции, осенью объявим о результатах.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин