Лидеры стран «большой восьмерки» договорились на саммите в итальянском городе Аквила об общих целях в вопросах защиты климата. Согласно принятой декларации, глобальное потепление необходимо ограничить двумя градусами Цельсия по сравнению с началом индустриальной эпохи, то есть с концом XVIII – началом XIX веков. Большинство экспертов считает, что более сильное потепление приведет к засухам, наводнениям и затоплению прибрежных территорий.

Самая важная договоренность, достигнутая на саммите, — к 2050 году в два раза сократить выбросы в атмосферу углекислого газа. Но это обязательство остается довольно абстрактным: у стран «восьмерки» пока нет общего понимания, от какой даты отсчитывать сокращение выбросов. Кроме того, Европейский союз еще в 2007 году добровольно установил для себя более жесткие параметры сокращения эмиссии CO2.

Лидеры «восьмерки» не договорились и о том, как финансировать программы по защите климата. Эксперты оценивают связанные с этим расходы в 100 миллиардов долларов в год. Более детально этот вопрос будет обсуждаться в сентябре на саммите «большой двадцатки» в Питтсбурге, но и там надежды на консенсус невелики.

Сейчас основные вопросы мировой климатической политики регулируются Киотским протоколом, действие которого истекает в 2012 году. США — до недавнего времени крупнейший загрязнитель воздуха — к протоколу не присоединились. Инициатива в вопросах защиты климата исходит от Европы. Нынешним лидером по выбросам в атмосферу является Китай.

В декабре в Копенгагене пройдет всемирный саммит по вопросам климата, где нужно будет принять новое соглашение об ограничении выбросов и противодействии изменению климата. Важнейшей задачей саммита считается достижение компромисса со странами с переходной экономикой. В то время как в развитых странах уровень выбросов постоянно уменьшается, в Китае, Индии, Бразилии, Мексике и других он растет. Общая позиция этих стран такова, что ограничения выбросов препятствуют их развитию, а ответственность за нынешнее состояние окружающей среды несут развитые страны Запада. Промышленные державы предлагают сократить свои выбросы на 80%, а общий мировой уровень — на 50%, но странам с переходной экономикой этого недостаточно: они настаивают на финансовой и технологической помощи. Успех копенгагенского саммита зависит от того, удастся ли его участникам договориться по этим вопросам.

Россия, которая формально поддержала общее решение «восьмерки» о климатической политике, традиционно придерживается той же точки зрения, что и страны с переходной экономикой. Сразу после подписания документов советник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что Москва не готова пожертвовать прогрессом ради климата.

Представители экологических организаций Oxfam и Всемирного фонда дикой природы считают решения саммита неэффективными, поскольку обозначают цели, но ничего не говорят о методах их достижения. Тем не менее многие эксперты считают большим прорывом официальное признание общих целей, которое должно стать фундаментом для дальнейших договоренностей.