Самые здоровые способы умереть

Семеро гуру здорового образа жизни создали захватывающие, но не слишком просто выполнимые теории качественного долголетия. Жили они, последовательно воплощая собственные принципы, но все равно умерли. Мы решили проследить, есть ли взаимосвязь стиля жизни и смерти у тех, кто знал, как жить

Джозеф Пилатес
+T -
Поделиться:

Аллен Карр (Allen Carr, 1934–2006)

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Умер в 72.

Автор одной из самых продаваемых в мире книг «Легкий способ бросить курить», Аллен Карр на самом деле был большим фантазером. Ему, к примеру, принадлежит так называемая теория заговора, согласно которой никотиновая зависимость — не что иное, как психологическая ловушка, которую подстроили зловредные производители табачной продукции, чем и обеспечили себе грандиозные прибыли на многие годы. Сам Карр курил большую часть жизни, счастливо избавился от пагубной привычки в 49 лет и умер от рака легких.

Пол Брэгг (Paul Bragg, 1895–1976)

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Умер в 81.

«Мое тело не имеет возраста», — говорил самый известный в мире специалист по долголетию Пол Брэгг. В детстве он, понятное дело, был доходягой — страдал учащенным сердцебиением и расстройствами желудка, но благодаря лечебному голоданию и фруктово-овощным диетам полностью излечился. Жизнь свою Брэгг положил на то, чтобы доказать превосходство своего метода, известного как «чудо-голодание».

Гораций Флетчер (Horace Fletcher, 1849–1919)

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Умер в 70.

«Великий жеватель» Америки Гораций Флетчер считал, что каждый кусок пищи нужно пережевывать минимум тридцать два раза. «Природа накажет всякого, кто мало жует», — предупреждал он. Будучи практикующим диетологом, он консультировал многих известных личностей. Например, Джона Рокфеллера, который, к слову, в точности следовал всем предписаниям доктора и прожил до 97 лет. Сам Флетчер умер, по одной версии, от бронхита, по другой, подавившись плохо прожеванным бифштексом.

Джозеф Пилатес (Joseph Hubertus Pilates, 1880–1967)

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Умер в 87.

«Человекоподобный лев в плавках», — писали о Джозефе Пилатесе в нью-йоркских газетах в 1959 году. К тому времени слава о методе, названном позднее его именем, уже вышла за пределы студии на 8-й авеню. Артисты труппы Джорджа Баланчина, Марта Грэхем и Рут Сен-Дени выправляли там вывихнутые суставы. Сам Пилатес упражнялся каждый день, что помогло ему сохранить хорошую физическую форму вплоть до его трагической гибели в 87 лет: он сгорел, спасая студию от пожара.

Герберт Шелтон (Herbert Shelton, 1895–1985)  

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Умер в 90.

 

Гигиенист, сыроед, веган и пацифист Герберт Шелтон придумал раздельное питание, которым успешно лечил аллергию, бронхиты, колиты, сахарный диабет, а также подростковые угри и женские неврозы. Практиковал Шелтон, не имея врачебной лицензии, за что неоднократно привлекался к суду, отчего не спасало ни знакомство с Махатмой Ганди, ни поддержка богатых клиентов. В 1972 году Шелтону поставили диагноз «болезнь Паркинсона»; последние тринадцать лет жизни он был прикован к постели и свои книги о здоровье диктовал шепотом.  

Норман Уокер (Norman Walker, 1886–1985)

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Умер в 99.

Основатель компании Norwalk Норман Уокер был первым, кто поведал миру о целебных свойствах свежевыжатых соков. В начале XX века он собственноручно собрал соковыжималку, работавшую по принципу пресса и мясорубки одновременно. «Сок — это пища, которая богаче энергией, чем любая другая», — утверждал Уокер. Любые продукты, прошедшие температурную обработку, он считал небезопасными для здоровья и питался исключительно сырыми овощами и фруктами. Умер Уокер во сне в своем доме в Аризоне.

Махариши Махеш Йоги (1917–2008)

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Умер в 91.

Йог Махариши был наставником многих известных личностей, в том числе — Джона Леннона, Пола Маккартни и Дэвида Линча. И хотя его учение о медитации как об «удовольствии без наркотиков» многими воспринималось как сектантство чистой воды, он добился мирового признания: послушать его лекции приходили тысячи людей, преимущественно хиппи. За месяц до смерти он объявил, что собирается отойти от дел и погрузиться в випассану (или «медитацию молчания»). После более полувека бесконечных выступлений молчание казалось ему заслуженной наградой.

 

Комментировать Всего 108 комментариев

Интересно, кто-нибудь из этих долгожителей подсчитал, сколько уходит времени на пережевывание, выдавливание соков и вообще на все эти здоровые примочки? Сколько процентов времени своей длинной жизни они занимались исключительно тем, чтобы эту жизнь продлить? Если отнять это бессмысленно потраченное время от срока их жизни, не получится ли нормальный человеческий срок? И к чему это тогда – жизнь-то стоит измерять не в календарных годах, а в эффективно (ну, или хотя бы с удовольствием) прожитом времени!

Я когда-то попробовал собрать все популярные рекомендации и составить распорядок дня человека, который радикально заботится о своем здоровье. Начиная с пятиминутной чистки зубов, продолжая этим пресловутым пережевыванием завтрака (на который уходило в три раза больше времени, чем на общечеловеческий) и заканчивая получасовой медитацией перед сном.

Так вот: если следовать всем рекомендациям, то на жизнь (нормальную, бытовую, профессиональную, творческую, духовную etc.) – ВРЕМЕНИ НЕ ОСТАНЕТСЯ.

поделитесь подсчетами?

Зато они не тратили время на курение и не страдали похмельем. Расчет должен быть взаимообразным. И если не уходить в крайности, можно посчитать,  сколько времени тратится в умеренном, а не радикальном режиме на заботу о здоровье. Потом вот еще вопрос: что мешает жить, пока медитируешь, жуешь сельдерей и пьешь морковный сок и чистишь зубы?

Не могу найти тех записей. Но отлично помню, что ни свободного, ни даже рабочего времени у озабоченного здоровьем человека не оставалось: все уходило на борьбу за долголетие.

Если в крайности не впадать, то не нужно слушать "полезных" советов. Нормальный организм самолично тебе подскажет, что ему неполезно, а что приятно и здорово.

Питье морковного сока жить не мешает. Если только не запариваться на качество моркови. А если запариться, то станет ясно, что магазинную генно-модифицированную моркву выжимать нельзя. Значит, надо тащиться на рынок за среднерусским огородным корнеплодом. И вот это – как-то слишком. 

Кстати, в данный момент я именно что курю! И это не мешает мне наслаждаться жизнью, не отвлекает от написания этих слов и совершенно не требует какого-то отдельного времени. И, пожалуй, хлопну-ка я сейчас рюмашку-другую, опять же без отрыва от компьютера в частности и жизни вообще!

Ну я бы прямо так с плеча не отказывала создателям оздоровительных теорий в профессии. А кого слушать тем, у кого организм не говорящий? Или вот как быть, если организм на голубом глазу сообщает, что хочет кокаину, водки и гамбургер? Считать, что это чистая польза?

Если водка с гамбургером (за кокаин не поручусь) подарят вам радость и не причинят боль вашим ближним - то, значит, они вам полезны. В разумных пределах, конечно. Но упиться до смерти можно и морковным соком.

как всегда, тут все дело в дозах

Прекрасно, что Вы вспомнили про морковный сок - вот в 1984 году был случай, когда человек в самом деле умер от неумеренного употребления морковного сока. Это был британский ученый из города Кройдона, по имени Б.Браун, который пил свежевыжатый морковный сок по много литров в день, и так в течение семи, кажется, лет. В возрасте 48 лет  Браун он умер - в 1984 году, и был совершенно желтый. Врачи поставили диагноз, что Браун умер от отравления витамином А. Который, как известно, жирорастворимый, то есть излишки выводятся печенью. В итоге печень у Брауна сдала.

Вот видите! Довитаминизировался!

В каком-то ведическом источнике (сейчас не вспомню) я нашёл очень простой определитель полезности. Привожу его без доказательства по причине, ну что-ли, экзистенциальной очевидности оного: полезно то, что сначала доставляет страдание а потом удовольствие. Вредно то, что сначала доставляет удовольствие а потом страдание. Обратите внимание на мудрую предпосылку: любое действо всегда включает как элемент страдания, так и элемент удовольствия. Важно соблюдать правильную очерёдность.

Звучит безусловно красиво. Но не все, что красиво звучит, является непреложной истиной.

Например, слушать музыку - удовольствие. И это действие не включает в себя элемента последующего страдания. Если, конечно, музыка хорошая.

А если говорить исключительно о физических практиках, то, к примеру, питье свежевыжатого сока никаких страданий вначале не доставляет. И, если его не перепить, то и не будет доставлять. Однако ж сок этот бесспорно полезен.

А выжимание сока не страдание ли? :-) Ну и потом, как превратить питие сока из отправления здорового образа жизни в истинное удовольствие? Раз поехали мы в очередной байдарочный поход на севера. Три недели питались известной туристической едой. Ну, грибы собирали, рыбу ловили. Уезжали из небольшого посёлка на Северной Двине и купили там маленький жалкий арбузишко и последний в магазине апельсин. Это был пир! То есть удовольствие сока невозможно без желания сока. И чем сильнее желание, тем сильнее последующее удовольствие. Но любое желание пока его не удовлетоврили это и есть страдание.

Ну ладно, пусть с соком всё просто и можно обойтись без страдания. С музыкой - не уверен. Ну если только совсем какая-то простая. Тут немного как с книжками: сначала надо пройти через страдание обучения чтению. Мой старший сын сейчас этим страдает по-русски, по-английски уже отстрадал и читает с удовольствием.

Ох, очень уж это все софистично...

Если говорить о музыке - то ведь не обязательно страдать от изучения сольфеджио и от ударов учительской линейкой по неумелым ручкам. Не имея страсти к лаврам великого исполнителя, достаточно удовольствоваться гедонистичной ролью ценителя. Можно ненасильственно прислушиваться, прислушиваться... и наконец начать наслаждаться.

Но, кажется, мы уже о чем-то совсем другом стали говорить...

Вот я в детстве страдала, обучаясь музыке. Теперь классическую не очень люблю. Сплошное страдание :-)

Так тоже бывает. Не всякое страдание заканчивается удовольствием.

Это не софистично а категорично. Наверное есть немного врождённых примитивных удовольствий приходящих без страдания. Например, вкус сладкого приятен даже новорождённым. Но это скорее исключение подтверждающее правило. Если смотреть глубоко, то всё что мы научились ценить мы именно научились ценить. Например, удовльствие от запахов в основном выученное. Большинство учения произошло в младенчестве, и мы просто забыли те давно ушедшие ошибки и страдания.

Молча спокойно читал, но на этой возмутительной реплике не выдержал...

Ты чё, Стас, это свежевыжатый-то сок страданий не доставляет?! Да говеннее его, причем любого, только зеленый чай...

У каждого из нас есть глубоко интимные неприязни. Я вот, например, терпеть не могу преферанс.

Преферанс изрядная гадость, но он не вредит здоровью,

 тогда как фреш неизменно вызывает изжогу, а зеленый чай  ипохондрию и чувство безысходности.

Все индивидуально. У меня, к примеру, изжогу и ипохондрию  вызывают вовсе не еда и напитки. У меня изжога бывает от назидательных разговоров о здоровье. 

+1

Обожаю зеленый чай. Свежие соки тоже люблю, но делать самой лень. Комбаин так и стоит новый.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

А у меня прилив сил вызывает вино и отчасти пиво

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

С этим нельзя смиряться, Дмитрий

нужно что-то предпринимать... например, как следует выспаться и выпить спросоня. Или сочетать вино и крепкий кофе...

Андрей Шмаров Комментарий удален

Андрей Шмаров Комментарий удален

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Софизм

Курение "сначала доставляет страдание, а потом удовольствие". Значит ли, что оно полезно? Можно подселить козла в квартиру, пожить с ним, а потом выселить. Тоже будет удовольствие. Полезно ли?

А вот любовь и брак сначала доставляют удовольствие, а потом страдания :-). Любовь - вредно.:-)

Козёл это аллегория мужа? :-) Ну а курение, это как посмотреть. У зависимого курильщика каждый акт курения вызывает последующее страдание снова покурить. И с любым наркотиком именно так а не наоборот. Любовь вредно, кто же будет спорить? Гормональный шок. Хотя потом будет что вспомнить, обычно с удовольствием. Брак вредно, конечно, если потом одни только страдания.

Прошу не считать мое высказывание как личное мнение автора :-).

Не соглашусь, что любовь - это вредно. Любовь как вино, может быть вкусно, а может кисло и противно. Бывает полезно и скрашивает жизнь, а может вызвать алкоголизм и интоксикацию. Оставляет прекрасное послевкусие или отвратительный густой осадок.

говорящие организмы  - либо большая редкость, либо маленькие дети...

Совершенно согласна. Мой собственный организм редко высказывается самопроизвольно. Правда, на мою манеру редко есть в университете высказался вполне однозначно - несколько лет у меня был гастрит. И ему было очень рискованно предлагать гамбургеры. Только овсянку и какие-нибудь детские куриные супчики.  

это связано с возможностями (я про овсянку) , которые уменьшаются , если не убрать причины этого уменьшения...

да не, никакая это не редкость, а самая что ни на есть реальность. другое дело что люди не слушают или не могут себе позволить слушать - так это уже совсем другой разговор

я не точно выразился - конечно, глухие...

Не выдержал.

 Подсчет здоровой жизни. Точный источник не вспомню, но какая-то йога.

 Подъем в 5 утра 2 часа упражнений и медитации.

7.00 Полезный завтрак из овощных соков и т.д..

7.30 -9.00 относительно свободное время.

9.00 -10.00 Физические упражнения.

10.00 – 11.00 Опять медитация.

11.00 Полезная еда.

12.00 14.00 относительно свободное время.

14.00 – 16.00 Опять упражнения.

16.00 -17.00 Относительно свободное время.

17.00 Еда.

18.30 – 20. 30 Упражнения и медитация.

20.30 – 21.00 Относительно свободное время.

21.00 Отбой.

Ничего жареного только вареное и свежее. Мяса ни ни. Могу давать данные не совсем точно. За давностью лет стерлось из памяти. Друг в институте пытался следовать. Учиться получалось с трудом. В конце концов, он на это плюнул.

стас, если у вас есть ноги, то не будуту вы ими гладить себя по голове? жевание - самый важный период в общениис внешней средой под названием !"еда"... иначе может получится, что вы " заснули с барышней, а утром оказалось, что  с мужиной..." а кроме того - плохо работающее тело лишает вас огромного количества возможностей в жизни...

Анаталий, я ж не ратую за то, чтобы гладить себя ногами по голове (хотя редкие представители homo sapiens это запросто могут делать). Я всего лишь против чрезмерной заботы о собственном здоровье в ущерб остальным радостям жизни. 

Мое плохо работающее тело, например, лишает меня возможности подняться по лестнице на двадцатый этаж без одышки и передышки. Но мне ведь и не приходится туда подниматься! Моя жизнь устроена так, что в нее просто не попадают подъемы по лестницам, скалолазание, бег с препятствиями на 10 километров и гонки на мотоциклах по вертикальной стене. Мне это не очень интересно и, соответственно, обладать потенциальной возможностью производить все эти действия – как-то не особенно нужно.

я не про лестницы, хотя много раз наблюдал сначала "12 этажей"А затем всего два... а чрезмерной заботы, если это не имитация, не бывает..;.

Анатолий, у меня к Вам дикое множество вопросов, но можно я задам Вам самый главный?

А зачем жить долго?

(Потом, если Вы не возражаете, я спрошу кое-что еще - без задних мыслей, токмо ради выяснения истины).

а долго - это сколько? у меня бабуля прожила 106 и из них 18 - в лагере... вот она умерла спокойно, сказав всем "до свидания"... а некоторые лежат по 10 лет, создавая проблемы родственникам, ну и писают под себя... а если уж какой-нибудь альцгеймер, то можно долго протянуть на радость окружающим...

Долго - в общепринятом смысле. То есть, наверное, больше 80-85 лет.

Я правильно понимаю, что Вы все-таки за здоровую, а не за длинную жизнь? Первое ведь необязательно предполагает второе. Впрочем, и наоборот – тоже.

Насчет здоровья – понятно: кому ж охота всю жизнь болеть!

А насчет длины – Вы не ответили: зачем? Ответов может быть великое множество:

чтобы детей на ноги поднять и внуков понянчить;

чтобы успеть побольше сделать на этом свете чего-нибудь хорошего;

потому что умирать страшно, да и в загробную жизнь не верится;

ну, и cetera...

Спасибо, Анатолий.

Это очень понятный ответ!

все что в жизни приносит удовольствие, либо аморально, либо ведет к ожирению.

Но жил ведь долго и счастливо. 

Главное уйти не мучаясь и не муча других.

Либо аморально, либо вредно, либо очень дорого, либо запрещено законом.

Это вы серьёзно? А удовольствие от хорошей книги? Если сидячий образ чтения беспокоит можно в аудио варианте во время бега трусцой, лыжной прогулки, или мыться посуды. А удовольствие от решённой проблемы? И от спорта можно получить массу удовольствия, какое уж тут ожирение? С детьми играть сам Бог велел, и тоже ожирение не грозит ни в коем случае :-).

это не я.  :)   это Черчилль.

А, ну он просто забыл поставить местоименее "мне".

Он же: "Прекрасно быть честным, но ещё очень важно быть правым".

Отчего же имитация? Разве Вам никогда не встречались люди, совершенно помешанные на собственном здоровье? Они абсолютно искренне себя мучают тяжелыми физическими упражнениями и разнообразными диетами. Их жизнь – борьба за здоровье, тяжелая и постоянная. И многим это страдание по-мазохистски нравится. То есть, они получают удовольствие от изощренных мучений, направленных на оздоравливание. И они ничего не имитируют! Возможно, они просто неправильно ведут этот неравный поединок, но совершенно честно!

в этих действиях куча имитаций - тяжелый труд, борьба, здоровье... безрадостно все у них... а жизнь, на мой взгляд, радость ...

Жизнь удивительна. И люди, превращаясь в мазохистов, получают от этого труда удовольствие. (Вы мне сегодня приснились :-)

Приснились мне Вы. Но, оказывается, Стас тоже про мазохистов написал.

в качестве мазохиста или имитации?

Приснились мне вчера. Обстоятельно и плодотворно учили меня жизни :-)

никогда никого не учу...только отвечаю (или пытаюсь) на вопросы...

Анатолий, так ЭТО ЖЕ БЫЛ СОН. ВО СНЕ ВЫ МЕНЯ УЧИЛИ. А Я САМА ВОПРОСЫ ЗАДАВАЛА.

Это про меня. И мне эта борьба не нравится, затрахала... Но есть великая цель

Значит, все правильно, т.е. "полезно", как выше было сказано - сначала страдание, потом удовольствие :)

Стас, Вы мой духовный брат в отношении к здоровью. Желаю нам жить пусть и коротко, зато качественно!

Ключевая фраза "ПУСТЬ и коротко"... Т.е. долго и качетвенно еще лучше :-)

и славно...а то я даже напрягся...

Спасибо, сестра!

И Вам того же! Но лучше - качественно и доооолго!

Cогласна :-). Богатым и счастливым всегда лучше. Кто бы спорил...

А почему обязательно радикально заботиться? Всё сразу делать и не надо. Надо попробовать много разных здоровых образов жизни и остановться на том, что и приятно и не занимает много времени. А если и занимает много, то всё равно в кайф. Мы все разные, и что одному мучение, другому удовольствие. У меня несколько знакомых полу-профессиональных триатлетов. Жизнь их я не понимаю, но им нравится и слава Богу. Другой мой знакомый бегает марафоны. А я бегать ненавижу. Зато, как оказалось, очень люблю подолгу плавать, причём не в бассейне а в море и в озёрах. И ещё люблю быстро кататься на каяке. И ещё очень люблю на виндсёрфинге. И ещё несколько видов спорта люблю. Это я к тому, что если бы я их в своё время не попробовал (сначала отец заставлял, потом сам), а упёрся бы на традиционном беге, то был бы обречён на неудачу. И тоже, наверное, сказал бы себе: на фиг мучить свой организм? Нет, серьёзно, мне эти "зарядки" или "разрядки" - как угодно, очень помогают жить. О здоровье я как-то даже особенно и не думаю, просто хочется получить кайф. А есть и чисто практическая сторона: я на работу езжу на велосипеде. Я бы не назвал это удовольствием (хотя иногда приятно), но, во-первых, меньше неудовольствия, чем в метро, а во-вторых, быстрее и надёжнее.

Если заботиться в разумных пределах (в разумных, подчеркиваю), то, конечно - почему бы и нет? Я всего лишь против культа физического здоровья. Ибо отправление этого культа пожирает время, которое можно потратить на духовное (или хотя бы интеллектуальное) совершенствование.

А если на велосипеде быстрее и приятнее ездить на работу - так это ж замечательно!

Стас Жицкий "Нормальный организм сам подскажет, что ему неполезно"

Абсолютно правильно. Все организмы разные и опыт одного может стать бесполезной мукой для другого. Вот, например, известный кардиохирург Амосов. Был строг к своему телу и других заставлял совсем мало есть, заниматься 45 минут в день специальной физической нагрузкой. Прожил семьдесят два года, и то еле-еле. А известный карикатурист Борис Ефимов, который по-моему вообще никогда не знал что такое бегать, ел регулярно и вкусно, прожил в творческом счастии сто два года. "Не нужно бежать, если можно идти, не нужно стоять, если можно сидеть, не нужно сидеть, если можно лежать", вроде бы так говаривал Черчиль. Главное - любить себя, относиться к телу сочувственно. Ведь ему (телу) приходится выдерживать массу дурацких команд и требований нашего ментального тела и нашего эго. А это так трудно в современном мире. Московская интеллигенция, например, в заботе о здоровье плавно перетекала от поедания зубного порошка с настоем трав для предотвращения закисления организма к стоянию на голове и питанию по системе хатха-йоги. Жевали сырую капусту и провёрнутые в мясорубке сухофрукты с мёдом и орехами и удивлялись потом неожиданно возникшему гастриту и повышению сахара крови. При не получении желаемых результатов резко переходили к неистовому и неизвестному тогда православию с регулярными постами, чудовищными по ограничению  для непривычных и не очень здоровых тел. Потом питались по Бреггу и пытались растить детей в нашем климате без мяса. Изумлялись, почему у ребёнка, находящегося на "правильной" кормёжке не прорезываются верхние коренные зубы. Снимок подтвердил, что зачатки зубов есть, только не хватило организму, лишенному белкового питания, сил  выпихнуть их из челюсти в правильное место. Вот они и остались в ткани кости а потом дали корни в гайморовую пазуху. Не счесть разнообразных методик, которые подошли кому-то, но абсолютно противопоказаны тебе. Святые слова Стаса Жицкого "нормальный организм сам подскажет...", только его слушать надо и любить. Это называется гармония. А побаловаться всегда можно. Важно только вовремя остановиться. 

не зацеловать себя-любимого

Я согласна с Еленой, полностью. Гармония для каждого своя и организм очень хорошо понимает что ему нужно.

Черчилль был умный, но толстый.

В целом согласен, но как тогда быть с наркотиками? Или с пожиранием чипсов и шоколадных конфет? Организм ненормальный? А как его определить - нормальный он или нет? Я вот хорошо запомнил один эпизод из ранней юности. Возвращался поездом домой, в купе с нами ехал нормальный такой человек. Приятный собеседник. Только он каждый час отлучался в тамбур курить. И ночью раз пять просыпался и уходил курить. А в остальном был совершенно нормальный. Это у него такая гармония была или зависимость?

А мой организм искренне не любит ни наркотики, ни курение, ни алкоголь. Приходится даже заставлять :-)

Про наркотики вообще не скажу, не знаю, но алкоголь и курение, по-моему, никакой организм не любит. Они суть невкусное, вредное лекарство от всяческих мировых проблем. Это как-то очевидно, пост-фактум: все первый раз пробовали, все говорили, что гадость. Объективно, этиловый спирт это школьный кабинет химии, и пахнет так, и вкус у спирта и у серной кислоты одного порядка. Табак  оставляет во рту совершенно мерзкое послевкусие, про марихуану и говорить нечего, редкая вонь. Привычка - великое дело!

Курение - вещь непонятная. Курильщики - жертвы имиджа и привычки. Я в школе курила, это было модно, но бросила легко и быстро, т.к. испугалась, что зубы пожелтеют :-).

А остальное, вероятно, употребляют не ради процесса, а ради результата :-) (ну, кроме Самвела и еще пары-тройки персон)

Дорогая редакция, так все же сколько лет прожил Брэгг? 1985-1976? 81 или 91 год?

А вообще-то гораздо вкусней, осмысленней, естественней и жизнерадостней умереть от обжорства и пьяным, чем морить себя здоровьем. Заметьте всю эту выморочную философию опресненной, выхолощенной, уплощенной, дистиллированной, бесцветной, куцей и ХОЛОДНОЙ жизни исповедовали пустопорожние американцы (Махариши - как раз то самое исключение)...

Согласно второму закону термодинамики, "ТЕПЛОТА (жизни) всегда переходит от более теплого к холодному - и никогда наоборот!"  По мне так, все эти одержимые прижимистой жизнью шарлатаны и дня не жили - а все растягивали, натягивали на себя смерть...

Не вполне согласен, Самвел... Пьяным помереть -- да, приятно, а обожравшимся все-таки тяжеловато... и как-то негигиенично... отдуваешься, икаешь...

Согласен. И пьяным - это когда ещё помрёшь, а от похмелья всю жизнь мучайся.

Дорогой Самвел, не надо катить бочку на американцев. Здоровый образ жизни придумали намного раньше. "В здоровом теле здоровый дух" - помните? Это не самый глупый человек сказал. А в нашей недавней истории эстафету подхватили не американцы а англичане. Это они придумали спорт, физкультуру, бег трусцой и прочие радости жизни. Успокойтесь, американцы только много говорят про здоровый образ жизни. Обжор и пьяниц не менее а может и чуть более чем в других западных странах. В Америке consumption - двигатель прогресса, правда обжираются всякой дрянью, так это и в России норма.

Наверное, Вы правы, Юрий!  И это еще раз подтверждает лицемерное, нездоровое отношение американцев к здоровой жизни - все довести до логического абсурда. Жизнь для них всегда проект, который обязательно подразумевает "позитивный" резльтат, "успех", но не откровение... 

Это не со зла, они в душе добрые простые ребята. Черчиль, которого выше несколько раз цитировали сказал "You can always count on Americans to do the right thing - after they've tried everything else" (Всегда можно быть увереным, что американцы сделают правильный выбор - после того как они испробовали все остальные.)

Юрий, вообще-то Ювенал вовсе не это имел в виду, посто эту цитату повсеместно выдирают из контекста:

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь -

Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил,

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

То бишь, одно из другого никоим образом не проистекает. И на удачное сочетание того и другого мы можем лишь уповать. Вот тут соглашусь.

Константин Чернуха Комментарий удален

О, я не знал! Отличный пример того как из немудрящей (и неполиткорректной :-)) шутки вопреки ей рождается мудрость (нет я не софист, я правда так думаю). А я-то думал, что это один из семи мудрецов сказал. Наверное, потому что один из них (Клеобул) действительно сказал "Упражняй своё тело". И не менее мудро он же: "Лучшее - умеренность".

Ювенал вовсе не это имел в виду

Стас, в оригинале отрывок из 10-й Сатиры Ювенала звучит так:

orandum est ut sit mens sana in corpore sanofortem posce animum mortis terrore carentem, qui spatium uitae extremum inter munera ponat naturae, qui ferre queat quoscumque labores, nesciat irasci, cupiat nihil et potiores Herculis aerumnas credat saeuosque labores et uenere et cenis et pluma Sardanapalli. monstro quod ipse tibi possis dare; semita certe tranquillae per uirtutem patet unica uitae. (10.356-64)

Из Википедии:

The satirical connotation of the phrase, that it would be nice to also have a sound mind in a sound body, is a more recent interpretation of what Juvenal may have intended to express. More traditional commentators believe that Juvenal's intention was to remind those of his fellow Roman citizens who uttered foolish prayers that all that should be prayed for were physical and mental health. Over time and separated from its context, the phrase has come to have a range of meanings. It can be construed to mean that only a healthy body can produce or sustain a healthy mind. Its most general usage is to express the concept of a healthy balance in one’s mode of life. The phrase "sit mens sana in corpore sano" is foreshadowed by (if not an actual paraphrase from) a saying of Thales, "Nous igeiis en somati igii".

(Если помните, Фалес это тот же парень, что решил теорему Фалеса из геометрии 6-го класса.)

Thales of Miletus, ca. 624 BC–ca. 546 BC), was a pre-Socratic Greek philosopher from Miletus in Asia Minor, and one of the Seven Sages of Greece. Many, most notably Aristotle, regard him as the first philosopher in the Greek tradition.[1] According to Bertrand Russell, "Western philosophy begins with Thales."[2]

Фалес, будучи первым философом-материалистом, скорее всего полагал, что здоровое тело есть пререквизит здорового духа. Этот постулат лежит в основе современной психосоматической концепции здоровья согласно кот. всякие там депрессии, неврозы, и иппохондрии проистекают от нарушения оного.

Так что, Стас, похоже, что Ювенал скорее всего не "это имел ввиду", а что имел, то и имел. Да и уж очень давняя это история, длинной в 700-800 лет. Куда уж нам с грыжей.

P.S.Также заслуживаыет внимания другая фраза из того же отрывка:

Herculis aerumnas credat saeuosque labores et uenere et cenis et pluma Sardanapalli.

(Труды Геркулеса полезнее неги на пуховой перине Сарданапала (восточного сатрапа))

Действительно, в латинском оригинале фраза совершенно двусмысленная. Но если исходить из принципа выбирать наиболее прямую интерпретацию, то Ювенал не издевался над тупыми атлетами, а действительно просто советовал не мудрствуя лукаво просить у богов хорошего здоровья и ясного ума.

Я в латыни не силен. Возможно, поэтому фразу "orandum est ut sit mens sana in corpore sano" воспринимаю однозначно.  Никакого "range of meanings" не вижу... Но кто его теперь растолкует, Ювенала этого...

Фалеса не читал, увы, но готов поверить в его "пререквизиты". Поверить, но не согласиться. Иначе как мы объясним наличие сонма высоходуховных (и даже святых) постников, пустынников и столпников, да и вериги с власяницами не назовешь инструментами для оздоровления бренного тела.

Да Бог с ней, с латынью. Я себя тоже не считаю экспертом, несмотря на "отл" в зачётке после трёх семестров в мединституте. Да и истинных знатоков творческого наследия Фалеса, думаю, во всём мире не наберётся и трёх с половиной человек. Я только хотел сказать, что в науке (да и в жизни) всегда лучше полагаться на первоисточники. Которые, к сожалению, не всегда легко доступны.  Про сонм святых, постников, пустынников и столпников и пр. ничего дельного сказать не могу. На медосмотрах мне такие не попадались. А на функциональном МРТ головного мозга ещё ни кому не удалось обнаружить центр святости или там одухотворённости. Чего не знаю, того не знаю. Но могу представить себе какого-нибудь старца-схимника с ввалившимися блестящими от голода и бессоницы глазами, доведшего себя постом до галлюцинаций, который решил поделиться своими видениями и откровениями с доверчивыми поклонниками-фанатами. Объяснить же их доверчивость (т.е веру) можно, например, неискоренимой человеческой склонностью выдавать желаемое за действительное. Но на то она и вера, что не требует доказательств.

Константин, как хорошо, что Вы вернулись. С Новым Годом и Рождеством!

И Вас, дорогая Лена, с праздниками, а также крепкого Вам здоровья! Объясните, ради Бога, чем обязан такому радушному приёму.

Мне было очень интересно читать Ваши комментарии и сообщения с четко выраженной и четко обозначенной позицией серьёзного человека и коллеги, хоть и трудновато порой разбираться в англо-русских сплетениях слов. Расстроилась, когда Вы решили покинуть сайт, вдобавок ещё будучи уверенным, что только Анну Карабаш интересует здесь Ваше мнение.  И вчера вдруг увидела Ваш комментарий, да ещё и на русском языке. Здорово! Хорошо, что вернулись! Спасибо! 

Спасибо, Лена, за такие тёплые и вдохновляющие на подвиги слова. Постараюсь и впредь не обмануть ожиданий.

И Вам спасибо, Константин. Можно я добавлю Вас в свои друзья? 

Юрий Петров Комментарий удален

Константин Чернуха Комментарий удален

Прожить вечность!

Я не боюсь смерти,мне страшно умирать!Лучше просто жить чем из за всех сил стараться прожить как можно дольше))))

Моему школьному учителю математики сейчас 86 лет. При чем за 18 лет которые прошли с окончания школы он нисколечки не изменился: та же фигура, тот же светлый ум. У него свои рецепты долгожительства. Бегает он каждое утро и всегда (даже зимой) с голым торсом, потом босиком по траве (летом). Воду привозит только из Моршина (раз в месяц едет на электричке и тащит назад на себе 12 литров), а потом пьет по чашке в день. Одна чашка воды в день и все! А в Калифорнии все кричат: как минимум два литра надо выпивать! А он по чашке пьет и процветает.

Еще какую-то диковиную дыхательную гимнастику для диафрагмы делает.

Вся семья в концлагерях погибла, он сам Ленинград защищал. Удивительный человек...

В подтверждении его исключительности прилагаю его фотографию годичной давности. Его ученики (которые наверняка есть на сайте) не дадут соврать, что за последние 30 лет он не изменился:

Мария, посмотрите на Вашего учителя. Его секрет не в воде, а в состоянии духа.

Здоровое тело помогает поддерживать здоровый дух.

Вечный спор - бытие опеределяет сознание или наоборот.

Не определяет, но поддерживает. Вы что же думаете питаясь колбасками и выпивая можно поддержать силу духа? К пятидесяти ни о чем кроме стентов и предстоящих операций на сердце и думать не сможешь.

.

Посмотрите сколько русских мужчин умирает в непозволительно молодом возрасте. Сноб и так у же стал напоминать колонку с некрологами несмотря на всю силу духа членов общества. Учитывая статистику продолжительности жизни в России -- этот ряд будет только продолжаться. Послевоенное поколение - это украденое поколение. Большинство уйдет из жизни около шестидесяти...

А с чего Вы взяли, что каждый дух хочет выпивать и есть колбаски?

Не думаете, что у русских мужчин дух подавлен, перспектив и веры в будущее нет?

Нет, конечно. Я просто констатирую факт плачевного положения здоровья мужчин 50-60 лет.

Так я как раз думаю, что пьют и едят как раз от безнадеги. Когда не знаешь куда бежать, бежать и не хочется. А мы еще с г-ном Злобиным перца добавляем.

На самом деле феномен того что старики довоенного времени более здоровые чем мужчины родившиеся во время или сразу после войны не так легко обьяснить.

Была прекрасная статья в Нью-Йоркс таймс про связь последующего здоровья с детским питанием на примере Американской статистики гражданской войны и депресии, но я хоть убей не могу ее сейчас найти. Буду искать...

Отчаялась найти саму статью, но нашла сноску на первоначальное исследование Университета Калифорнии. Они посмотрели на состояние здоровья ветеранов Американской Гражданской войны и нашли их стадающими всякими болячками в пропорционально большей степени чем остальное население страны. При чем, те солдаты которые были помоложе (дети от 9 до 17 лет) потом были гораздо более больны чем те кто прошел войну в зрелом возрасте. По-моему в статье еще приводились какие-то похожие данные про великую депрессию.

.

И здесь напрашиваются некие аналогии поскольку мужчины, которые вот уже как десятилетие не могут спокойно дожить до 60 лет (это статистика)как раз были рождены в 30-х и 40-х  годах. То есть - сначала голод, а потом война. 

.

Так что я не считаю что одной выпивкой и перееданием объясняется сегодняшняя ранняя смертность.

леда, такой симпатичной женщине как вы очень хочется спеть в унисон, но позволю себе не согласиться. мы в первую очередь несем ответственность перед нашими близкими, которым наше здоровье необходимо, даже если самим на себя наплевать. то, о чем вы пишите (социальные проблемы) - самое типичное оправдание образа жизни тех, кому на все наплевать, включая и собственных  близких. вам крепкого здоровья и крепости духа, леда, а также поздравления с наступившими праздниками ! :)

Спасибо :-) Зато мы спели дуэтом. И мои поздравления!

Оставляя оценки, мотивации и оправдания в стороне, факт остается фактом - явление имеет место быть.

моему дедушке 84, а у него еще волосы не все даже седые и энергии едва ли не больше чем у меня порой (на даче в ремонте до сих пор помогает). причем по своему образу жизни похож на Вашего школьного учителя, тоже бегом занимался лет до 75-ти, придерживается здорового питания без излишеств, и тоже какой-то особенной техникой дыхания владеет.

Лилия Скопинцева Комментарий удален