Катерина Мурашова /

Ритуал совместного крика

Общение в социальных сетях и компьютерные игры: жизнь, зависимость или церемония?

Иллюстрация: Cagle Cartoons
Иллюстрация: Cagle Cartoons
+T -
Поделиться:

Однажды, в один из понедельников, у меня выдался «день компьютера»: абсолютно все семьи, пришедшие на прием в этот день, обратились ко мне по поводу так называемой компьютерной зависимости своих детей. Проводив последнюю семью, я села в кресло и глубоко задумалась. Действительно зависимость? Тогда я, скорее всего, вообще ничем не могу им помочь, ведь я фактически не работаю ни с одним из видов аддикций, отсылаю людей к профессионалам по данным вопросам — наркологам. Но к кому направить тех, кто только что был у меня на приеме?

Все родители единодушно жаловались, что их чадо проводит у компьютера (играя в игры или общаясь в социальных сетях) все свободное время. Если позволить, ребенок будет сидеть всю ночь, а утром не сможет встать и пойти в школу или в институт. В основном это были мальчики и юноши от 12 лет до 21 года, но была и одна девочка: уже целый год она была «мышкой» в какой-то сетевой игре, искала там виртуальный сыр и приносила его в норку. Родителей в основном волновало не текущее состояние детей, а вопрос: что же будет дальше?!

Все дети, кроме одного, пятнадцатилетнего и на вид самого умного из всех, хором говорили, что проблемы не у них, а у родителей, и жалобно или, наоборот, агрессивно просили, чтобы от них отстали. Единственный, кто шел «не в ногу» со своим поколением, как будто бы понимал, что «тут что-то не то», и здесь же ставил для меня другой вопрос: «Ну хорошо, допустим, я начну с этим бороться. А что потом, взамен? У меня нет и не было других увлечений: рисовать там, или спортом заниматься, или марки собирать. Учеба в школе меня тоже не особо интересует. Что же мне, отказаться от того, что интересно, начать делать что-то неинтересное и стремиться, но к чему? Так сложилось, что сеять хлеб я, скорее всего, не буду, писать интересные для всех книги — тоже. Так что же делать? Поступить, как хотят родители: пойти в институт, который мне так же неинтересен, и годами стараться стать старшим инженером или старшим менеджером чего-то не особо нужного? Так вы и вправду хотите, чтобы я немедленно этим воодушевился и перестал в компьютер играть?»

— Я подумаю об этом, — пообещала я.

— Тогда я еще приду, — сказал он.

Проблема, безусловно, есть, но что это за проблема? Большинство зависимостей — это все-таки биохимия. Здесь как будто бы ничего такого нет. Или я просто мало об этом знаю? Если сказать честно, то да. Мне не только неизвестны результаты научных исследований данной проблемы (если таковые существуют), я даже толком не знаю, что там происходит. Там, куда, как бабочки на огонь, летят подростки…

Моя дочь за пару минут насоздавала мне страничек во всех основных на тот момент социальных сетях. За несколько дней в них проявились мои давно забытые одноклассники: женщина, с которой я вместе отдыхала в пионерском лагере (я ее не вспомнила), и коллега, с которым когда-то работала в одной лаборатории (теперь он живет в Штутгарте). Я всем честно ответила: привет-привет! У меня все нормально, а у вас? Прочитала ответы, включила их «в друзья» и подумала: что же дальше? А дальше ничего и не было.

Сетевые игры оказались мне в общем-то не по мозгам, но я успела примерно понять, что там происходит и каковы мои, как игрока, возможности. Спасение мира и еще общение с соратниками по спасению — приблизительно такое же, как «ВКонтакте».

* * *

— Ну что, вы все поняли? — мой пятнадцатилетний исследователь-единомышленник снова, теперь уже самостоятельно, пришел ко мне на прием.

— Не могу сказать, что все, но кое-что прояснилось, — осторожно сказала я. — Во-первых, ты, скорее всего, действительно не будешь сеять хлеб и писать романы. Но в тебе живет исследовательский инстинкт, ты хочешь понять, ты способен сопоставлять и группировать факты и явления — это дорогого стоит.

— Правда? Вы это вправду говорите или чтобы так… лечите меня? — Мне показалось, что в его глазах блеснули слезы. Господи, неужели с ним вообще никто никогда не говорил — о нем самом?!

— Так что же там с соцсетями? — Он справился с собой, захлопнул раковину и снова стал обычным подростком, в меру закрытым и отчужденным.

— Знаешь, был такой философ и исследователь Конрад Лоренц, — сказала я. — Он фактически придумал науку этологию, исследующую поведение животных, и в числе прочего он изучал поведение серых гусей…

Мальчик понимающе улыбнулся, и я увидела, что не ошиблась: он никогда не слышал о Лоренце, но умеет сопоставлять и уже думает в том же направлении, что и я.

— Летом, во время гнездования, гуси живут большими колониями: вместе им легче защитить яйца и птенцов от хищников. Еда в избытке, конкуренции за нее практически нет. Гуси кормятся, высиживают яйца, охраняют птенцов, спят, просто гуляют. Если появляется хищник, на него нападают и гонят его всей огромной колонией. Но вот Лоренц заметил у них странное поведение… Иногда, без всяких видимых причин, два гуся (обычно самцы) вставали друг напротив друга, поднимались «на цыпочки», хлопали крыльями и кричали. Потом снова шли по своим делам. Через некоторое время ритуал повторялся. Были и другие устойчивые пары. Если к ним пытался присоединиться третий гусь (подходил сбоку и неуверенно взмахивал крыльями), его могли принять, а могли и прогнать. Союз гусей явно не имел ни оборонительного, ни сексуального, ни даже иерархического значения. Лоренц назвал наблюдаемое им явление «ритуалом совместного крика у серых гусей» и даже дал ему приблизительный перевод: «Ты здесь? — И я здесь! — Ты как? — И я так же! — Мы вместе и это здорово!»

— Вау! Да это же общение «ВКонтакте»! — воскликнул мой смышленый мальчик. — Один в один! «Ритуал совместного крика»! Накопление «френдов». Серые гуси, кто бы мог подумать! Так зачем им это?

— Ты сам ответь.

— Я думаю, просто для уверенности. Что они не одиноки посреди гусиной толпы... Но почему не дружба в реале?

— Дружба в реале требует многих затрат. Друг может быть навязчивым, злым, неумным, дружбу надо поддерживать, ухаживать за ней, часто о ней думать. «Ритуал совместного крика» много проще.

— А игры?

— Я не смогла их толком исследовать, — призналась я. — Может быть, это то, о чем ты уже говорил: желание свершений? Человеку, особенно молодому, хочется совершить что-то конкретное ради чего-то, что больше его самого… Построить, спасти, даже разрушить…

— Герострат, — вдруг сказал юноша. Помолчал и тихо спросил: — Так что же… пусть оно будет?

— А ты? — спросила я в ответ.

— Я — нет! — твердо сказал он, но, подумав, поправился: — Я попытаюсь…

* * *

Уважаемые читатели, это были всего лишь наши совместные с пятнадцатилетним мальчиком гипотезы. А что думаете по этому поводу вы? Существует ли вообще феномен компьютерной зависимости? Что на самом деле происходит в социальных сетях? Зачем нужны компьютерные игры и почему все это часто не дополняет, а просто заменяет реальную жизнь молодым (и не очень) людям?

Комментировать Всего 61 комментарий

Хм

Совета, конечно, никто у меня не спрашивает :)

Но пара мыслей у меня есть

1. Я общаюсь периодически с бывшим глав врачом клиники Маршака, ещемвремени их расцвета. Так она говорила, что все зависимости имеют биохимический характер, связанный как правило с дофамин-серотониновым обменом. Лечатся они стандартно - индивидуальные и групповые занятия, диета, йога или цигун и пр. С детьми ситуация сложнее, у них нет опыта социального общения, не за что цепляться.

2. У меня сын прилипал в свое время к компьютеру. Сетевые игры и пр. Но в какой-то момент времени он понял, что создавать что-то интереснее, чем жить в придуманных кем-то мирах. Сейчас он вполне состоявшийся архитектор/программист/постановщик IT. Просто переключился в рамках общения с компьютером с пассивного на активное поведение.

3. То, что в компьютерных сетях мы имеем не реальное общение, соимножеством нюансов, интонациями, тактильными ощущениями, запахами, динамические ситуации и пр. А имеем упрощенную картинку взаимоотношений, это понятно. Ничего умного, кроме как покзать (попробовать) ребенку, что в нюансах и богатстве реальных отношений кроме боли и разочарования есть еще и красота и обретениеинового, в голову не приходит.

Простите, что занудно влез, не утерпел :)

Алексей, я, я - спрашивала! :))

Ко мне же с этим приходят постоянно, а я бывший исследователь, поэтому методом "черного ящика" работаю только от безвыходности. Предпочитаю понимать, в чем суть явления, с которым имею дело... А что я могу понять, если я - откровенно "докомпьютерное" поколение. Компьютер вошел в мою практику, но никак не изменил философию моей жизни. А они-то уже другие... Поэтому мне важны любые зацепки.

Пункт 1. Вечный спор про курицу и яйцо. Биохимия подстраивается к психологическим потребностям или псих. потребности определяются биохимией? Никто пока точку не поставил.

Пункт 3. А как, как, как современный родитель может это показать ПОДРОСТКУ  или даже молодому человеку, уже "залипшему" в виртуале? (с маленькими детьми проще)?

3 ничего особо умного опять сказать не могу :)

Мой опыт ииопыт некоторых моих товарищей говорит о том, что самые сильные связи между людьми появляются после совместных переживаний, преодоления трудностей.

Это могут быть сложные походы (не так давно мой товарищ вытащил своих двух пацанов, ну и меня, в поход на катамаранах по Карелии, бодрило :) вначале пацаны лет 10-12 ревели, потом понравилось), тяжелая физическая работа (например, рабочим в экспедицию) и тд. Большая часть из этого доступна и подросткам

Конрада Лоренца вы очень точно вспомнили, его книги стоят у меня на "золотой полке", как и "Непослушное дитя биосферы"  Дольника. Обязательно дам почитать своим детям:) И да, этологию было бы здорово преподавать в школе, совместно с биологией и анатомией, очень полезно бы было!

По поводу компьютерных игр могу сказать следующее: это своеобразное бегство от реальности, эскапизм. И плюс  ко всему, в играх ты получаешь награды, призы, признание, уважение других игроков и поднимаешь собственную самооценку, убив очередного дракона.Каждый новый приз способствует дальнейшей игре, хочется еще, еще и еще. Несколько лет назад, одна из компаний-разработчиков игр ввела потрясающее нововведение- систему призов.Ты проходишь какой-то этап, убиваешь определенное количество врагов, спасаешь 5 принцесс- тебе дают приз. Это настолько мотивирует к прохождению( и даже к покупке!), что через месяц-другой Sony ввела обязательную поддержку призов во всех играх, выходящей на их приставке. Людям нравится добиваться результатов, не в офлайне, так в онлайне.Но это все про онлайн-игры, все игры к ним причислять не стоит.

Это проходит, определенно.Мой младший брат тоже много играл( правда, не в онлайн-игры, скорость интернета еще не позволяла), но буквально за год переболел и переключился на реальную игру- футбол. Теперь не играет вовсе. Хотя в социальных сетях увяз очень прочно, и даже за столов не выпускает телефон из рук.

Соцсети имеют тот же эффект - сотни друзей, кучи лайков. Как говорил Дьявол в исполнении Аль Пачино " Тщеславие- мой любимый из грехов".

Эту реплику поддерживают: Игорь Геращенко

Илья, а вот совсем не мешает, что принцессы и драконы "липовые"? Или на тот момент кажется, что - настоящие?

Это же бег от реальности, параллельная вселенная некая. Там может быть своя жизнь, свои друзья и достижения, там ты пользуешься уважением и добиваешься целей, а стоит вернуться в реальный мир и все по-другому. А человеку, особенно в подростковом возрасте, необходимо чувствовать себя победителем и пользоваться уважением у друзей. Если этого нет в реальной жизни, уходят в виртуальную, вот и все.

Нет, не мешает, что они липовые. Игры настолько завлекают в свой мир, что, бывает, сутками люди сидят безвылазно. Особенно показательны такие в азиатских странах, где уже было несколько случаев смертей прямо не отходя от компьютера- от истощения и нервного напряжения.

Ого! То есть прямо как те подопытные крысы, навязшие в зубах еще моему поколению (компьютерами тогда еще не особенно пахло), которые все нажимали и нажимали на кнопки, по электроду раздражающие центр удовольствия?! Не ели, не спали, так и получали удовольствие, пока не сдохли...

Сейчас про этих крыс как-то позабыли, что ли... Или, в связи с всеобщей компьютеризацией, информация стала секретной? :))

Да нет, тут же не в том дело, что знаешь, что это тебе вредит, но продолжаешь нажимать на кнопку( мыши). Это как кино, только ты сам непосредственный участник действия. 

Катерина, соглашусь абсолютно вот с этим пассажем:

Дружба в реале требует мноих затрат. Друг может быть навязчивым, злым, неумным, дружбу надо поддерживать, ухаживать за ней, часто о ней думать. «Ритуал совместного крика» много проще.

Мой личный опыт общения в социальных сетях согласуется с этим почти на 100%. Мне в принципе интересны люди, чем они живут, что делают, куда ходят и что едят. Но при этом у каждого френда для меня своя ценность - у кого-то я смотрю наряды, у кого-то подсматриваю содержание тарелки. Но при этом мне может быть совершенно неинтересно то, что они сами бы мне о себе рассказывали за чашкой кофе. Поэтому я добавляю их в друзья в фейсбуке и вчитываюсь только в то, что мне интересно среди того, чем они делятся о своей жизни. Безусловно, среди тех 400 друзей, что у меня есть, имеются люди, с которыми я дружу оффлайн и общаюсь о том, о чем им важно со мной поговорить, и фейсбук в таком случае - лишь приятное дополнение, которое позволяет не писать раз в неделю десять смс "как дела". В условиях исчезающего свободного времени и ускоряющегося ритма жизни - незаменимый инструмент для того, чтобы оставаться in touch.

В условиях исчезающего свободного времени и ускоряющегося ритма жизни

Юлия, Вы не могли бы чуть-чуть расшифровать для меня вот этот, вышепоименованный феномен. Куда оно исчезает и почему он ускоряется? :)) Я слышу об этом со всех сторон, но до сих пор не смогла для себя уяснить: это реальный или тоже виртуальный феномен, как драконы или принцессы в комменте Ильи?... И - речь идет об индивидуальном исчезновении-ускорении (с возрастом, с развитием карьеры и т.д.) или оно ускоряется-исчезает как бы для всех, живущих в рамках нашей цивилизации?

Катерина, поскольку я более-менее справедливо могу судить лишь о себе и ближайшем окружении, мне кажется, с одной стороны, что исчезает время именно с развитием карьеры и развитием жизни, что ли - чем больше обязанностей (личностных, семейных, общественных и т.д.), тем меньшим количеством времени становится возможным расплряжаться по собственному усмотрению и желанию, в редкие моменты наличия этого самого времени хочется максимизировать полезность. Это как правило справедливо для людей успешных и амбициозных, которые, достигая все больших высот, обрастают соизмеримыми с этими высотами обязанностями и ответственностью.

А что касается ускоряющегося времени, то тут для меня ключевую роль играют два момента: во-первых мы стали быстрее крутиться по жизни - сам ритм стал быстрее, мы постоянно куда-то бежим. Я в данном случае говорю только о жителях мегаполиса, на Мальдивах, например, местное население несколько лет назад поразило меня своей расслабленностью и медлительностью, как будто у них не жизнь, а вечность впереди. Ну и во-вторых, у меня появилось чувство, что для меня самой время с каждым годом течет все быстрее. Раньше, помню, месяц казался мне очень длинным сроком, а сейчас в жизни одни сплошные понедельники.

Ага, Юлия. То есть для измерения этого существует как бы несколько шкал, условно так: место проживания, личная амбициозность и движение по карьерной лестнице, возраст, и, наверное, все-таки еще род занятий (многие знакомые мне ученые, даже пожилые, успешные и проживающие в мегаполисе, люди совершенно не "ускоренные" по жизни :)). И в зависимости от личной точки на этих шкалах возникает субъективное ощущение течения и наличия свободного времени? Так? Тогда получается, что платой за продвижение по шкалам является потеря ощущения "вечности впереди". Занятно...

Как всегда великолепно. Спасибо!

1. Что на самом деле происходит в социальных сетях?

Мракобесие. Захожу туда, что посмотреть обновления групп и подписок, подобранных по интересующей меня/развлекательной тематике (так делает большинство моих друзей). Общаться там удобно, но этот этап я уже прошел - пустая трата времени. Как только встроят Скайп в Вконтакте, тогда, возможно, вернусь.

Хотя нет, я ж забанен.

2. Зачем нужны компьютерные игры и почему все это часто не дополняет, а просто заменяет реальную жизнь молодым (и не очень) людям?

Скорее всего потому, что там у нас  есть возможность быть крутыми (говорю на своем примере, но, думаю, это общий тренд). Например, мне 15 лет - я не работаю, нет личной жизни, нет денег. А в игре ты крут (валишь монтсров и других игроков), тебя все уважают, ты чувствуешь себя like a hero, можешь представиться другим совершенно иным человеком. Вторая, более полноценная, нежели нынешняя, жизнь! Хотя и виртуальная.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Вторая, более полноценная, нежели нынешняя, жизнь! Хотя и виртуальная.

Погодите, Игорь. Мы не путаем понятия "успешности" и "полноценности"? Как может быть (при условии существования рядом реальной реальности :)) полноценной выдуманная кем-то жизнь?

В настоящей жизни призы достаются сложнее, это правда. Но они же там такие же реальные, как и свершения. Конфету можно съесть, на принцессе - жениться... :))

Я не ошибся - это то, как воспринимают игру и виртуальную реальность сами школьники-геймеры. Под полноценной я понимаю "всестороннесть"... ммм... Слова просто подходящего не могу найти. Возможность заниматься чем угодно - и зарабатывать (выбивать из мобов деньги, проходить квесты), состоять в гильдии, социализироваться, устраивать свою онлайн-любофф.

Реальная реальность (с) не позволяет в 15 лет (да и в 30-40-50 порой) заниматься такими вещами. В реальной реальности (с) я не могу встать и слеветировать из комнаты в магазин, попутно расшвыряв бабушек в очереди файерболами) Или, например, взять штурмом крепость с парой тысяч других игроков. Это к фэнтезийности виртуального мира, который позволяет вырваться из унылой реальности дом-школа, дом-работа и т.д. Скажу сразу, у кого реальность не уныла, тот обычно и не играет, ведь так? Некогда.

К тому же, вы говорите с позиции взрослого, а не из шкурки школьника. Поверьте, в 15 лет сложно отличить полноценность от успешности, да об этом даже не думают!

Ах да, еще один большой плюс компа и комп. игр - задницу от стула отрывать не надо, простите за грубость.

Резюмирую

1. Возможность заниматься широким кругом деятельность (начиная с выбора расы, прокачки скиллов и т.д. и заканчивая любоффью, чатом, гильдиями, профессиями и т.д.)

2. Возможность окунуться в мир не-реала, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные (уроки же надо делать!) будни.

3. Возможность почувствовать себя важным (и это, пожалуй, главный пункт) - не можешь "нагнуть" в реале, идешь становиться крутым в виртуале. Знаете, приведу интересное наблюдение, как человек до сих пор играющий, правда, не в затяжные игры с прокачкой, а в обычные, зашел-победил-ушел. Почему молодым людям нравится качаться и становиться крутыми в он-лайне? Их начинают любить, обожать, лебезить перед ними, надеяться на кусок с барского стола, подражать - все, как в реальной жизни. Зеркало. Я наблюдал это на разных форумах, в разных играх, разных направлений. Начиная с Конквизтадора (если вы таковую знаете) и кончая флешками.

 4. Наверняка есть еще куча пунктов, но мне первые три кажутся главными.

Виртуальный мир, как зеркало реальности. Важно.

То, что зеркало кривоватое, понятно, но вроде бы и ничего. Ага? Еще одна цитата из забытых уроков литературы:

"Господа, если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой..." Можно говорить уже в прошедшем времени? Навеял?

Игорь, всего один момент: закон сохранения вещества и энергии - если в 15 не делать "скучных вещей" (не тратиться на это) принцессы и конфеты и в сорок могут остаться виртуальными (не хватит ресурсов на реал)... :))

Эту реплику поддерживают: Игорь Геращенко

Слова правильные, но вы говорите так, будто мне 15, я хардкорный задрот онлайн игр и пришел к вам на консультацию)

Говорить это не мне надо, я делал кучу скучных вещей, за то получил -7,5 диоптрий, золотую медаль и, возможно, в след. году красный диплом, искренне не понимая зачем)

Но мы ведь говорили о причинах любви к играм)

Игорь, я просто рассуждала о плюсах и минусах. Я далека от мысли считать кого бы то ни было "хардкорным задротом" (я даже не знаю толком, что это такое, просто предполагаю, что что-то не очень хорошее :)), наоборот, полагаю, что другие люди отнюдь не глупее нас с Вами и сказанное мною в послденем абзаце для них очевидно также, как и для нас. Но ведь почему-то они делают свой выбор и мне хотелось бы понять...

П.С. Простите, я не очень понимаю, как можно получить красный диплом по какой-то специальности, не зная, зачем Вы это делаете. Ведь это значительный даже не только труд, но и многолетняя концентрация внимания на конкретном. Наверняка, Вы лукавите и у этого деяния была и есть какая-то вполне осознаваемая Вами цель.

У меня своеобразное отношение к учебе в семье, впрочем, я не никого за это, но все равно таааак хочется иногда забить на все)

Цель я обрел на 4м (нынешнем) курсе)

Опять же, вы исходите из того, что это МЫ или ВЫ играете, но играют школьники. Я еще очень хорошо помню свои времена в школе - мы ни о чем не думали (99%). И я из хорошей семьи (тьфу-тьфу-тьфу) - за мной следили, с меня пыль сдували, меня заставляли, пока я САМ не пошел к тому, чего хочу.

А огромное количество людей (из моего окружения, по крайней мере) отнюдь не могут похвастаться такими родителями. Да кому я рассказываю - психологу с вашим стажем).

И это так же накладывается на ребенка, у которого в 10-18 лет не стоит еще цель в жизни, он зачастую ходит в своем депрессивном районе в свою депрессивную школу, не очень богат, считает, что никому до него нет дела и т.д. Это большинство геймеров (по моим наблюдениям). И они хотят реализоваться в игре, где их никто не знает/видит. Я писал про мотивы выше (предполагаемые).

Меньшинство - уверенные в себе парни и девушки, которые просто развлекаются онлайн, а потому почти независимо, но решают провести время за компом, СОЦИАЛИЗИРУЯСЬ. Разница, вроде бы, есть?

Эту реплику поддерживают: Илья Нилов

он зачастую ходит в своем депрессивном районе в свою депрессивную школу, не очень богат, считает, что никому до него нет дела и т.д.

Согласно моему опыту, я бы с таким "условно-обобщенным" портретом геймера не согласилась. Впрочем, здесь есть несомненная субъективность с моей стороны - я вообще не люблю "обобщенные портреты". Исключение - когда человек сам себя включает в обобщаемую группу. Тогда это может быть интересно - многое узнаешь об этом человеке.

Тогда не знаю.

Большая часть геймеров, с которыми я общался, ничего из себя не представляла. Редкий чего-то добился в реале.

Игорь, наверное, мне нужно быть более внятной. Моя позиция: живой человек НЕ МОЖЕТ НИЧЕГО ИЗ СЕБЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ, Если кому-то так кажется, то искажение - в глазах смотрящего.

Знаете, Катя... моей младшей дочке три с половиной... Так вот она на удивление легко общается с iPade -ом. Включает, набирает пароль, хоть и цифр не знает, ползает в своих любимых мультиках и играх, слушает песни. И уже давно не просит ни у кого ни какой помощи. Как будто у нее в голове было это заложено...)))

Так вот меня это никак не пугает.   Даже развлекает чуть-чуть....  Как думаете, почему?

Не знаю, Александр. Разве что Вы сами объясните.... :))

Книги, кино, интернет.... Мы продолжаем расширять границы и время восприятия мира и социума. И это нормально. Это присущая человечеству склонность к творчеству и самосовершенствованию. 

Мы создаем виртуальный, не материальный мир. Наверное без издержек не бывает.     Мы по тихоньку учимся им пользоваться. Задача гармонично вписать его в существующие рамки понимания того, что происходит вокруг нас.

Я не переживаю за свою младшую дочку потому, что учусь вместе с ней. Учусь воспринимать этот виртуальный мир не как замену материальному, а как инструмент в его расширении и познании. Учусь не бояться его и зависимости от него. И думаю, что у меня получится. 

А если получится у меня, то врядли она в этом плане будет думать по другому. 

Врядли этот не материальный мир ограничивается криком как у гусей. Хотя, такое тоже несомненно есть. Он гораздо больше и многограннее. И меняется в зависимости от возраста и непосредственно развития человека. Я думаю, не надо его бояться. Надо смело идти в него.

А что касается детей про которых Вы интересно рассказываете, то это проблема не компьютера и интернета. Это проблема их взаимоотношений с родителями и окружающим обществом. Не будет компьютера, будет что либо другое. Обязательно будет. Если существует вакуум, то его обязательно, что нибудь заполнит...)

Александр, в плоскости бояться\не бояться я с Вами согласна. Нет смысла бояться реально существующей и явно развивающейся части мира.

Понять его, встроить в свою картину мира - это другое дело.

Но я также далека от мысли осуждать родителей подростков за то, что они не понимают, почему их двенадцатилетняя дочь по восемь часов в день считает себя виртуальной мышью, собирающей виртуальный сыр в компании 378 000 других таких же "мышей", живущих в разных странах по всему миру... :)))

Осуждать конечно никого не надо. Это их жизнь и их тараканы. 

Я не знаю, что это за игра. Но, может быть, это очень интересно и увлекательно. И на ее уровне и в ее возрасте вполне позволяет развивать ее внутреннее твочество. Пусть бы сели и сами поиграли. Я имею в виду родителей. Очень вероятно, что после этого у них появились бы общие темы для общения в материальном мире. И все их страхи и проблемы оказались надуманными...

Как вариант...))))

Пятилетняя сестра дерется с десятилетним братом за право посмотреть мультики на Youtube на IPadе)

Я прошлым летом наблюдал ломку у подростка, оказавшегося на даче без интернета. И возникла у меня идея выпустить в продажу симулятор на диске. Ребенок вставляет диск, а там у него всякие соцсети и чаты, и пишет, например, "Предки заперли на даче т_т Скуууучно", и тут же программа распознает эту нехитрую мысль, и появляются виртуальные Бивисы и Батхеды, которые ей подпевают - возможно, даже с педагогическим уклоном, например "Помой посуду, это нереально круто".

Но дальше мысль моя перешла к созданию аналогичного симулятора либеральной общественности для интеллигентов, в основном для тоталитарных режимов вроде Китая. А ребенок тем временем нашел живых Бивисов и безболезненно переключился.

Эту реплику поддерживают: Игорь Геращенко

мысль моя перешла к созданию аналогичного симулятора либеральной общественности для интеллигентов,

Алексей, это было бы реально круто! :)))

Но отчасти "реальные" сети ведь такую функцию для интеллигентов уже выполняют, ага? Там свои рейтинги политиков, свой тип откликов ("вся прогрессивная общественность возмущена... поддерживает.... негодует...." и т.д.)...

Ну да.

Я еще подумал, что программа должна реагировать на частоту включения компьютера. Если интеллигент часто хватается за ноутбук, значит, у него  anxiety, и программа реагирует ростом протестных натроений, долетающими отовсюду вестями о новых фактах полицейского беспредела и т.п. А если включает редко, – например занят посадками в саду, или увлекся живописью – в его виртуальной стране настает что-то типа оттепели.

Да-да. Причем, как это часто бывает, Ваша задумка постепенно вползает в реальность. Вот я, например, совершенно невиртуальный человек, но намедни после чтения сноба выходила на улицу и с некоторым напряжением ожидала, что вот-вот встречу толпу людей с белыми ленточками в петлицах и синими ведерками на головах :)))

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Юлия, которая не может сейчас писать на снобе, прислала мне свой коммент к посту по почте.

Мне соображения Юлии показались очень интересными, поэтому я помещаю их сюда.

По компьютерной зависимости - возможно, интерактивность сокращает время обратной связи по сравнению с реальными процессами(общения, игры, работы...). Особенно подвержены залипанию в этом люди, которым реальная жизнь дает мало положительной обратной связи, или дает мало обратной связи вообще. Для достижения - не положительных, а любых ощутимых - результатов этим людям, кажется, нужно стараться бесконечно долго, так долго, что проще не начинать. Их информационную потребность, потребность в событиях, удовлетворяет виртуальный мир. Поскольку в реале по сравнению с другими они включены в недостаточное количество активных социальных связей, либо их связи фиктивны - с родителями, например. Которые выполняют свои функции, свои обязанности, но не вступают в личностное взаимодействие...

 Может быть, стоит добавить, что похожее поведение демонстрируют домашние кошки? Они могут бессмысленно и навязчиво часами играть во что-то. Вам, как собачнице, наверное это не пришло в голову. Поскольку в квартирной жизни у котика нет событий, внезапностей, нет повода к поисковой активности, котик начинает залипать

 Это Вы, кажется, писали, что для подчинения хозяину собак удерживают в детском или подростковом психологическом возрасте? У котиков, наверное, похоже - без опыта освоения большого мира, в безопасности, котики не взрослеют. Не зря советуют их кастрировать до года - и до года же они едят корм для котят. Но интернет-зависимые личности могут быть, что удивительно, более-менее психологически зрелыми. По моим наблюдениям. Хотя реальность может в любой момент спасовать перед мгновенными вознаграждениями...

 Кроме того нужно добавить про феномен хиккикомори. Японская молодежь, не выходящая из дома месяцами...

На мой взгляд, идея о как бы сокращении времени обратной связи (а также времени "стимул-реакция") благодаря и-нету - это действительно важно.

Есть такой английский роман (и сериал) "Столпы земли". Там несколько поколений одной семьи строят храм и совершенно спокойно говорят: я не увижу завершения его строительства... Их это не пугает и не разочаровывает, они не опускают от этого руки и не впадают в депресняк. Они просто строят и знают, что когда-нибудь храм будет построен. Многие ли сейчас так могут? :))

С другой стороны, какая разница, как провести время, если его нужно провести, потратить?

Голода и войн нет, даже обычные житейские заботы не трогают (родители оплатят, купят, приготовят, накормят и пр.). А куда девать время?

Может быть, это - самый безопасный на сегодня вид "убийства" времени. Когда-то по подъездам подростки курили, играли на гитаре и обжимались - родители тоже не были довольны. Сейчас - тоже что-то не так.

А когда было все так?

Эту реплику поддерживают: Наталья Старокожева

Конечно, Юлия, "так" не было никогда :))

Мне-то хочется просто понимать суть явления. Плюс - есть некоторое количество ребят, которые ну уж откровенно "забивают" на реальную жизнь, и родители просто не понимают, что ии делать и приходят ко мне за советом. А я что могу? :( Очевидная вещь: если у него будут интересы и друзья в реале, он не будет в компе сидеть, да вот только как это сделать-то из той точки, в которой они оказались?!

Я уверена, что как только дети станут жить отдельно - все это нивелируется. Ну разве что сколиоз и снижение зрения заработают.

А как еще?

В самых крайних случая, видимо, оставить дома на неделю без еды и денег, пусть играют и общаются до обморока. Видимо, нужно "объесться", чтобы включились защитные силы организма.

Эту реплику поддерживают: Александр Новиков

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E8%EA%E8%EA%EE%EC%EE%F0%E8

А вот эти? Там ведь речь идет о сотнях тысяч.... А сколько более мягких вариантов? Кто считал?

вот что я нашла из ссылки в приведенной Вами статье:

"Японская статистика показывает, что случаи хикикомори встречаются только в семьях с довольно высоким достатком, в то время как большинство более бедных семей просто не могут себе позволить иметь неработающего и не учащегося

бездельника-затворника. Точно так же в экономически менее развитой России случаи добровольного ухода из социума случаются, по-видимому, реже чем в более богатых и развитых западноевропейских странах. А в бедных семьях отказ детей вписываться в имеющуюся социальную действительность чаще принимает традиционную форму побега из дома, чем затворничества."

Так что все - очень просто. Пока есть кому обслуживать "затворника", он будет сидеть постоянно за компом. А когда булочку или сосиску нужно заработать и принести домой - тогда и мотивация будет выйти.

Юлия, но мир-то богатеет пока :))

А у нас еще и традиция - "детей не бросать ни при каких обстоятельствах, надо, будем кормить хоть до пенсии". А этим, компьютерным, ведь еще и надо-то совсем немного...  :(

Очень интересная тема! Но точного ответа наверное нет.. Наши дальние предки уж наверняка тоже были чем-то недовольны и спрашивали куда катится мир)). Мне вот прабабушка еще рассказывала, что родители были очень недовольны что дочь романы читала (типа пустая трата времени)). А вообще кажется большинство людей склонны к каким-либо видам зависимости - это действително уход от проблем реального мира:)

Наталья, я совершенно с Вами согласна :))

Уход от реального мира ( в романы или в он-лайн игры) ведь не страшен сам по себе, Вы согласитесь? Иному человеку иногда просто надо отдохнуть от реальности.  Главное, чтобы он всегда мог вернуться обратно и не обнаружить, что реальный мир уже не рад его видеть...

Эту реплику поддерживают: Наталья Старокожева

Вы правы Катерина! У мея вот тоже есть такой свой оригинальный способ ''ухода'.. Но я всегда стараюсь следить за собой, и интенсивно заниматься реальной жизнью. Забавно, что всегда считала себя реалистом, совершенно не склонной ни к каким зависимостям, но все равно хоть одна зависимость, да найдется.. :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, несколько мыслей на бегу в аэропорт)

1. Весь мой опыт общения с подростками (5 лет работы с ними и воспитание собственного представителя этого непростого подвида человеков) говорит мне, что они в первую очередь ищут только одного - признания (в котором пересекаются внимание, оценка (положительная, желательно, но и отрицательная оценка - тоже признание: "вот так я могу выбиваться из ваших шаблонов!") и указание ориентиров в лабиринте принимаемых решений). Все эти массы френдов и лайков - в первую очередь попытка перевести качественный параметр признания в количественную категорию, которой можно меряться. Уже не так важно кто тебя похвалил - важно сколько раз!

2. Виртуальное общение позволяет оторваться от скучной и знакомой среды (скучной - потому что знакомой, чем больше знаешь о человеке, тем медленней процесс открывания чего-то нового, чем меньше открытий - тем скучней) и погрузиться в виртуальный питательный бульон, в котором плавают самопрезентации. То одним боком повернётся виртуальный житель - пошли круги, благодарные соучастники процесса "додумывают" личность в заданном направлении; то вот уже другим боком - и виртуальные кроты яро щупают хвост-хобот-бивень-и-что-им-там-ещё-подсунут, представляя себе то дикого мамонта, то романтичного розового слона - того, о котором давно мечталось. С одной стороны идёт отработка выработки имиджа - полезный навык в наше время "продажи себя подороже", с другой - развивается воображение, с третьей - идёт активное вырабатывание системы ценностей - по количеству френдов и лайков можно вычислить, кто/что сейчас котируется  выше (и речь тут может идти не только о длине ногтей или цвете волос, но и о таких серьёзных вполне вещах, как профориентация, например). Разгуливая по виртуальному миру, подросток собирает в корзинку множество всякого хлама, точно даже ещё не зная, зачем - но кто вообще знает заранее, что кому будет интересно через год или два, пусть лежит и ждёт своего часа, глядишь, через пару месяцев сквозь хлам пробьётся росток живого интереса к чему-то живому...

3. Про геймеров стоит посмотреть вот это замечательное видео

Я его вспомнил, когда едучи стопом по Германии, был спрошен водителем, чем я вообще занимаюсь.

На мой же вопрос, не собирается ли он мне предложить работу, водитель мне сообщил, что трудоустроил уже трёх стопщиков, которых подвозил, один у него уже работает на какой-то химической должности уже 8 лет.

"Стопщики высокомотивированы, хотят достичь своей цели, у них обычно неплохое образование, они полны оптимизма и верят в себя ..." - вот так ломаются шаблоны по поводу лузеров-халявщиков.

Следствие и причина тут, конечно, тоже играют в чехарду - вырабатывает ли стопщик у себя эти качества во время путешествий, или он выходит на трассу, потому что у него уже развились эти качества.

Вот так и подростки, сидящие у компьютеров - они используют/развивают свойства и навыки, о которых родители часто просто не догадываются, они собирают знания из мнений других людей - как мы их когда-то выуживали из книг.

Бороться с этим, говорить, что книги круче - можно, но только до известного предела. Борьба вообще отнимает слишком много сил и времени.

Важней время от времени говорить подростку - "ну, позависал в фейсбуке, а теперь покажи, как тебе это поможет в реальной жизни - ты ж не в пустую время проводишь, правда? ну так давай посмотрим, зачем тебе это всё может пригодиться".

Не нужно оттягивать подростка за уши от компьютера - там реально интересно бывает (хоть это и не всегда понятно "тупым родителям"), нужно только не дать компьютеру захватить всю жизнь - например, ограничивать количество часов в интернете, это технически не так сложно, такое выпихивание в реал пойдёт постепенно на пользу.

И пусть виртуальная и реальная жизнь занимаются перекрёстным опылением - им обеим это пойдёт только на пользу)

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина

Илья, спасибо большое за развернутый и интересный комментарий.

"перевести качественный параметр признания в количественную категорию, которой можно меряться. Уже не так важно кто тебя похвалил - важно сколько раз!"

Вот этот Ваш тезис показался мне очень важным. По воспоминаниям моей подростковости, у нас как будто было наоборот. Важно было добиться похвалы и признания именно у кого-то конкретного, другие не котировались и не "накапливались". Если тебя похвалили десять учителей (или сверстников), а тот единственный, уважаемый, чье мнение важно, и ради оценки которого все, в сущности, и предпринято, молчит, то количество отнюдь качество не перевешивало.  Но наш мир, конечно, был начисто лишен и-нетной анонимности\многоликости персонажей, в нем все было более личностно и конкретно... Я ошибаюсь?

Так ладно дети!

Вот я ради интереса стала играть в игру на iPhone под названием Lords&Knights.

Сюжет такой: средневековье, у тебя есть хозяйствующий замок, в котором ты развиваешь постройки, которые генерируют ресурсы, а потом на эти ресурсы строишь другие постройки и войско, состоящее из 3х видов наступательных войск и трех видов обороняющихся. У замка есть предел живущих в нем людей, и эти люди либо становятся войском, либо работниками тех самых построек. Также есть в игре два типа денег - медь и серебро, они покупаются за ресурсы. На медь покупаются шпионы, которые могут разведать объем войск в другом замке или перекупаются шпионы, отправленные в твой замок. Серебром уплачивается захват нового замка.

Далее войском ты можешь захватывать замки - ничьи, которые надо также развивать или чьи-то, которые можно доразвивать, либо они развиты по максимуму. При этом чем больше у тебя замков, тем дороже стоит захват следующего в серебре. Но кроме серебра, твои войска должны победить чужие войска (там математический расчет, типа шахматного).

Игроки могут совместно нападать на какой-то замок или отправлять войска в защиту другого замка. Еще они могут объединяться в союзы и воевать союз на союз...

Игра очень популярная, причем особенно почему-то в Германии, но и у нас тоже. Там для каждого языка есть отдельная карта. Рано или поздно одна карта заканчивается и заводят следующую.

Ну вот, состою я, значит, в одном союзе... И есть там такая ветка на форуме союза - "Реальность", и там народ представляется рассказывает кто они в жизни, сколько лет. Не все, конечно, но многие. В моем союзе 200 человек. Из них младше 17 лет двое!!! Остальные старше и работают на вполне приличных работах - стоматологами, менеджерами, есть один начальник налоговой. И есть вторая ветка "Моя ласточка" - там кто хочет про свою машину пишет. На всех 1 лада калина, а машин стоимостью ниже 600000 рублей штук 5, не больше.

Я к игре присоединилась потому что у меня несколько знакомых играют, чтобы разобраться что же там хорошего.

И вот это воскресенье прошло у одного знакомого под знаком оборонительной операции замков. Там игра в реальном времени идет. И все воскресенье он отбивал атаки на свои замки. То есть буквально ходил везде с айфоном и листочком бумаги - ел, гулял с ребенком, смотрел кино и тп. На бумаге он фиксировал время атак и планировал переброску войск из одного замка в другой...

Я же вот уже 3-й месяц играю и этот феномен все равно не понимаю...

Да конечно, Алена, так оно и есть. У меня один молодой приятель тратит треть нехилой зарплаты программиста на оснащение своего виртуального персонажа каким-то там артефактами и очень радуется: дескать купил босоножки- скороходы подешевле - не за 300 долларов, как запрашивали, а всего за 150... :))

Желание прожить не свою (не только свою) жизнь. Ничего ведь вроде плохого... Но, с другой стороны, закон Ломоносова....  Тут вот понять бы: причинно-следственная связь - куда направлена? Бегут в ту жизнь, потому что не удовлетворены в этой и не хотят здесь ломаться, или - что-то не клеится в этой, потому что ресурсы уже потрачены на ту... ?

Мне кажется, что для многих это своего рода компенсация, для кого-то обучение, а для кого-то суррогат жизни.

Под компенсацией я имею ввиду возможность реализовать неприменимые в жизни возможности. Этот мой знакомый мог бы стать хорошим генералом на войне, но и в армию его не взяли и даже если бы взяли, войн сейчас нет особо.

А под тренировкой я имею ввиду, что многие игры - это не замена, а симуляция реальной жизни, в процессе которой можно отработать какие-то навыки безболезненно.

Суррогат я не комментирую...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Притча

...Однажды к Мастеру Вану пришли трое его детей, и каждый желал странного. - Отец, - жеманясь и краснея, сказал старший сын. - Мне кажется, я люблю мужчин больше, чем женщин. А среди мужчин я больше всех люблю Сунь Ахуя из соседней деревни. Он такой... такой!.. он как Бьякуи из "Блича"!.. Я понимаю, ты хотел видеть во мне опору в будущем, продолжателя рода и наследника своего мастерства, но... извини, я хочу иначе. Ничего, если я приведу в дом Сунь Ахуя, и мы будем спать в одной кровати и сидеть у огня, держась за руки?.. - Папа, - потупясь, сказал средний сын. - Мне кажется, я пацифист и не могу даже смотреть на оружие, мясную пищу и чужие страдания. Я понимаю, ты хотел бы видеть во мне сильного воина, победителя и защитника, который прославится на всю Поднебесную, но... извини, я хочу иначе. Ничего, если ты отмажешь меня от армии, и мы возьмем в дом нашего поросенка, которого мы откармливаем на Праздник Фонарей? Я назову его Пикачу, буду купать в теплой воде, повяжу на шею синий бантик, и мы с Пикачу будем кушать только растительную пищу!.. - Папа! - сказала любимая дочь Мастера Вана, Ма Сянь, водя изящной ножкой по глиняному полу. - Ты знаешь, я ведь молодая, красивая и умная девушка. Поэтому я хочу самореализоваться и пожить для себя. Я понимаю, ты хотел бы видеть во мне любящую жену, умелую хозяйку и заботливую мать своих многочисленных внуков, но... извини, внуков у тебя не будет. Ничего, если я уеду в город, стану там офисным работником, сделаю карьеру и стану чайлдфри? А по выходным я буду приезжать к тебе в дом престарелых на своем "Матисе" и куплю тебе замечательное кресло-качалку... Мастер Ван уже открыл было рот, чтобы громко высказать детям все, что он о них думает, но так и не издал ни звука. "А нужно ли? - подумал он вдруг. - Да какое же я имею право решать за своих детей, как им жить, с кем спать, что есть, во что верить? Они же самостоятельные личности! Ну и что, что старшему всего семнадцать? Подумаешь, мне не нравится! Ничего, потерплю, зато дети мои будут счастливы! В конце концов, чем цивилизованнее человек, тем он толерантнее, так неужели я буду вести себя как дикарь?!" - Хорошо, - устало сказал он, - живите как хотите. ...Прошло десять лет. Дети жили как хотели, а Мастера Вана просто задолбало. Он пришел к соседу поделиться своим несчастьем и увидел, что Мастер Чжан сидит в беседке перед садом камней, пьет сливовое вино и курит свою любимую кривую трубочку. - Как поживаешь, сосед? - спросил Мастер Ван. - Все ли в порядке? Что детишки? Мастер Чжан неторопливо отпил из чашки и ответил: - Старший сын женился на дочери уездного судьи. Они живут душа в душу, сын хорошо зарабатывает, у них в городе большой дом. Средний сын служит в императорской коннице на южных рубежах Поднебесной. Он начальник "длинной сотни" конников. Враги боятся его, как огня, друзья любят, подчиненные уважают, а начальники ценят. А дочь - что ж, вон моя красавица-дочь, ее любимый муж и пять моих внуков... - Невероятно! - вскричал Мастер Ван. - Но разве десять лет назад твои дети, будучи молодыми, горячими и глупыми, не приходили к тебе, желая странного?! Мастер Чжан степенно кивнул. - Как же тебе удалось воспитать таких славных детей?! - Я просто сказал им, что если не перестанут валять дурака, я их лопатой перебью. ...С тех пор последователей Мастера Вана зовут "толерастами", а последователей Мастера Чжана - "шовинистами".

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Irina Morozova

Благодаря последователям Мастера Чжана Китай - сильная, динамично развивающаяся страна. А благодаря последователям Мастера Вана - китайцев всего полтора миллиарда, а не три и они еще не все заполонили...  Все нужны... :))

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Об играх

Моему сыну 16 лет. Я сейчас не работаю, чтобы больше времени уделять в т.ч. и ему, поэтому имею возможность часто посещать его школу, интересоваться не только его кругом интересов, но и его ровесников. Почитываю их страницы ВКонтакте. Стараюсь по другим детям увидеть какие-то опасности или возможные альтернативы и для своего.

Разделю свой коммертарий на две части: об играх и об общении.Сейчас об играх. Расскажу про своего ребенка, но этим попытаюсь показать, что можно сделать и с другими.

Мой ребенок - нетипичный: с раннем детстве с удовольствием играл в развивающие комп. игры. Затем пришел черед бегалок-стрелялок, затем стратегий и т.п. Сейчас не играет совсем - даже в Angry Birds в дороге не играет. Компьютером пользуется только профессионально: читает профессиональную и учебную информацию, учится программированию (это его будущая специалность), минимально заходит в соц. сети.

Каким образом я наблюдала эволюцию его отношения к играм. В 5-7 лет - интересные игры с обучением математике, английскому, географии. Это период послушания и желания жить по правилам. В 9-12 лет - период динамичных игр, восполняющих недостаток реальной беготни и острых ощущений. Конечно, любому пацану хочется побыть супергероем, это же понятно. В этот период главное - не сломать отношения и навести баланс между учебой, активным отдыхом (спортом, прогулками) и играми (в них ребенок тоже учится и реализуется). С 13-14 лет у нас начался отход от игр в связи с большой загрузкой другими занятиями (спорт, доп. образование), которые сильно перетянули на себя внимание. И вот тут произошла подмена виртуальной успешности успешностью реальной. И ребенок сам выбрал реал. Ему стало интереснее достигать успехов в реальных битвах с тренером, чем биться с монстрами в игре. Ему интереснее написать оригинальную программу, чем найти хитрый выход в стратегии. Ему интереснее читать книги по экономике, чем вышибать деньги из прохожих в виртуале. Ему интереснее общаться с прекрасными преподавателями и соучениками его уровня, чем трындеть ни о чем ВКонтакте. Возможность купить себе в игре крутую тачку и другие красивые атрибуты перевешивается теперь наличием достаточных денег в его семье и осознанной уже им перспективой получить профессию, позволяющую тоже жить достаточно свободно. Вот он и пашет на свое будущее, просто как лошадь.

Как получилось найти это "спасительное решение"? Ведь в средних классах меня тоже настигало отчаяние от его сидения в играх. Реальность такова, что в современной России ни школа, ни другие социальные институты личностью ребенка не занимаются. Только родители могут помочь ему построить свою жизнь интересно и полезно, чтобы не хотелось уходить от реальности. Для этого нужно очень внимательно следить за раскрывающимися способностями, интересами ребенка, предлагать ему разные интересные занятия и не противиться его выбору, даже если он нам не по душе. Большую ошибку совершают родители, не отражающие изменений в интересах детей. Как мы успели за школьные годы пройти по 10 секций и кружков, чтобы найти свои интересы, так и нынешним детям свойственно в 10 лет увлекаться футболом, а в 15 - сноубордом. Не надо держаться за футбол! Разонравилось - до свидания. Иначе будет искать удовлетворения в виртуальности.

Еще предлагаю почаще вспоминать свое детство. Не было у нас компьютеров. Но кто не резался до умопомрачения в одни и те же игры, тратя непродуктивно (казалось бы) время? Значит, есть такая потребность у детей в принципе!

Вообще-то в самих по себе компьютерных играх я ничего плохого не вижу. Кое-какие навыки и черты они даже помогают вырабатывать. И притворяться, что виртуального мира не существует, в наше время просто глупо. Важно постоянно быть в контакте с детьми, чувствовать их потребности и сомнения, и всеми силами делать их реальную жизнь интереснее и успешнее виртуальной.

Мария, спасибо Вам за развернутый и интересный комментарий. Я думаю, что он наверняка окажется полезен для многих родителей, читающих наш сайт.

Об общении в сетях

Вот с общением в сетях у меня суждения очень противоречивые, признаюсь.

Внимательно слежу за общением одноклассников своего сына ВКонтакте (сейчас им 16-17 лет). Поскольку детей и их семьи знаю хорошо, мне легче анализировать, почему данный подросток так себя проявляет. С одной стороны, ребята ведут себя точно так же, как при реальном общении толпой: надо каждому выкрикнуть свое, схохмить даже без причины, употребить непременно нужный сленг, т.е. всеми силами показать "я свой" и при этом постараться выделиться и получить свой сиюминутный "респект" от остальных. С другой стороны, ребята делятся музыкой, интересными цитатами известных людей, кидают ссылки на фильмы и ролики. Период, когда идет обмен одними "приколами", быстро прошел. Сейчас они действительно коллективно ищут смысл жизни и черпают из всех источников ответ на главный вопрос. Социальная сеть является совего рода доской объявлений, где каждый вешает свою бумажку: "Смотрите, что я интересное нашел". Мне как маме очень интересно за этим наблюдать. Причем самые интересные мысли и нетривиальные материалы выкладывают те дети, от которых в школе "вешаются" учителя. Потому что они нестандартные, им нужно себя проявить. Так если наша школа сейчас вообще не нацелена на самовыражение учеников, пусть у них будет возможность добиваться признания сверстников в позитивных проявлениях хотя в ВКонтакте.

Я вижу в подростковом общении в соц. сетях только лишь удобный инструмент общения, потому что без компьютеров мы вели себя точно так же. В сети удобнее: можно и клип показать, и фотку выложить, и картинку нарисовать. Живьем это неудобно. А родителям могу лишь посоветовать почаще читать странички своих детей и их товарищей. Чтобы вовремя заметить нежелательные проявления и деликатно их отрегулировать.

А вот зачем нужны соц. сети взрослым, причем взрослым, не привыкшим к сетям в детстве? Хоть убей, не пойму. Видимо, чтобы каждый старый толстый лузер мог почувствовать себя виртуальным Ален Делоном... Но все же для меня лично активный пользователь ВКонтакте или Одноклассников - это просто диагноз. Что нормально для подростка, для взрослого - уже аномалия.

Вот блоги и тематические форумы, особенно с определенным фильтром участников - это понятно. Это площадка для обмена мнениями или опытом. Тут и жизненный опыт, и профессиональный объединяется для взаимного обогащения. Но это уже не социальные сети, это просто Интернет-общение. Хотя и тут есть место любителям потроллить на всех форумах подряд - так самовыражаются люди, неспособные самовыразиться по-другому. Что поделать...

Мария, Вы, наверное, в чем-то правы. Анатолий Мариенгоф, переживший сокрушительную трагедию, писал много лет назад: наплюйте на этику, читайте дневники своих детей, тогда, быть может, вы сумеете предотвратить... Но ведь не у всех родителей есть время (и желание!) читать в контакте хронику совместного крика от своих детей и их товарищей... А кто-то (например, почти все дети), быть может, считает это даже неэтичным...

Ну если у родителей нет времени на собственных детей, то мы тут обсуждение развели как раз не для них. Они и этот форум читать не станут. А потом будут волосы на себе рвать, если их ребенок пойдет по кривой дорожке.

Что касается этики, то не все ее аспекты подходят для отношений родитель-ребенок. Раз мы за детей отвечаем, приходится некоторыми этическими правилами пренебречь. НО УМНО: узнав что-то неожиданное о своем ребенке не стоит кидаться в атаку открыто. Умный родитель как бы мимоходом потихоньку постарается скорректировать ситуацию, не обнаружив своей осведомленности. Например, мой товарищ по косвенной информации обнаружил интерес своего сына к употреблению наркотиков (не дай Бог). То есть еще не употребляет, но общается с сомнительными личностями, интересуется этим вопросом. Пока не поздно, отец взял сына и еще пару его приятелей, повел в боулинг или что-то подобное (придумал повод). Потом они на обратном пути как бы по дороге заехали в клинику для наркоманов фонда "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана. Где молодые парни с гниющими заживо руками-ногами и другие прелести. Дети получили такую шоковую терапию, что неделю вообще ходили со стекляннными глазами. Теперь им уже около 20 лет, нормальные парни, учатся в вузе. Ну это был крайний случай, конечно. Можно просто выявить проблему и направить интересы ребенка в мирное русло, помочь реализоваться, удовлетворить свое любопытство. Иногда достаточно просто билеты на концерт их кумира купить, всего-то. Это поможет остаться в доверительных отношениях.

А вообще-то странички в соц. сетях - это не дневники, это информация в публичном доступе. Раз все их читают, то и мы можем.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, очень важная тема!

спасибо что написали об этом! Я как-то читала мнение британского псхолога, что современные дети и молодежь не обладают важными навыками коммуникации - они отправляют смс или тесктовое сообщение, вместо того, чтобы позвонить по телефону, например. не умеют знакомится, испытывают трудности в реальном общении, и т.д. Психолог эта - автор книги по менеждменту, то есть писала она на самом деле о том, как руководить такмими "кадрами", когда они приходят на работу. Ладно папа с мамой дома наблюдают как они за компом торчат, но ведь они вырастают и идут работать, и посторонние люди испытывают с ними трудности.

В Вы не направляете таких детей к психиатру? Я не молодой мужчина - студент психиатрии (Катерина, если вдруг подозреваете мою вируальную личность в чем-то (это к теме предыдушщей беседы), можно найти меня в телефонном справочнике directories.ch, позвонить и убедиться, что я реальный человек, только я сейчас путешествую), но жизнь столкнула - прошлось много на эту тему читать. Дело в том, что виртаульный мир - это не просто бегство в другую реальность, временное или хроническое. если "далеко убежать", то есть начать путать реальность с вымыслом (например, виртуальные отношения - это вымысел, но некоторые люди в них состоят и считают их вполне реальными) - может развиться психоз, а это психическое заболевание, которое долго  и медикаментозно лечится. а если много лет его не лечить - то может развится шизофрения. То что дети считают, что с ними все нормально, не может говорить о психозе? (каждый суслик агроном, я дилетант в этом плане конечно, но перебдить - лучше чем недобдить). Психотик не понимает, что болен - он верит в реальность надуманной действительности.

А еще меня настораживает... Катерина, вот простите, Вы писали про то, что люди в интерене часто надевают "маски", и якобы это нормально. А если человек много лет "носит маску" - нет ли у него множетсвенной личности? я в Википеди прочитала, что это психический феномен, когда человек обладает двумя или более личностями или эго-состояниями, и ведет он себя "прямо противоположным образом" - а это "диссоциативное расстройство идентичности". Вот бывает такое, например - образцовый семьянин, а втихоря проституток насилует. Или - хороший человек, весь из себя положительный, а втихоря он террорист - друга по плечу хлопает, а потом через полчаса пишет о нем на каком-то блоге под чужим именем "этот скот и мерзавец..." Или автор литературного произведения, красочно описывает "борьбу себя с собой", оккуда у него такие мысли? может это показатель расстройства? 

Интеренет - очень мутное место, а вдруг это "крик гусей" пациентов психиатрии? Я не кого не хочу обидеть, или ставить кому-то "диагнозы", я просто размышляю на тему, которая меня беспокоит. Говорят, человек попадает в жизни в повторяющуюся ситуацию, пока не извлечет важный урок - меня жизнь постоянно сталкивает с необходимостью читать на тему заболеваний, советоваться с психологами, искать врачей, навещать в больнице - я регулярно оказываюсь близким человеком пациента. И меня удивляет, как много людей страдают, как хорошо некоторые скрывают заболевание, как часто окружающие путают заболевание с чертами характера. В России об этом не принято говорить, а ведь нездоровый человек - не прокаженный, просто его не лечили, или неудачно сделали операцию, или он получил серьезную травму... мда, крик гусей...

Ирина, множественность ролей, как правило, все-таки не признак душевного нездоровья. Вот ведь ребенок играет: я - белочка, я - принцесса. И в домике как бы живет, и принца как бы ждет. Все нормально. До тех пор, пока чадо твердо знает, что на самом деле оно не белочка и не принцесса, а девочка Аня и в любой момент может перестать играть. Так что плохо только, когда человек перестает понимать, где игра, а где жизнь. ИМХО.

А чего мы боимся?

Почитала психологические рассуждения об опасности виртуальной жизни и подумала неожиданно: а почему мы этого боимся? А может, в этом нет ничего страшного. Новое поколение растет не таким, как мы. Кого-то и постарше зацепило. И нам, воспитанным в докомпьютерную эпоху, кажется ужасным провождение времени в играх и соц. сетях. Мы ужасаемся, когда девочка-подросток участвует в виртуальной жизни от лица взрослого мачо, и другим перевоплощениям. А вдруг это отдушина для оздоровления собственной психики? А может, раньше такого психотипа люди жили плохо и неудовлетворенно, потому что не имели возможности уйти в виртуальность и там удовлетворить свои особенные потребности, что невозможно в реальной жизни?

Я очень не люблю, когда предыдущее поколение попросту хает привычки нового, только потому что раньше так не жили. Так прогресс остановится, товарищи. От всеобщей компьютеризации уже не отмахнуться, так что либо учимся жить по-новому, либо жизнь пойдет дальше, не взирая на наше мнение.

А что нынешняя молодежь не читает Толстого, а читает блоги - так ведь и мы с Вами не читали того, что изучал Пушкин в лицее. Может, не стоит утверждать гениев на все времена?

Это просто рассуждение, не продуманное мнение. Делюсь с Вами, друзья.

Мария, а с кем Вы полемизируете? Кто в данной дискуссии "боится виртуальной жизни" и "утверждает гениев на все времена"? :)))