![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/636FD696_573A_45D6_A87A_E9C894F91151_avatar.jpg)
Иван Вырыпаев: Мы ужасно закрыты и очень напряжены
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a8/48/a8482aacbf641ea39c39e3650ca1b89629f04045cdb16a9a1c6baa5f1f0026c7.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/db/a2/dba2da0ec8948a7cf3ea48198c0fb3d2e968045264a8cbf2b2e28120b416f3cf.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/02/f5/02f5cf3432c3ce69824d4fa369425bda4c4124e5684ee3b15fb7718c16424868.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b6/ff/b6ffcf28649491fb46727addc760be41d17573b27035c5f2bc197f90624c8259.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3b/c8/3bc8c0cf3bb71f310cd32bedb9375be42f7f499043170d52279f10ae49f47c17.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4a/14/4a143d5cd8b38e540cad3e5efafb77896abfd4d6912ff97b7b90c59b7e0aee95.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/38/73/38731b8e020aa5c61f328260b0e28ed2f8011d97fefdc0916f585d5ffb019112.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/49/24/4924377ad1b1d88dcbd7b06061936cc5b6081834a487baaeefb7f035d75e0b0d.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a3/96/a396a610901a873f8268a45ca3f419ab3abad0f4c8d8b17ff241161d185ce906.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f1/48/f1485a9138b3745d229c1bcef23da91d156453516ddabc3899ab3a4e4175abef.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/26/ab/26abb75425896a28514ddaff603a6f44f61634c8dc28641379184d0461233c79.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c2/6a/c26aa21d916e9f23154d4c414ec65129893aa3ed12160fb514aff1c68bc049c6.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/70/4f/704f2b4e674fb1d19207ed6436a7ec8d5474c53192c96d491197236e24591b6d.jpg)
![Фото: Сергей Мелихов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/dd/25/dd25f2c08d80863a50e905146cd82dc540a132811d8f593365abca2c105039d0.jpg)
Семь камерных сюжетов о танцовщице, ее умирающей маме, нерешительном возлюбленном и о ценительнице балета складываются в этом фильме в замысловатый узор, картину о жизни и смерти, поливариантности, принятии зла и сострадании, о возможности выразить нечто отвратительное через нечто прекрасное.
О сложных вещах Иван Вырыпаев говорит, используя аскетичные приемы. Все семь частей фильма разворачиваются на больничной банкетке на фоне кафельной стены. Названия частей складываются в одну поэтическую фразу, при этом прямая последовательность их возможна, но не обязательна. Скорее, каждая часть представляет собой некую возможную параллельную реальность, укладывающуюся в сознании любого зрителя. В каждой части кто-то из героев умирает, однако в следующей может как ни в чем не бывало появиться снова.
«Есть типы сознания. — говорит Вырыпаев. — Там (в фильме. — Прим. К.) просто отражается тип западного сознания. Мне бы очень хотелось, чтобы мы открылись ему. Не боялись потерять то, что у нас есть, то, что мы про себя сочинили, что мы самая глубокая и духовная нация. Это останется, если оно у нас есть. Мы ужасно закрыты и очень напряжены. Я про себя говорю. Мне кажется, мы должны научиться соприкасаться с этим сознанием, потому что оно эволюционно».
Обсуждение вел главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич, горячий поклонник картины. Он рассказывал, как до хрипоты спорил с коллегой после премьеры фильма в «Пионере», что это не театр, а именно высококлассное кино. Вырыпаев тоже счел нужным прокомментировать возможные упреки в театральности: «Если мы посадим двух актеров и заставим их играть, пусть даже гениально, больше 20 минут никто не выдержит. Театр связан с живой энергией, с коммуникацией. Есть такой жанр — телеспектакль, но это никогда не работает по-настоящему. И то, в телеспектаклях мы укрупняем, камера заходит на сцену. Здесь самое важное, как это снято... Долго мы монтировали и очень тщательно. Этот фильм все-таки сделан на монтаже. Здесь очень важно, в каком месте какая фраза стоит и как она работает».
«Всякий насмотренный человек вспоминает крупные планы Бергмана и фильмы Алена Рене, где как бы ничего не происходит. Самое сложное — это когда люди сидят на одной банкетке, а ты не можешь оторваться от экрана», — добавил Николаевич.
Его, как бывшего театроведа, тронул образ балетного критика, героини Арины Маракулиной, которая жалуется, что всю жизнь пишет о танце, а сама не выучила ни одного красивого па. Это единственная героиня, которая по-настоящему (если возможно говорить о чем-то окончательном в реальности этого фильма) умирает в финале. Режиссер отшутился, что теперь будет писать пьесы, в которых критиков хоронят пачками, а затем уже серьезно ответил: «Одно дело, что говорит персонаж, другое дело, что думаю я. Я же и про себя так хочу сказать. Сколько во мне настоящего опыта, а сколько я знаю из книжек. Сколько я живу реальной жизнью, а сколько делаю вид. Вопрос в этом. А критиков я очень люблю».
Многих заинтересовал реальный опыт драматурга, толкнувший его к написанию семичастного произведения о поливариантности сознания, сострадании и принятии боли. Героиня Каролины Грушки придумала прекрасный танец, испытав ужас при взгляде на грязь и боль на рынке в Дели. «Действительно, я был в Индии на этом рынке, — подтвердил драматург. — Но это не повод писать пьесу».
Очаровала аудиторию и Анастасия Рагозина. С трудом верилось, что эта хрупкая и прекрасная девушка — продюсер нескольких полнометражных картин. В том числе победившего на «Кинотавре» «Я буду рядом» Павла Руминова и «Сердца бумеранг» Николая Хомерики. Наташа Сафронова даже заметила, что такой фильм — мечта всех продюсеров мира, что можно сказать и о ее карьере. Ее дружба с Иваном Вырыпаевым началась в театре «Практика». «Те вопросы, которые поднимает Иван, волнуют и меня. Помочь этому проекту произойти — для меня это тоже определенный способ коммуникации, — рассказала Анастасия. — Для меня это проект, в котором я хочу подписаться под каждым словом».