Три года из своих 22-х Дмитрий Степанов проучился на историческом факультете ННГУ им. Н. И. Лобачевского. На третьем курсе он познакомился с арт-группой ПРОВМЫЗА: участвовал как статист в фильме «Подснежник» и помогал на съемках «Колыбельной». Когда узнал, что в Арсенале планируются авторские курсы ПРОВМЫЗЫ «Вольные просторы», подумал: «Да ведь это и есть то самое кинообразование, о котором ты все время фантазировал». Результат — фильм «Дедушка уезжает в Индию», блистательно разрушающий границу между документальным и почти мельесовским фантазийным кино, причем без единого спецэффекта.

О бесстрашии. «Вольные просторы» оказались не только образовательным циклом, но очень теплой и в то же время творческой наэлектризованной средой. Курс был разбит на тематические блоки, в течение каждого из которых мы смотрели отрывки из различных фильмов и работ видеохудожников. В основе такого подхода лежал принцип визуальной пересмотренности, необходимой для вхождения в определенное психологическое и эмоциональное состояние. Естественно, мы комментировали и обсуждали увиденное. 

Кажется, самое важное, чему я научился у Галины и Сергея, это не бояться больших замыслов и большой работы, не доверять сомнениям в себе, делать все самому и преодолевать всевозможные трудности в съемочном процессе, материальные и моральные.

Пожалуй, важно сказать, что «Вольные просторы» подарили осмысленность в смотрении кино, я перестал смотреть «про запас», но стал исследовать, путешествовать по фильмам, искать фильмы режиссеров, которые меня предварительно как-то заинтересовали. Я открыл для себя Пелешяна, Сокурова, Гранрие. Еще важнее были открытия Тарковского и Делёза, как авторов о кинематографе, в чтении которых я чувствую внутреннюю необходимость.

«Дедушка уезжает в Индию» — выпускная работа на «Вольных просторах».

О работе с актером. Меня интересовала документалистика, поэтому я решил, что буду в течение длительного промежутка времени следить за своим дедушкой (чья повседневная жизнь после смерти бабушки сильно изменилась), а потом смонтирую из снятого материала свое наблюдение. Однако во время съемки я стал ощущать, что попадаю в какую-то «историю», которая сама мне диктует сюжет. Я стал спрашивать у дедушки, что он собирается делать, стал планировать сюжеты, которые я хочу снять, а некоторые сцены просил его выполнять, что однако не являлось постановкой, поскольку я полностью оставлял дедушке возможность самому решать, как ему выполнять «поставленное задание».

О материале. Я недолго думал о выборе камеры и взял первое, что было доступно. Я не верю, что есть высший эталон качества съемки. У каждого материала есть своя магия, будь то кинопленка, магнитная лента или матрица цифровой фотозеркалки, надо только почувствовать ее.

Если попытаться определить жанр фильма, то ближе всего окажется понятие «киноисследования», где первостепенным становится передача авторского ощущения, которое рождается в ходе наблюдения за человеком: исследование его бытования и взаимодействия со средой.

О резонансе. Я слышал очень приятные отзывы о фильме от мастеров и простых зрителей, неоднократно слышал, что в фильме заметны мои начальные творческие поиски, эксперименты. Я думаю, что появление критики говорит о реакции на фильм, а реакция — об отсутствии равнодушия, о том, что фильм находит отклик, а это, пожалуй, самое важное: значит, есть надежда, что в нем есть душа, что он живой, что что-то получилось.

Идеальный зритель фильма, пожалуй, — тот человек, кто еще не открыт во мне, но уже грядет. Если конкретнее, то, наверное, я снимал для таких же, как я, людей, схожих со мной в мироощущении и в интуитивном отношении к вопросам, которые перед ними ставит жизнь. Сложно добавить что-то еще, ибо это будет попытка определить границы, а границы меня очень сильно беспокоят и зачастую мешают, как мешают границы государств путешественнику, а мне кажется, что по духу я именно путешественник.

О планах. Сейчас я снимаю полнометражный фильм о фотографах. Для меня эта тема очень важна, поскольку я сам долгое время занимался фотографией. Как и «Дедушка уезжает в Индию», этот фильм, я надеюсь, станет киноисследованием, находящимся на стыке игрового и неигрового кино. В фильме участвуют мои друзья, ребята из нижегородской творческой среды. Они живут, взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой. Мне очень хочется совместить здесь наблюдение за людьми, документацию некоторых рабочих процессов, связанных с фотографированием, печатью, и, конечно, попытаться исследовать историю, возникающую между этими людьми во время съемки.


Другие фильмы проекта: