14 лучших русских фильмов о любви — к Валентинову дню и на все времена

Мы решили отметить чужеземный праздник, вспомнив самые пронзительные отечественные love stories. Это не рейтинг — фильмы расположены в хронологическом порядке. Дополнения и неприлично личные комментарии — приветствуются

+T -
Поделиться:

«Девушка с коробкой»

Борис Барнет, 1927

Не верьте, когда свихнувшиеся на политике критики говорят, что это — сатира на нравы НЭПа; они ошибаются — как ошибаются и, казалось, неоспоримые исторические факты, согласно которым «Девушка» родилась из рекламы государственных выигрышных займов. Самый нежный режиссер советского кино Борис Барнет («Окраина», «Подвиг разведчика», «У самого синего моря», «Аленка») вообще не про займы или квартирный вопрос с пропиской (формально именно эти вечные спутники русской жизни сближают модистку из Подмосковья Наташу с будущим фиктивным мужем, «понаехавшим» из провинции Ильей). Барнет — про взгляды и улыбки, молодость, страну, любовь; с удивительной Анной Стэн в главной роли — через три года она, суперзвезда юного советского кино, сбежит в Германию, а оттуда в Голливуд. Предусмотрительно: на пару десятилетий и жизнь, и кино в СССР стали жестче.

Кадр из фильма «Девушка с коробкой»
Кадр из фильма «Девушка с коробкой»

«Дикая собака динго»

Юлий Карасик, 1962

Экранизация некогда популярной детской книги Рувима Фраермана, носившей справедливый подзаголовок «повесть о первой любви». А еще — первых слезах и последнем лете детства. Возможно, лучший оттепельный фильм. Дебют Галины Польских в роли Тани Сабанеевой.

Кадр из фильма «Дикая собака динго»
Кадр из фильма «Дикая собака динго»

«О любви»

Михаил Богин, 1970

Среда богемной петербургской интеллигенции, камерный любовный треугольник: скульптор-реставратор Галина разрывается между безответно влюбленным в нее инженером Митей и женатым Андреем. Эталонное актерское трио — Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой и американского контр-адмирала, в середине 1970-х покинувшая СССР, тончайший, деликатнейший петербуржец Сергей Дрейден и победительный соблазнитель Олег Янковский; щемящая интонация, ощущение невыносимой легкости бытия и времени, растворяющегося в черно-белой дымке пленки «Свема». Иногда — из-за сходства названий — путают с картиной Михаила Калика «Любить» (1968), не включенной в этот список по причине неадекватной предмету повествования мизантропичности.

Кадр из фильма «О любви»
Кадр из фильма «О любви»

«Познавая белый свет»

Кира Муратова, 1978

Вынужденно снятая на «Ленфильме» картина гениальной одесситки — первый цветной фильм в биографии режиссера, экспрессивная (или, как говорили советские охранители, «перевозбужденная») мелодрама о штукатуре Любе (Нина Русланова), которая любила шофера Николая, да замуж вышла за шофера Михаила; фильм, где тотальной метафорой становится стройка с ее кажущимся хаосом; поэма с оргиастической сценой поцелуев, в которых, кажется, сливаются не только герои, но все мироздание.

Кадр из фильма «Познавая белый свет»
Кадр из фильма «Познавая белый свет»

«Сто дней после детства»

Сергей Соловьев, 1973

Это вообще святое: пионерлагерь как потерянный рай в дворянской усадьбе на пруду, первая любовь как солнечный удар, Ерголина — «чрезвычайно образованная девица, читающая на трех языках» и осатаневший от не поддающихся воспитанию чувств Лопухин, косящий под Лермонтова, Арбенина и осеннюю птицу-подранка одновременно; улыбка Джоконды под звездным небом, матросский танец «Яблочко» и эротические завывания Шарля Азнавура, сопровождающие подвижные игры на свежем воздухе, ворованный компот из вишен, бумажный змей в облаках и Соня Загремухина, кружащая недотепу Лопухина в печальном исаакшварцевском вальсе... Если и есть в природе фильмы столь же прекрасные, то только «Одноклассники» того же Сергея Александровича Соловьева.

Кадр из фильма «Сто дней после детства»
Кадр из фильма «Сто дней после детства»

«Осень»

Андрей Смирнов, 1974

Обжигающая ржавчина осенней природы — фильм гениально снят оператором Александром Княжинским, горячечная, на пределе профессиональных и человеческих сил игра Натальи Рудной и Леонида Кулагина, невозможная в советские годы эротическая острота, нервная и трагичная партитура Альфреда Шнитке — результатом всех этих слагаемых стал снятый вслед за «Белорусским вокзалом» шедевр Андрея Смирнова, история бегства двух взрослых любовников от семей и цивилизации в сельскую глушь. Все эти слагаемые привели и к неофициальному, но оттого не менее безжалостному запрету фильма: так в конце 70-х годов папа моей вгиковской однокурсницы Виктор Филимонов серьезно пострадал из-за «Осени» — показ фильма в киноклубе Ворошиловграда стоил ему журналистской карьеры и закончился изгнанием в деревню.

Кадр из фильма «Осень»
Кадр из фильма «Осень»

«Пять вечеров»

Никита Михалков, 1978

Стилизованная под пожелтевшую фотографию мелодрама Александра Володина, разукрашенная фирменными михалковскими штуками. «Лишь бы не было войны» — адресованная герою Станислава Любшина фраза звучит из уст Людмилы Гурченко убедительнее всех «я тебя люблю» в истории кино.

Кадр из фильма «Пять вечеров»
Кадр из фильма «Пять вечеров»

«Не могу сказать прощай»

Борис Дуров, 1982

Один из главных хитов советского проката — оплеванный высоколобыми критиками и на ура принятый народом: простецкая и безупречная в своей искренности мелодрама про глупого лесоруба и двух его любовей — красивую и неверную, с несоветским именем Марта, и неприметную, но готовую на все ради любимого девушку Лиду.

Кадр из фильма «Не могу сказать прощай»
Кадр из фильма «Не могу сказать прощай»

«Военно-полевой роман»

Петр Тодоровский, 1983

Не то чтобы автобиографичная, но явно вдохновленная личным опытом мелодрама Петра Тодоровского. Саша Нетужилин (Николай Бурляев), фронтовик, ставший на гражданке киномехаником, счастлив в браке с преданной Верой (Инна Чурикова) — до встречи со смешливой, грубой и прекрасной Любкой (Наталья Андрейченко), когда-то — санитаркой, сейчас — торговкой в рукавицах с отрезанными пальцами, продающей на морозе пирожки. Забыть эти рукавички невозможно: Петр Тодоровский вживил собственные воспоминания в память зрителей, о войне и ее последствиях знающих лишь по романам.

Кадр из фильма «Военно-полевой роман»
Кадр из фильма «Военно-полевой роман»

«Вокзал для двоих»

Эльдар Рязанов, 1983

У Рязанова все фильмы о любви и все — как на подбор; в этом баланс между сарказмом и лирикой выдержан безупречно. В 1983-м любовный треугольник хабалки-буфетчицы (Гурченко), клинического интеллигента (Басилашвили) и жовиального жлоба (Михалков) участвовал в Каннском конкурсе, соревнуясь, в частности, с «Ностальгией» Тарковского, «Раненым человеком» Шеро и «Легендой о Нарайяме» Имамуры.

Кадр из фильма «Вокзал для двоих»
Кадр из фильма «Вокзал для двоих»

«Маленькая Вера»

Василий Пичул, 1988

Символ перестроечного кино не потерял ни микрона актуальности до сих пор: потому что гениальный дебютант Василий Пичул запечатлел жизнь как она есть, заставляющую и падать на землю в «позе ха», и замирать в восторге. Собственно, сегодня, когда нет необходимости зацикливаться на мате или сексе, есть шанс заметить и оценить именно этот божественный восторг.

Кадр из фильма «Маленькая Вера»
Кадр из фильма «Маленькая Вера»

«Брат»

Алексей Балабанов, 1997

Да, все фильмы Алексея Балабанова, даже мучительный «Груз 200», о любви. «Брат» — лучший.

Кадр из фильма «Брат»
Кадр из фильма «Брат»

«Марс»

Анна Меликян, 2004

Чудаковатая, разноцветная, просоленная морским воздухом сказка о том, как потерянный и грустный боксер Боря (Гоша Куценко) оказался в городе плюшевых зверей Маркс с выпавшей из одряхлевшего названия буквой «к», встретил там брата-дальтоника (Артур Смольянинов) и библиотекаршу Грету (Нана Кикнадзе) — и что из этого вышло. Дебют Анны Меликян, автора получившей режиссерский приз Санденс-фестиваля «Русалки» и только что законченной «Звезды».

Кадр из фильма «Марс»
Кадр из фильма «Марс»

«Связь»

Авдотья Смирнова, 2006

Режиссерский дебют Авдотьи Смирновой, не стесняющейся связи с отцовской «Осенью»: и на роль матери героини Смирнова пригласила собственную мать, Наталью Рудную, игравшую в «Осени» главную роль. Фильм об адюльтере (с обворожительно нелепыми Анной Михалковой и Михаилом Пореченковым) — нервный, но без истерик, провоцирующий на душевный разброд и шатания, желание бросить все обязанности и улететь в Питер, завести бессмысленный роман, прикуривать одну от другой, пока слюна не станет горькой, сигареты на сквозняках Александровского парка.

Кадр из фильма «Связь»
Кадр из фильма «Связь»
Комментировать Всего 49 комментариев

Алия, я как раз хотел написать этот фильм, но Вы как знали и опередили меня! Точно! 100%! А вот "Маленькую веру", если честно, я бы исключил из этого списка. Терпеть не могу перестроечную "чернуху".

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

"Маленькая Вера" - это все-таки оправдание всей перестроечной киночернухи. По степени убедительности, на мой взгляд, такое же, как Набоков - оправдание всей эмигрантской литературе. Пересмотрите - и убедитесь сами.

Эту реплику поддерживают: Константин Зарубин, Lucy Williams

Про убедительность и оправдание - спорить не буду, натуралистичный фильм, шокировавший меня в свое время, даже пожалуй, ужаснувший, что в кино так бывает..., и в список фильмов о любви я бы включать этот фильм не стала. "Жерминаль" Золя в книге на меня похожее впечатление произвел, примерно в одно время.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Точно! Вон в ветке у Алисы Сергей Мурашов признается, что любит хэппи-энды, знаешь, я тоже люблю когда все как в кино... :-)

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

И еще "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхгаузен".

Короче, если цель была в отечественных фильмах и списке из 14, то с предложенным списком не согласна!

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова, Ирина Камаева, Алия Гайса

Вот бодры же Вы, сударыня, ролики из фильмов выискивать и ставить... :-)

Ты меня вынула из летаргии упониманием "Вам и не снилось" - я об него училась на гитаре играть в пятом классе :-)))

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак, Алия Гайса

на мой взгляд, к фильмам о любви никакого отношения; довольно жестокая, особенно для Данелии, социальная драма, приговор застою, аналог восточноевропейского "кино морального беспокойства".

Вадим, в условиях демократии факты говорят сами за себя :-) По итогам дня мое мнение про Осенний марафон поддержали трое!

Вадим, а Вы можете, тогда, какие-то свои критерии выделить? потому что я тоже сразу про "Осенний марафон" подумала. Вы, быть может, какую-то специфическую любовь подразумевали, не бытовые зарисовки? Очень было бы интересно ).

Конечно! Для меня - самый лучший фильм.

Собрался было поверить на слово (видел не все), да имел несчастье вспомнить, что смотрел "Не могу сказать прощай". Дрянное кино. Бездарное. И как теперь заставить себя верить этому списку?

Согласен. Это во мне пиетет к вам, как к автору, говорит. Что, наверное, лишнее.

мне очень нравится, что сказал про списки Павел Руминов вот здесь: http://id-zone.ru/view_idea/572

Хорошая реплика. Там еще дивно сказано про возможность сделать фильм "прикольным за счет изменения восприятия". Я точно так "Мастера" позавчера смотрел.

а "Брат" разве про любовь? Или мы братскую любовь тоже рассматриваем?

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Ирина Камаева

"Любовь?! Кака така любовь?!"

А еще мне ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ нравится комедия "Любовь и голуби", Владимир Меньшов, 1984

Я в детстве как-то не обратил на "Голубей" особого внимания, а несколько лет назад пересмотрел в поезде Москва - Ярославль – великолепный и недооцененный фильм, там грандиозная панорама по лицам в конце, когда сына Кузякиных провожают в армию – и комедия в какой-то другой регистр переходит.

Эту реплику поддерживают: Елена Сиротина

В другой регистр - хорошо сказано. И мелодрама, и трагедия.

"Журналист" 1967 года. Пронзительная сказка о любви московского журналиста-международника и провинциальной девушки. По-моему, лучшая роль Галины Польских.

Бонус: выезд главного героя в разлагающуюся заграницу и разговоры за жизнь с американским коллегой. Слова "А я думаю, что сила в правде" в оригинальном исполнении.

Да! У Герасимова – режиссёра вообще суховатого и несентиментального – был ещё пронзительный фильм "Любить человека", с Любовью Виролайнен и Солоницыным.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Константин Зарубин

"Сорок первый" Чухрая. Это конец 50-х. Но любовь там куда более современная, с взаимным отстреливанием.

"Синегла-азенький!"

Гениальный фильм! Кстати, и протазановский "Сорок первый" 1927-го года тоже очень хорош.

А фильм «Дом Солнца», режиссера Гарика Сукачева?... 

И  «Мне не больно» Алексея Балабанова?...

...«Русалка» Анны Меликян?...

Как-то незаслуженно они выпали из списка...

Эту реплику поддерживают: Елена Сиротина

Очень люблю фильмы Кончаловского, но этот отчего-то не цепляет совсем; помню несколько издевательский спич вгиковского препода по операторскому мастерству, который рассказывал про "вазелинчик" – самый дешёвый способ добиться  этакого поэтического расфокуса в кадре и "Смоктуна на крыше". То есть, я вообще не поддерживаю издевательские спичи, но в тот раз охотно смеялся, ибо сам к "Романсу" относился иронически.

Надо пересмотреть.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

В.П. Тодоровский "Любовь", 1991 год.

В дуплете с его же "Подмосковными вечерами", негативным, отталкивающим вариантом love story с французским акцентом.

Рад, что кто-то кроме меня считает "Одноклассники" прекрасным фильмом:) Я бы еще добавил "Нежный возраст"! Тоже ведь частично про любовь... 

Я не против только из фильмов Сергея Соловьёва весь список составить:)

"Городской романс". Там такие снега и метели, и прорубленные в сугробах тропы... Всегда вспоминаю этот фильм зимой. 

Эту реплику поддерживают: Вадим Рутковский

С Андреем Мягковым

Как же забыли "Служебный роман" и "Иронию судьбы". Мне кажется, жанр комедии не делает их менее романтичными

Эту реплику поддерживают: Елена Агалакова, Алия Гайса

Еще "Небо. Самолет. Девушка".

И "Только ты" с Ириной Гриневой.

"Любовник"  В.Тодоровского