Кадр из фильма «Сотрясение»
Кадр из фильма «Сотрясение»

Показательная история для Берлинского кинофестиваля этого года — мой друг из Осло по имени Карстен, создатель норвежского сайта о кино Montages.no, уехал с него еще в середине со словами: It was a very hectic festival this time. Что справедливо: нынешний Берлинале запомнится как ежедневная гонка за билетами и свободными местами — раньше такого ажиотажа тут не наблюдалось. Так, сооснователя Beat Film Festival Алену Бочарову из-за переполненности зала задолго до начала сеанса не пустили на фильм «Долгая счастливая жизнь» даже с билетом на руках. Чтобы самому взять билеты на следующий день, нужно было подъезжать в фестивальный центр к 9 утра — потом ловить уже было бы просто нечего. Не исключено, что все дело в экспансии Америки: и в конкурсной, и во внеконкурсной программе показали много заокеанского кино. Часть из этих картин досталась Берлинале от январского кинофестиваля Роберта Рэдфорда «Сандэнс». В том числе и яркий независимый дебют «Сотрясение» Стэйси Пассон, сделанный в документальной стилистике, без участия сколько-либо известных актеров и очень американский по своей природе (такая история могла произойти только в Штатах). Чтобы не пересказывать сюжет, представьте себе «Дневную красавицу» Луиса Бунюэля, в которой обеспеченная главная героиня (в данном случае — представительница крепкого среднего класса) за деньги изменяет не мужу, а своей супруге, с которой они вместе растят детей. И изменяет не с мужчинами, а с женщинами. После  показа в кинотеатре на отшибе Берлина удалось поучаствовать в оживленной дискуссии с продюсером фильма, которая пыталась донести толерантной местной публике мысль о том, что вопреки любым обстоятельствам нужно быть честным с самим собой — моногамность человеческой природе не очень свойственна.

Кадр из фильма «Фрэнсис Ха»
Кадр из фильма «Фрэнсис Ха»

Другим знаковым американским фильмом фестиваля стала «Фрэнсис Ха» — новая работа Ноя Баумбаха, автора камерных, но по-своему грандиозных драм «Кальмар и кит», «Марго на свадьбе» и «Гринберг». Как и «Сотрясение», фильм показывали во внеконкурсной программе «Панорама», а премьера «Фрэнсис Ха» состоялась еще в прошлом году на кинофестивале в Торонто. Это очень трогательная история 27-летней девушки из Бруклина (ее играет очаровательная молодая актриса Грета Гервиг, выступившая тут соавтором сценария), которая изо всех сил пытается стать профессиональным исполнителем «современного танца», но жизнь решает за нее по-другому. У фильма очень грустный финал, в котором не происходит трагедии, но более печального поворота событий — когда к черту рушатся все мечты и творческие планы — для молодого человека сложно представить. Это, наверное, лучший на сегодняшний день фильм Баумбаха, снятый в ч/б, без студийной поддержки и в сжатые сроки. Смотрится на одном дыхании. Чистая поэзия.

Кадр из фильма «Повелитель лавин»
Кадр из фильма «Повелитель лавин»

Другой поэтичный американский фильм — уже из основного конкурса — повествует о настоящей мужской дружбе. Картина с Полом Раддом и Эмилем Хиршем называется «Повелитель лавин» (в оригинале Prince Avalanche), снял ее автор «Отлива», «Ананасового экспресса» и «Храбрых перцем» Дэвид Гордон Грин, в плане жанра это эталонный buddy movie. Когда в субботу на Берлинале раздавали призы, доставшийся Грину из рук гречанки Афины Рейчел Цангари «Серебряный медведь» за лучшего режиссера оказался приятным сюрпризом.

Остальные победители вряд ли стали для кого-то сюрпризом — их можно было предсказать, взглянув на итоги Берлинского кинофестиваля за последние десять лет. Золото досталось румынской социальной драме Калина Петера Нетцера «Поза эмбриона», чья карьера началась в 2003 году, когда фестиваль в Локарно осыпал призами его дебют «Мария». Иранский режиссер Джафар Панахи, которого на родине посадили под домашний арест и подвергли запрету на профессию на ближайшие двадцать лет, получил «Серебряного медведя» за сценарий своего нового камерного проекта «Закрытый занавес». Лучшим оператором, по мнению жюри во главе с Вонгом Кар-Ваем, стал казах Эмир Байгазин за фильм «Уроки гармонии». Призы за мужскую и женскую роли ушли Назифу Муичу за «Один день из жизни жестянщика» и Паулине Гарсии за «Глорию» соответственно. Дэвид Гордон Грин, как уже говорилось выше, стал лучшим режиссером. Новый фильм канадца Дени Коте «Вик и Фло увидели медведя» (крайне претенциозный, но имеющий своих почитателей) получил приз Альфреда Бауэра за инновации, а Гран-при жюри ушел «Одному дню из жизни жестянщика» Даниса Тановича из Боснии и Герцеговины. Также особого упоминания жюри удостоились «Лейла Фури» Пии Маре и «Земля обетованная» Гаса Ван Сента. И все-таки еще один сюрприз был: новым фильмам Ульриха Зайдля («Рай: Надежда») и Брюно Дюмона («Камилла Клодель, 1915») из основного конкурса не досталось ничего.

Кадр из фильма «Перед полуночью»
Кадр из фильма «Перед полуночью»

Напоследок хотелось бы выделить еще одного, уже всеобщего фаворита фестиваля — «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера. Эту картину, ставшую прекрасным завершением трилогии, на Берлинале показывали вне конкурса («Перед рассветом», напомним, 18 лет назад участвовала тут в конкурсе и даже получила приз за лучшую режиссуру). Отличным аккордом к завершению фестиваля стало знакомство с редактором главного сайта о кино Mubi.com Адамом Куком, которого появление в кадре детей героев Этана Хоука и Жюли Дельпи растрогало до слез.