Денис Орлов /

Русские сезоны в автомобильном дизайне

Хотите ездить на автомобиле, спроектированном русским дизайнером? Вполне возможно, что вы уже на нем ездите: наши соотечественники заполонили дизайнерские бюро крупнейших автомобильных компаний

+T -
Поделиться:

Дорогостоящий футбольный тренер и модный автомобильный дизайнер в равной степени бесполезны в России. Их гонорары — первый признак того, что ничего путного не выйдет. Помпа, с какой обставляют их появление, никогда не обернется толком, не заронит зерно.

Сумасшедшие гонорары экспатов вообще представляются мне изощренным способом вывезти из страны избыток нефтедолларов, этой урины, присутствие которой в обороте внутри России способно подорвать и без того некрепкое экономическое здоровье страны.

Ну да ладно. Пусть гонорары кружат кому-то голову. Российский футбол также не стану обсуждать — он, по большому счету, достоин своих болельщиков. Но дизайнеры? Поразительную оценку пришлось однажды услышать в адрес наших автомобильных дизайнеров: рисовать они умеют лучше, чем преподносить себя и свои работы.

«АвтоВАЗ» повелся на грамотный промоушн Стива Маттина, и с прошлого года этот шведский дизайнер является в Тольятти шеф-стилистом. Что из этого вышло? Первый концепт-кар, сделанный под началом г-на Маттина (поработавшего и на Mercedes-Benz, и на Volvo), продемонстрировал полное отсутствие самостоятельной идеи. Какой-то компилянт из решений, освоенных другими — Lexus, Opel, Volvo.

Фото: автомобильные компании
Фото: автомобильные компании
Директор по дизайну ОАО «АвтоВАЗ» Стив Маттин и концептуальный макет Lada XRay. Непосредственный автор дизайна — выпускник московского автомобильного института МАМИ Евгений Ткачев, с опытом работы в Volkswagen и Dacia

Вазовцы всегда любили пустить пыль в глаза. Пижонский, «показушный» завод. И матерый Стив Маттин тотчас раскусил эту черту.

А была «Нива» Валерия Сёмушкина, и был ВАЗ-2105. Пусть и безобразно исполненный в серии, этот автомобиль был виртуозно нарисован дизайнером Владимиром Степановым.

Неужели таланты остались в прошлом? И нет россиянина, достойного занять пост главного дизайнера. Знаете, что обычно отвечают вазовцы? «Это всеобщая практика: иностранцев приглашают в автомобильные компании, чтобы они привносили свежую струю в приевшуюся обыденность, придавали стилю экзотический колорит». А коли начнешь наседать, то интимно так, взявши за локоток, сообщат: наши щи лаптем хлебают, ничегошеньки не могут.

Не углубляясь в историю, я задался целью установить, так ли невостребованны и бесталанны наши автомобильные художники. Оговорюсь, что это не история в духе «не смог реализовать себя на Родине и уехал». Просто сам факт массового участия наших в мировой автомобильной индустрии любопытен.

Для начала вспомнил Владимира Ярцева, одного из авторов дизайна ВАЗ-2110. Того самого, который в обход начальства во время визита Михаила Горбачева с супругою на «АвтоВАЗ» протиснулся к генсеку с эскизами перспективных разработок и кому, по существу, мы обязаны крылатой горбачевской фразой: «быть законодателем автомобильной моды в мире». (Вырванная из контекста, эта фраза послужила поводом для многих шуток, хотя на самом деле произнесена была в качестве предложения-пожелания.) Выскочке-Ярцеву тогда не дали втык: время было перестроечное, инициатива поощрялась. Но он все равно уехал, в 1993 году основал в Бельгии небольшое дизайнерское ателье.

Владимир Пирожков более известен. В нем удивительным образом сошлись русский талант и западное умение себя подать. Пирожков закончил Свердловский архитектурный институт (теперь — Уральская государственная архитектурно-художественная академия), пробрался на стажировку к легендарному Луиджи Колани, наращивал опыт в швейцарском дизайнерском колледже. В 1994 году попал на Citroen, в 2000-м – во французский дизайн-центр Toyota на Антибах. И Пирожков начал одержимо пропагандировать продвижение на Запад наших одаренных ребят. Почему-то вспомнилось, был в СССР в конце 1930-х такой почин: «Девушки — на Дальний Восток!». Носил название хетагуровского, по фамилии жены красного дальневосточного командира.

Пирожковский почин пришелся по душе власти. Дизайнеру стал покровительствовать тогдашний глава минэкономразвития Герман Греф. Пирожков создал в Москве независимую студию промдизайна AstraRossa. Одна из ее свежих работ — факелы для XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в Сочи. Пирожков рисует кабины для «КамАЗов», вертолеты, интерьер российской марсианской станции. Идет по стопам великого Раймонда Лоуи, одного из патриархов промышленного дизайна, которому, помимо автомобилей и поездов, довелось создать американский лунный модуль.

Еще один выпускник Уральской арххуд-академии, Артем Неретин, сегодня ведущий дизайнер компании Peugeot. Серийные модели и концепт-кары — само собой, но, что гораздо показательнее, Неретин создал современный стиль марки. Сегодняшний лев Peugeot нарисован им.

В мировой автомобильный дизайн россияне пришли в переломный момент. Компании дружно осваивали цифровые методы проектирования. Время это — начало «нулевых» — запомнится обилием уродцев, заполонивших дороги. Новыми технологиями еще предстояло научиться пользоваться. Оказалось, вовсе не одно и то же — рисовать на бумаге и на экране компьютера, лепить макет из пластилина руками или же строить цифровую трехмерную модель. Том Тьярда, один из выдающихся дизайнеров современности, назвал этот период «эпохой компьютерных монстров». Хотя проблема представляется не только технологической: безыдейность царила тогда во многих сферах жизни. В поисках выхода компании начали объявлять открытые конкурсы — Peugeot действовала в этом направлении наиболее энергично. В первом ее конкурсе, 2000 года, участвовало 139 россиян — второй по численности национальный пул после французов.

Фото: автомобильные компании
Фото: автомобильные компании
«А ты записался дизайнером?!» — портрет дизайнера Renault Андрея Басманова выполнен в лучших традициях агитплакатов

В компании Renault сегодня работают дизайнерами по автомобильному экстерьеру сразу двое россиян, Антон Шаменков и Андрей Басманов. Факт примечателен следующим. Басманов — выпускник все той же Уральской архитектурно-художественной академии, тогда как за плечами Шаменкова — обучение в знаменитом Art Center College of Design в Пасадене. Правда, еще раньше Антон учился рисованию в колыбели российского изобразительного искусства, своем родном Санкт-Петербурге.

Русские берут академической школой рисования. Зачастую, когда смотришь на скетчи западных дизайнеров, посещает мысль: да эти ребята не умеют элементарного — строить перспективу, блюсти пропорции! Почему так, объяснил Артем Неретин: европейцев учат не столько рисовать, сколько излагать мысли, рождать идеи.

Многое встало на свои места, когда я посетил мастер-класс, устроенный в Москве при поддержке Audi двумя нашими дизайнерами, Эрнестом Царукяном и Александром Селипановым. Если Эрнеста я знал много лет, на моих глазах происходило его мощное становление именно как рисовальщика, то с Селипановым прежде знаком не был. Эрнест — выпускник московского автомобильного вуза МАМИ, в 2004-м попавший на стажировку в Audi, а в 2005-м ставший штатным дизайнером группы Volkswagen. Селипанов же пять лет учился в Art Center College of Design в Пасадене — месте, куда мечтает попасть каждый рисующий машинки мальчишка. От Селипанова можно услышать такое, что еще режет российский слух. Что результат учебы — это проблема дальнейшей карьеры. Что презентация проекта важнее самого умения рисовать. Афористичность Селипанова заряжает энергией. Он подходит к дизайну «гастрономически». По его мнению, стиль Volkswagen — это типичный немецкий Kartoffelsalat, а, допустим, Lamborghini больше напоминает бальзамический уксус с оливковым маслом, которые, как известно, меж собой не очень-то смешиваются, но дают острый пикантный вкус. Селипанов, работающий в объединенном дизайн-центре группы Volkswagen в Потсдаме, оборачивает в свою пользу даже конфиденциальность. О том, что ему запрещено рассказывать о своем творчестве в рамках группы, он заявляет вкусно и весомо. А на экране в этот момент вдруг начинают частить изображения Lamborghini Aventador. И думаешь: не был ли Селипанов причастен к этому проекту?

Логика Селипанова, практически все свои проекты выполняющего не на бумаге, а в «цифре», заключается в том, что он не тратит времени на взаимоотношения с макетчиком. Далеко не все бумажные эскизы «выживают» в 3D. А тут, тратя пусть несколько больше времени на работу в программе Alias, сам видишь, годится идея или нет. В итоге экономишь свое и чужое время, повышаешь эффективность работы. Дизайнер сегодня вступает в торгово-рыночные отношения. Проект требуется продать. А проект, сразу выполненный в 3D, имеет больше шансов быть выбранным «покупателем» — людьми из маркетинга. Шеф-дизайнер Вальтер де Сильва, приехав как-то в Потсдам, оценил метод Селипанова и пообещал распространить его на все дизайн-студии группы.

Фото: автомобильные компании
Фото: автомобильные компании
В 2011 году Audi провела в России конкурс среди начинающих российских дизайнеров. Мастер-классы пригласили вести уже состоявшихся соотечественников. Александр Селипанов рассказывает о дизайнерском понимании бренда

Единственное обстоятельство упускают из вида Селипанов и де Сильва. В погоне за сокращением производственных издержек (а затраты времени на разработку — те же издержки) не остается времени на осмысление созданного. А это прямой путь к тем самым «компьютерным монстрам». Устраивать «передых» — в традициях русского гения. Чехов, Кандинский, Родченко, Тарковский брали паузы.

Комментировать Всего 30 комментариев

Мне очень нравится статья!

в АвтоВАЗ я уже не верю. Что они ни рисуют - на выходе всегда получается усредненная модель всего среднего, что есть в других марках. сейчас вот стерильный компактный кроссовер нарисовали. Мне кажется, что единственная возможность для них вырваться вперед - это уже сейчас приступить к выпуску НЛО.

Чтобы создать гениальную машину - одного дизайнера наверно недостаточно. Нужен Генри Форд. Или Сикорский.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Да хоть бы не гениальную, хоть бы нормальную 

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

В создании автомобиля нового семейства Citroen/Peugeot участвуют наши электронщики - коллектив, когда-то создававший ложементы для космонавтов по программе "Буран". Помните такой советский космический челнок? Семейство обещают представить в 2014 году.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Челнок помню. Этим людям должно быть сейчас очень много лет. Как мне или больше. 

 А что, семейство Ситроен собирается в космос ?   

И судьба Бурана их не пугает?

"Энергия-Буран" был шикарным "паритетным" проектом, - вобравшим в себя инженерные достижения, разведданные, собранные с немыслимым риском и изобретательностью, помноженные на размах космической отрасли. И все это потребовалось, чтобы понять бесперспективность "челноков" на нынешнем этапе эволюции. В СССР с плановой экономикой это поняли раньше США с рыночной, контрактной. Другое дело, конверсия. В США космические технологии шагнули в быт, а у нас разве что 88-й резиновый клей стали продавать (им, якобы, приклеивались керамические защитные термоплитки на "Буране"). И вот теперь саратовская компания "Финпром-ресурс", созданная вчерашними бурановцами, сотрудничают с одним из крупнейших поставщиком компонентов для Peugeot - фирмой Faurecia.   

Да, я читал, что Буран содрали с Шаттла. 

Бесперспективные Шаттлы пролетали после безвременной кончины Бурана еще двадцать пять лет, и коммерческие космолеты сейчас строятся скорее по концепции шаттлов, а не одноразовых жестянок.

А Буран наверно дал дуба не потому что был бесперспективен, а оттого, что к концу восьмидесятых разваливалось буквально все. 

То что саратовцы участвуют во французском проекте, просто замечательно, но это только подтвержадет мою мысль, что для того чтобы сделать замечательную машину в разумном радиусе от того же Саратова, все же не хватает Генри Форда.

Ося, ты такого наплел про огород, бузину и в Киеве дядьку, с космической точки зрения, что я даже отвечать не буду, хорошо? :-)

Форд, на самом деле, представляется мне одной из крупнейших мистификаций прошлого столетия, как сегодня - Стив Джобс. Там было больше пиара, чем технических достижений. Фордовские методы, фордизм, оказался полезен лишь на коротком этапе, а дальше сгодились разве что для сочинителей антиутопий и кинокомедий.  

Мои ощущения про Форд такие же. Но я профессионально ничего не знаю (ну кроме того, что статусное западло, что они купили Ягуар, и что a car can be any colour as long as it is black).

Ося меня поставил в копию из-за космонавтики. Тут ручаюсь, что собрана в кучу нелогичная хрень. Но звучит убедительно - поскольку слова умные и падежные окончания согласованы правильно.

Лена, я тоже не особо силен в космонавтике, хотя в детстве все это - памятник стрелой у метро ВДНХ, муляжи космонавтов, тубы с космической едой и павильон "Космос" в целом были предметами моего живейшего интереса. Про детали проекта "Буран" узнал, когда познакомился с саратовцами. Правда, в моем активе - посещение такого местечка, как Хантсвилл, шт.Алабама, и даже беседа с одним из астронавтов, водившим по Луне Lunar Rover. Ну и, разумеется, просмотр в IMAX вильма "Покорение вселенной", кажется так он назывался.

Ну тогда посмотрите при случае первую серию фильма IMAX "International Space Station". Моя фамилия там есть в субтитрах в разделе special thanks to  :-). А если тема и правда интересует, вот тут почитайте - там история вопроса  по ходу дела тоже крупными штрихами расказана. Здесь пересказывать нет сил.

Эту реплику поддерживают: Денис Орлов

Ух ты! (В смысле, ух Вы,  конечно). Эту книгу я куплю.

:-) Спасибо, приятно! Вероятно у меня будет лекция 11 апреля вечером  Москве. Я ближе к делу повешу объявление. Будет возможность, приходите! И здесь в "Науке" за 2009 год есть материалы по полету. Но там без "истории вопроса", а конкретное текущее.

(на "ты" сколько угодно!)

Лена, спасибо за приглашение. Помечу у себя 11-е красным днем календаря (если не придется куда-то срочно лететь). :-)

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ну вот, теперь даже владение русским языком мне ставится в строку...Абидна...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ну прикинь, что бы ты смог мне ответить, если бы я, например, выступила с таким заявлением: "Повышенный уровень эритроцитов в анализе трехгодичной давности не является основанием для ультравукового исследования ротовой полости в условиях развития доброкачесвтенной опухоли тазовой кости"

ммм ... А что, попытка связать судьбу тех или иных дорогостоящих технических проектов в конце восьмидесятых с общим положением в стране так уж бессмысленна? Из общих соображений?

Ося, я не про положение в стране а про то, что ты назвал Союзы консервными банками и что суборбитальные корабли основаны на Шаттлах.

Все, я ушла спать. В Москве полвторого. Полнейший оффтоп.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Спокойной ночи. Когда проснешься, обрати пожалуйста внимание на то, что я Союзы вообще не упоминал. Может, я имел в виду Аполлоны ? 

Суборбитальные корабли и шаттлы ( включая Буран) -  они все САМОЛЕТЫ, в отличие от Востоков, Союзов и Аполлонов, которые концептуально являются очень сложными, но все же одноразовыми жестянками. Как консервные банки. Открыл и выкинул.

Кстати, у нас в Нью Мексико вот вот откроют туристский космодром.

Да? вообще-то люди, которые изобрели самолет, паровоз, автомобиль, на самом деле  оказались полезны только на самом мизерном участке истории этих машин... Давайте их всех тоже причислим к мистификациям.

В том-то и фокус, что Форд самолично ничего не изобрел. Даже конвейерный метод - не его фишка. Форд, безусловно, личность, и личность великая. Но восхвалять и иконизировать его образ я бы не стал. Лучше уж Доналда Дака...

Денис, Вы уж решите пожалуйста хотя бы для себя, был ли Форд великой личностью, или мистификацией, или обеими сразу. И почему бы Вам не написать про какую нибудь личность в российском автомобилестроении, равновеликую Форду.? Или аналогичную Форду? 

Насчет того, кого Вам иконизировать, Доналда Дака, Кота в Сапогах или Иванушку Дурачка, тоже разберитесь пожалуйста. Тут богатая почва для размышлений. 

Лена, ты оставляешь меня прозябать во мраке невежества. Понятно, с космической точки зрения я наверно выгляжу совсем уж незначительным муравьем...

Ося, ну трам-та-ра-рам! Спать хочу!

Буран разрабатывался самостоятельно, с Шаттла не слизывался. Он прошел успешные испытания, но на параллельное ведение двух программ - Станции Салют и обеспечивающих ее кораблей пилотиремого и грузового, и Бурана, денег не было. Поэтому вынуждены были закрыть Буран - Союз уже обслуживал долгоиграющие станции. По ряду параметров - уже конечно сейчас не соображу каких, Буран был лучше Шаттла.

На сегодняшний день пилотируемые полеты в программе МКС выполняет только Россия - на Союзе. Американцы уже несколько раз меняли концепцию и переносили планы создания пилотируемого корабля.

Суборбитальные самолеты не основаны на Шаттле. У них другие орбиты и не только.

У Америки не было вообще программмы длительных полетов. Они вступили в программу Мир-НАСА по которой два шаттла были оснащены стыковочными модулями для стыковки к российской станции Мир. Они потратили на это тучу денег, но эта туча на порядки меньше, чем туча, которая понадобилась бы, если бы они развивали собственную программу длительных полетов. Станция Фридом существовала только на бумаге, и ее финансирование не потянули бы,. У американцев самые длительные полеты были годах в восьмидемятых на скайлабе, недель пять кажется.

Кроме России в космос людей сейчас пускает  только Китай.

Если и правда интересно - книжку прочти. Я линк уже в ответе Денису приклеила. На английском она есть в амазоне и называется My Countdown

Алена, здравствуйте!

Мне очень хочется поверить в "АвтоВАЗ". В моей практике был такой случай - я возил журналистов немецкого Playboy в Тольятти. (Кроме шуток, в этом журнале имеется рубрика технических достижений.) Года два они меня уламывали, после того как я рассказал им, что несколько моделей "лад" были разработаны Porsche. Надо было видеть их глаза! Наверное, так они смотрели бы на поднятый "Титаник" или прилетевших марсиан.

О проблемах АвтоВАЗа писано немало, в том числе и мной. Более того, по заказу завода немецкие (же) историки проводили анализ социально-производственных отношений, я эту работу видел, это безумно интересно и предельно честно. То есть, "руководству все известно".

Возможно, однажды я смогу написать об "АвтоВАЗе", избегая критической ноты. Сегодняшние перемены на заводе - существенные. Но пока так писать - не удается.  

Денис, добрый день!

С моей колокольни проблемы АвтоВАЗа упираются в кадры.

Менять рабочих там де-факто не на кого, а продать существующим идею работать иначе они не смогли. Пришлось звать Карлоса Гона.

Боюсь даже представить объем воровства на Автовазе.

И я боюсь. Пристрелят . Если серьезно, то крупные хищения остались в прошлом. (Или сейчас это по-другому называется). Что же касается господина Гона, то тут мне все видится сложнее. Кто-то у нас "в верхах" принимает очень верные решения в области автомобилестроения. (проект "Кортеж" не в счет). Сыграть на самолюбии "менеджера года", как титуловали Гона, и впарить ему задыхающийся завод (пусть и в обмен на "Мистрали"). Это же политика масштаба Екатерины Великой! Мне пока не удается осмыслить грандиозности всей комбинации, однако первые позитивные моменты налицо: ВАЗ получил технологии, которые при любом другом раскладе вряд ли смог бы получить.  

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Да я даже не о крупных хищениях, а о том что и куда там выносят рабочие. 

Не знаю есть ли у них возможность купить продукцию завода по спецценам, как это принято в Фольксвагене. Если нет, то они гарантировано выносят много чего.

Кстати, с продажей машин сотрудникам любопытная была история на всеволожском Форде. Первую серию фокусов сотрудники отказывались покупать наотрез. И рассказывали страшные истории про их сборку.

поэтому на вторые фокусы цены для них снизили.

Алена, доброго времени суток!

Мне, наконец, поставили комп (извиняюсь за интимную подробность). И вот - новость из Женевы: наш герой, Артём Неретин, стал штатным дизайнером Citroen.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева