Вадим Рутковский /

Венера под пальмовой ветвью

66-й Каннский фестиваль, который пройдет с 15 по 26 мая, объявил официальную программу

+T -
Поделиться:

Председателем жюри основного конкурса будет Стивен Спилберг, и конкурс имеет сильный американский акцент: возможно, куратор Канна Тьерри Фремо, мастер хитро построенных интриг, задумал ввести в круг каннских призеров выдающихся американцев — Джеймса Грея (на «Золотую пальмовую ветвь» претендует его романтический триллер «Иммигрант») или Александра Пейна (он участвует в конкурсе с драмой «Небраска»).

С предсказуемостью Каннского фестиваля, хранящего верность своим любимчикам, мы давно смирились: в этом году на Лазурный берег возвращаются братья Коэны (с черно-белой музыкальной ретродрамой «Внутри Льюина Дэвиса»), Стивен Содерберг (уже третий год подряд обещающий завязать с кино, но все напрасно — в фильм «За канделябрами» он превратил свой мини-сериал для канала HBO), итальянец Паоло Соррентино (с комедией «Великая красавица», где играет одна из муз Тинто Брасса Серена Гранди), японец Хирокадзу Коре-эда (с драмой «Как отец, как сын»), режиссер из Чада Махамат-Салех Харун (фильм Grisgris), француз Арно Деплешан (с «Джимми Пикаром», своей первой американской картиной, где заглавную роль играет Бенисио дель Торо), китаец Цзя Чжанке (c «Печатью зла»).

Предсказуемо появление в конкурсе и нового фильма автора «Драйва» Николаса Виндинга Рефна «Только Бог простит» — жестокого триллера вновь с Райаном Гослингом в главной роли (в России — с 26 сентября). Неутомимый Такаши Миике, чей предыдущий фильм «Урок зла» открывал конкурс Римского кинофестиваля, борется за «Пальму» с боевиком «Ненадежный щит». Одной из самых интригующих премьер обещает стать «Венера в мехах» Романа Поланского, основанная не на библии мазохистов, а на пьесе современного американского драматурга Дэвида Айвза.

Самым сомнительным пунктом конкурса выглядит новый фильм Франсуа Озона «Всего 17» (в оригинале — Jeune et jolie, в России с 11 июля), очевидно, такой же позерский и пустой, как большинство других озоновских опусов.

Среди новичков большого каннского конкурса — автор «Кускуса и барабульки» и «Черной Венеры» Абдельлатиф Кешиш (драма «Жизнь Адель» с Леа Сейду в главной роли, прежде известная под названием «Синий — самый теплый цвет»), вскормленный «Особым взглядом» мексиканец Амат Эскаланте (Heli), француз Арно Депальер (с экранизацией весьма востребованного кинематографистами романа Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас», заглавную роль играет обладатель прошлогоднего каннского приза за лучшую мужскую роль Мадс Миккельсен), призер Московского и Берлинского кинофестивалей иранец Асгар Фархади («Прошлое»).

Не оправдались слухи о том, что в конкурс возьмут вампирскую сагу Джима Джармуша «Выживут только любовники»: фестиваль, поссорившийся с былым кумиром, когда «Границы контроля» были отборщиками несправедливо отвергнуты, не стал восстанавливать отношения с американским гением.

Кадр из фильма «Элитное общество»
Кадр из фильма «Элитное общество»

Жюри второй официальной программы «Особый взгляд» возглавляет датчанин Томас Винтерберг, фильмом открытия этой секции станет «Элитное общество» Софии Копполы, история о юных грабителях домов голливудских звезд (в России — с 27 июня).

Кадр из фильма «Когда я умирала»
Кадр из фильма «Когда я умирала»

Самое главное в «Особом взгляде» — фильм гениального филиппинца Лава Диаса «Норте, конец истории», идущий всего четыре часа (обычно метраж картин Диаса составляет от шести до десяти часов). Среди его соперников — фильмы Джеймса Франко (по фолкнеровскому произведению «Когда я умирала», не так давно инсценированному в Театре Табакова Миндаугасом Карбаускисом), камбоджийца Рити Пана («Отсутствие изображения»), Клер Дени («Ублюдки»), Ребекки Злотовски («Гран централ») и иранца Мохаммада Расулофа («Аноним»).

Российское кино представлено более чем скромно: в секции студенческих картин «Синефондасьон» участвует работа выпускника Высших курсов режиссеров и сценаристов Евгения Бяло «Норма жизни» (летом мы покажем его в проекте молодого кино на «Снобе». Напомним, что в прошлом году победителем этой программы стал фильм Таисии Игуменцевой «Дорога на» (посмотреть его можно здесь), а по правилам фестиваля, если лауреат «Синефондасьон» успевает закончить полнометражный фильм к следующему Канну, его должны показать в одном из разделов. Игуменцева успела, и ее деревенской комедии «Отдать концы» отдан внеконкурсный спецсеанс.