![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Детские болезни в «Движении». Второй день Омского кинофестиваля
![Кадр из фильма «Денис Давыдов Trip»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6d/50/6d50ac27e3d513c4f5305c2ac6cac8ffdfd96bae1a3a2d7903855f7f5feab735.jpg)
Первый конкурсант — неигровой фильм Антона Серегина и Ксандры Колесник «Денис Давыдов Trip», сознательно грубо снятая и смонтированная хроника одного дня русской провинции. В Ульяновской области, на родине Дениса Давыдова, празднуют его очередной — 228-й — день рождения. Празднуют от души — театрализованными постановками боев 1812 года, романсами про франтов минувших лет, песнями в три притопа про красивых гусаров и обильными семейными обедами: рыба-мясо, рыба-мясо. Программный директор «Движения» Стас Тыркин выбрал фильм студентов Марины Разбежкиной для старта конкурса из-за легкой провокационности «Трипа»: колоритная сама по себе среда запечатлена смачно и подробно (даже чересчур — хронометраж в 69 минут кажется перебором) удивленными, зачарованными и немного испуганными глазами горожан, оказавшихся за тридевять земель от родного тихого дома, в мире витальных варваров. Здесь даже интеллигенция не такая анемичная, как в столицах: авторы фильма хладнокровно фиксируют, как герои — хранители светлых традиций, поддерживающие живительный огонь в очаге культуры (это я стараюсь говорить сообразно замечательным персонажам), — режут козленка, чтобы съесть его мясо за веселым семейным столом, не забыв бросить с щедрого стола куски домашним кошкам и собаке. Возможно, из-за этой иногда брезгливой завороженности почти инопланетной фактурой, возможно, из осознанного нежелания давать личный комментарий происходящему, молодые авторы останавливаются в своем путешествии на полпути. Это отличный видеодокумент без сформулированной авторской позиции; режиссерский дуэт выступил наблюдателями, никак, даже на этапе постпродакшн, не вторгающимися в течение жизни других гуманоидных форм.
![Кадр из фильма «Линара»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/83/39/8339b298c12a83cda5e57894e662be1d4ebcc677aa818fbbf7e6b1bcba5cf36d.jpg)
Такой метод снижает эмоциональный эффект фильма, но все же тоньше, чем тот метод, которым пользуется режиссер «Линара», второго документального фильма в конкурсе. Настя Тарасова следует за маленьким героем, уфимским мальчиком с искусственным сердцем, ждущим трансплантации сердца донорского, в Бергамо (в России детская трансплантология под запретом). История изначально душераздирающая, но я чуть не захлебнулся в хлынувшей с экрана сели сентиментального умиления. Видимо, опасаясь за недостаток пафоса в кадре (сопровождающий Линара доктор Марсель добродушен, спокоен и к драматизации событий, как всякий нормальный доктор, не склонен, еще меньше пафоса у клоунов, развлекающих ребенка, буквально прикованного к стимуляционному аппарату, или итальянских ровесниц Линара из детской благотворительной организации), режиссер злоупотребляет патетической музыкой — тут и здоровое сердце разорвется.
![Кадр из фильма «Маруся»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cb/8a/cb8a5b3610a0f99297c2940a585667081f2f19c4b3aafe1ecc46bfc4e29e13ca.jpg)
Мне ближе сдержанная, но чувственная интонация Евы Перволовичи, румынского режиссера, чей фильм «Маруся» снят на русском языке в Париже с Динарой Друкаровой и маленькой Мари-Изабель Штейнман в главных ролях. Причем Мари-Изабель играет саму себя — реальную кроху-скиталицу, перебирающуюся вместе с непутевой матерью из ночлежки в ночлежку. Но ничего общего, скажем, с фильмом Аньес Варда «Без крова и вне закона» у Перволовичи нет; ближайший аналог ее фильма — шедевр Тицци Кови и Райнера Фриммеля «Малышка», La Pivellina, только у нас его, увы, мало кто видел (хотя могли: Петр Шепотинник привозил его на ММКФ). В общем, у Перволовичи есть схожее ощущение сиротства как блаженства (сиротства в глобальном смысле как абсолютной свободы, ненужности ни Богу, ни людям), есть поэтизация быта, радость простых вещей. Но есть и киноманские штучки: мужчин, дающих героине Друкаровой временный приют и тепло, играют гениальный режиссер-странник Шарунас Бартас, младший брат другого маргинального гения, Гелы Баблуани, Георгий Баблуани и альтер эго Лео Каракса Дени Лаван.
![Кадр из фильма «Звено»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/80/91/809152a0aa2b8399f8870f1269cad1899d561bb839a2203fe7952f5057c539b6.jpg)
Без детской темы не обошелся и хоррор Романа Романовского «Звено», миксующий вечный пионерлагерный фольклор с реальными историческими страшилками. Но визуальный стиль «Звена» на мой вкус слишком близок к усредненным стандартам би-муви и телекино. Сериалы портят зрение — еще одна детская болезнь?
Читайте по теме:
Вадим Рутковский: Иди и снимай. Омский кинофестиваль дебютов открыт