И я замэрз
*
Около 11.30 утра во вторник, 20 января, жизнь в Нью-Йорке замерла. В течение следующего часа по домам и барам, на крохотных дисплеях айфонов и огромных мониторах в Таймс-сквер, сквозь витрины магазинов Гарлема и Пятой авеню город не отрываясь наблюдал за инаугурацией президента, за которого проголосовал пять к одному. Некоторые кинотеатры отменили утренние сеансы и бесплатно проецировали церемонию на экраны. В либеральных районах Парк-слоуп и Нижний Ист-Сайд, равно как и в кварталах с темнокожим большинством, в тот вторник было необычайно легко запарковать машину – многие жители снялись с места и уехали в столицу увидеть передачу власти воочию. Понятие «воочию» оказалось относительным. «В принципе я делаю сейчас то же, что и ты, – написала мне подруга, решившаяся в последний момент примкнуть к двухмиллионному сборищу на Национальном молле. – Смотрю на экран. Только на морозе, в толпе и с трехсекундной задержкой звука».
Оставшимся в Нью-Йорке тоже было что делать. Каждый уважающий себя бар устроил тематический вечер в честь инаугурации. При этом уход Буша был такой же причиной для веселья, как приход Обамы. Клуб Galapagos закатил вечеринку Bon Voyage Bush, выручка от которой – в качестве последнего оскорбления уходящему лидеру – шла в пользу женских клиник, предлагающих аборты (финансирование которых Буш урезал). В кабаре Joe's Pub программа Bye George включала в себя танцы трансвеститов, перформанс похабных марионеток, ритуальное швыряние ботинок и избиение мексиканской пиньяты (набитой конфетами куклы из папье-маше, которую принято дубасить палкой) в виде сорок третьего президента США. А звезда фильмов Elf и Talladega Nights Уилл Феррелл, до того прославившийся имитацией Джорджа Буша в телешоу Saturday Night Live, открыл на Бродвее моноспектакль «Не за что! Последний вечер с Джорджем Бушем». Премьера была хитроумно подогнана по времени к инаугурации Обамы: в начале спектакля «Буш» Феррелла спустился на сцену по трапу – якобы с вертолета Marine One, на котором настоящий Буш часом раньше отбыл из Белого дома. Сами создатели спектакля, правда, признаются, что успех их детищу далеко не гарантирован, и на истощенном кризисом Бродвее по поводу театрального дебюта Феррелла преобладает скепсис. «Я не уверен, что люди в настроении лишние полтора часа смотреть на Джорджа Буша», – сказал продюсер Дэрил Рот в интервью Times.
**
Почти со столь же безупречным таймингом на следующий день после инаугурации Обамы в похмельный и замусоренный Вашингтон прибыла (не на вертолете, а на внушительном автобусе) группа «Мумий Тролль» – открывать американское турне. «Они еще не успели ничего убрать, – рассказал мне лидер группы и член клуба "Сноб" Илья Лагутенко. – Весь город в шариках, бантиках... Можно было представлять себе, что это все ради нас. Только вот люди разошлись уже». Турне «Троллей» любопытно тем, что представляет собой первую, пожалуй, со времен Гребенщикова и Radio Silence попытку русской рок-группы не играть перед эмигрантами в снятых под частную вечеринку залах, а честно «завоевать Америку». В расписании концертов, составленном лос-анджелесскими тур-менеджерами, такие нестандартные места, как оплот мормонской веры Солт-Лейк-Сити и страшноватый постиндустриальный Баффало. Легко было понять, почему группа, прежде чем отправиться на эту авантюру, притормозила в Нью-Йорке, дав здесь аж три концерта. На первом, в бруклинском инди-клубе Bell House, аудитория была так невелика и столь очевидно состояла из русских, что шоу, к восторгу собравшихся, вскоре превратилось в подобие квартирника. (Англоязычную часть программы заменили ностальгические хиты девяностых.) Гвоздем второго, на сей раз аншлагового концерта в гораздо более вместительном Fillmore East стала «Калифорния снится» – ехидный перевод на русский шестидесятнического шлягера California Dreaming. Точнее, не на русский, а на мумийтролльский: «We went for a walk on a winter's day» превратилось в «Мы идем гулять в зимний день, и я замэрз».
Песня оказалась как нельзя кстати. Замэрз весь Нью-Йорк, неожиданно испытавший на себе самые что ни на есть крещенские морозы. Почти каждое январское утро начиналось под знакомые с детства звуки скребущих по асфальту лопат и недовольное тарахтение греющихся моторов. Гололед заставил мэрию засыпать тротуары крупной белой солью, превратив город в огромную «маргариту». И очень органично смотрелась на продрогшей Пятой авеню вывеска «Книжный магазин номер 21».
***
Это непостижимое заведение – магазин умной русской литературы посреди Манхэттена – в последнее время развило, возможно, от мороза, бурную интеллектуальную деятельность. Гвоздем январской программы стал вечер философских дискуссий на тему «Гений и злодейство: совместимы ли они?» О злодействе, правда, быстро забыли и стали спорить об определении гения как такового. Один экземпляр даже присутствовал: титан соц-арта Виталий Комар.
Комар и его творческий напарник Александр Меламид «развелись» в 2003 году. С тех пор первый ведет активную светскую жизнь, в то время как второго в артистических кругах русского Нью-Йорка не видели годами. В январе Меламид внезапно вернулся в общественное поле зрения со своей первой сольной выставкой Holy Hip-Hop! – серией из двенадцати псевдоуважительных портретов американских рэперов. Знатоки узнают в ней возвращение к приему, который изначально прославил пару на Западе: фигуры из новейшей истории в классических композициях и рембрандтовском освещении. На сей раз энтропия, увы, была налицо. Если давние портреты Сталина или Рейгана (в виде кентавра!) приглашали зрителя любоваться и содрогаться одновременно, то в случае рэперов все драматическое напряжение заключалось в том, что герои как бы «не заслуживали» столь скрупулезного увековечения. Тем более что рэперов в бонапартовских позах, на конях и в мантиях уже давно и с огромным успехом пишет арт-звезда следующего поколения Кехинде Вайли. С коммерческой точки зрения, правда, идея писать портреты профессиональных солипсистов с неограниченными средствами (цены картин – от трехсот тысяч долларов и выше) беспроигрышна. В качестве второй части того же проекта Меламид планирует скоро выставить двенадцать портретов, вы догадались, российских олигархов. Хотя, конечно, дух Нью-Йорка в этом мрачном январе скорее отразила бы картина в стиле «старых» Комара и Меламида: вставший на дыбы на просоленном снегу кентавр с лицом Джо Бруно.
Почему кентавр? Вот почему. Бруно, бывший глава республиканского большинства в правительстве штата, всегда напоминавший второстепенного персонажа из «Клана Сопрано», как оказалось, вызывал подобные ассоциации не зря. Согласно документам ФБР, Бруно нажил миллионы совершенно «сопрановскими» аферами, одна из которых включала в себя умилительную форму взятки: покупку кобылы за пятьдесят тысяч долларов и продажу жеребенка от той же кобылы тому же человеку за триста тысяч. Республиканцу грозит двадцать лет тюрьмы. Зато опозоренный финансист Берни Мэдофф, чья «пирамида» стоила вкладчикам пятьдесят миллиардов долларов (или, если желаете, один миллион кобыл), продолжает жить в своих апартаментах на Парк-авеню: после длительной битвы в суде его отпустили под залог. К середине января история Мэдоффа, впрочем, тоже начала приобретать отчетливый бульварно-детективный оттенок. Бесследно исчезла австрийка Соня Кон, одна из помощниц банкира. Когда выяснилось, что у Кон якобы были российские клиенты, потерявшие на махинациях Мэдоффа миллиарды, воображение прессы перешло в овердрайв. От инсинуаций в адрес таинственных «русских» не воздержалась даже Wall Street Journal. А на вашего корреспондента обрушились звонки из редакций нью-йоркских таблоидов – журналисты интересовались, где же, по моему мнению, находится Соня Кон. (Исчерпывающая реакция одного язвительного комментатора на сайте сплетен Gawker.com: «Так во-о-от чей безымянный палец я нашел вчера в банке белужьей икры».)
****
В местной политике тоже участились сюжетные повороты, достойные телесериалов. Наследнице клана Кеннеди Кэролайн не досталось место в сенате, освобожденное уходом в госдеп Хиллари Клинтон. Кресло отошло к малоизвестной конгрессменше Кирстен Гиллибранд из сельской части штата. В процессе мучительного выбора преемника слепой губернатор Дэвид Паттерсон умудрился, согласно слухам, нажить себе врагов в абсолютно всех лагерях, с которыми имел дело, включая Клинтонов и Кеннеди. Взбесить две самые могущественные американские династии одновременно удавалось мало кому. Так что в будущем году, судя по всему, мы будем гадать уже о кандидатуре преемника на пост самого Паттерсона. Если, конечно, к тому времени не поднимется экономика: в этом случае губернатору все простят. Пока, увы, Нью-Йорк находится в состоянии «перманентной распродажи». Подсчитав итоги рождественского сезона, культовые универмаги Macy's, Barney's и Saks Fifth Avenue в отчаянии продолжают снижать цены. Ходят слухи, что склады дизайнера Марка Джейкобса буквально завалены миллионами нераспроданных сумочек – их вагонами возвращают оптовики. Хуже всех пришлось роскошному универмагу Neiman Marcus, которому грозит банкротство. «Кто мог знать, что кошельки впадают в зимнюю спячку?» – печально сострил на встрече с коллегами глава Neiman Marcus Берт Тански.
*****
А главное – в Нью-Йорке рухнула целая доселе прибыльная отрасль промышленности. Речь, разумеется, идет о производстве пластмассовых новогодних очков, которые каждый декабрь сотнями тысяч скупают туристы на улицах Манхэттена. Впервые эта надоедливая безделушка появилась в преддверии смены тысячелетий: некий предприниматель заметил, что два нуля посередине «2000» прекрасно садятся на оправу очков. Наступивший 2009 год стал десятым и последним, когда этот трюк можно было повторить – по крайней мере, до следующего тысячелетия. Так что будем оптимистами и сочтем, что данная индустрия не умерла, а всего лишь вступила в девятьсотдевяностолетнюю рецессию.