![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Кино и звериный оскал американской политики
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/dd/cd/ddcdd8650b4a5e6e6d7077999cf0fa9c2fce74b5319d0bbed711bb97c76a0451.jpg)
На пресс-конференцию после показа в конкурсе Московского международного кинофестиваля режиссер фильма, обладатель прекрасного имени Момчило Мрдакович, пришел вместе с мамой Мукасавой. И никто не удивился, потому что без нее никакого мамароша (что по-сербски значит «маменькин сынок») не было бы, ни в прямом, ни в переносном смысле. Момчило не появился бы на свет и не снял фильм про киномеханика Перу Илича и его мудрую маму. И пусть дебют Мрдаковича, работавшего ассистентом Кустурицы на великом «Андеграунде», не есть прямая автобиография — здесь все зиждется на личном социальном и семейном опыте, интимной влюбленности в кино и родительских байках. Что привлекло и продюсера — выдающегося немецкого режиссера Фатиха Акина, автора «Головой о стену» и «Душевной кухни», чье присутствие в титрах всегда гарантирует искренность и драйв.
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/94/50/9450f6c1679819673da621af9b534ea34517d76ec7f376848c51477b01dde862.jpg)
Киномеханик Пера, маменькин сынок с седой бородой, решает валить из родного Белграда, где прошла вся жизнь, с началом натовских бомбардировок 1999 года. Эмиграция — весьма болезненное предприятие — становится поводом для совершенно изумительных комических гэгов. Я вспомнил о приключениях героев в стерильном тоталитарном американском посольстве в январе, когда сам получал визу — и снова смеялся в голос. «Мамарош», даром что комедия лирическая, не стесняется и резкой сатиры в адрес американской бюрократии, по чьим правилам мать не считается близким родственником. Но единой примиряющей платформой или, если хотите, плодородной почвой, на которой может дать всходы нормальная человеческая солидарность, становится киноклассика. И границу Пера с мамой таки пересекают благодаря знанию «Крестного отца».
А в финале на экране возникает еще один прекрасный миф ХХ века — кино на пленке. Сегодня всё, от новейших блокбастеров до наивных немых лент, живет на цифровых носителях. Но разве это жизнь? Оттого новообращенный американец Пера и станет колесить по стране обетованной с кинопередвижкой, воскрешая «Веселых ребят» и память о той великой эпохе, когда кино действительно имело значение.