Кадр из сериала «Штамм»
Кадр из сериала «Штамм»

Канал FX наконец-то дал дель Торо зеленый свет на экранизацию собственной книжной трилогии о вампирах «Штамм» (The Strain). Этот проект — любопытный пример новомодной философии «бережливого стартапа», уверенно овладевающей умами даже тех, кто уже не молод и далек от компьютерных технологий. Методика эта, если вкратце, гласит: не тратьте сразу все ресурсы на создание большого и законченного продукта. Начните с проверки своей предпринимательской гипотезы с помощью минималистского прототипа. Если гипотеза окажется верной, продолжайте циклично наращивать функционал продукта. Дель Торо изначально видел «Штамм» сериалом, но не мог убедить в его целесообразности ни один телеканал. Тогда он вместе с писателем Чаком Хоганом (сценаристом «Города воров» Бена Аффлека и любимым дебютантом Стивена Кинга) выпустил сначала один роман-сценарий, затем второй и третий. Читатели оказались в восторге, а продюсеры с канала FX, оценив возможную выгоду, пообещали дель Торо тепличные условия и полную свободу действий, лишь бы он сотрудничал именно с ними. Вампирская тема на ТВ этим летом актуальна, как никогда. 29 июня на Showtime закончится первый сезон викторианской истории ужасов «Страшные сказки» (Penny Dreadful) (http://www.snob.ru/magazine/entry/75809), после которого многим зрителям захочется свежей крови. А в августе после семи лет бесстыжего гиньоля и порно наконец-то закроется сериал «Настоящая кровь» (True Blood) HBO. У мрачного и пугающего «Штамма» есть хорошие шансы переманить их паству.

Кадр из сериала «Штамм»
Кадр из сериала «Штамм»

История начинается с посадки в JFK странного борта. Входы и выходы в самолет запечатаны,  огни не горят, пассажиры, судя по всему, мертвы. Попав в нью-йоркские морги, они, впрочем, деловито воскресают и начинают распространять по мегаполису вампирскую чуму. Кровососам противостоит группа колоритных персонажей. Во-первых, эпидемиолог. Во-вторых, профессор Абрахам Седаркян (жаль, не Ванхельсян), переживший концлагеря и многое знающий об истории вампиров. В-третьих, Василий Фет, украинский крысолов. В-четвертых, целая банда мексиканских бандитов. Этих и других героев играют рекрутированные из фэнтези актеры. Фанаты «Игры престолов» оценят участие свадебного маньяка Уолдера Фрея (Дэвид Бредли), а поклонников «Властелина колец» растрогает появление хоббита Сэма (Шон Астин). Остальных зрителей ждет парад актрис из Мексики (родина дель Торо) и Канады (любимая съемочная площадка), регулярно входящих в рейтинги самых сексуальных девушек планеты: Мии Маэстро, Натали Браун и Мелани Мерковски.

Кадр из сериала «Штамм»
Кадр из сериала «Штамм»

Что важнее, у режиссера достаточно оригинальная концепция вампиризма. Люди в «Штамме», превратившись в кровососов, первым делом начинают заботливо выслеживать собственных родных и близких. Между выжившими и вампиром сохраняется телепатическая связь, так что стоит героям потерять одного бойца, и на них тут же начинается настоящая охота. При этом чеснок, распятие и святая вода от вампиров не защищают: в книге бессовестно шутят, что Брэм Стокер придумал всю эту ерунду, потому что был ирландским католиком. То есть очень много пил.

Кадр из сериала «Штамм»
Кадр из сериала «Штамм»

Вообще, своим мрачным юмором и духом отчаяния «Штамм» сильно напоминает «Грезы Февра» — раннюю вампирскую повесть писателя Джорджа Р.Р. Мартина, прославившегося впоследствии литературным циклом «Песнь Льда и Пламени» и сериалом «Игра престолов». А темпераментом — стремительный и кровавый комикс «30 дней ночи» Стива Найлза. Его в свое время успешно экранизировал новичок в режиссуре Дэвид Слейд. У Гильермо дель Торо, автора «Хребта Дьявола», «Блейда-2» и «Лабиринта Фавна», шансов на триумф, надо полагать, еще больше.

Да что там, они близки к 100%.