Имущество Игоря Коломойского национализировали из-за отказа «Приватбанка», которым он владеет, вернуть крымчанам деньги со счетов, сообщил премьер-министр Крыма Сергей Аксенов. За счет средств от продажи имущества на торгах, заверил Аксенов, правительство собирается вернуть вкладчикам 700 тысяч рублей, которые они не получили.

Крымские власти также пошли на национализацию, поскольку Коломойский, по словам Аксенова, является инициатором и финансистом украинской армии, воюющей на юго-востоке Украины с «нашими согражданами». Аксенов не уточнил, кого он имеет в виду под «согражданами»: украинцев или русских.

В интервью «Интерфаксу» премьер Крыма рассказал, что власти полуострова собираются, в частности, национализировать сеть автозаправок Коломойского, а также имущество на южном берегу Крыма. О каких конкретно объектах идет речь, Аксенов не уточнил.

В конце августа Аксенов говорил, что прокуратура проверяет, какие предприятия и санатории принадлежат олигарху. «Первые проверки показали, что все объекты были отняты в результате сомнительных схем и внеправовых судебных решений. Коломойский ничего в Крыму не покупал», — сказал тогда глава крымского правительства. После этого в начале сентября в Крыму национализировали санаторий «Таврия», которым владел «Приватбанк».

Вадим Клювгант, адвокат:

Законно ли национализировать имущество Коломойского? Я бы хотел знать ответ, опирающийся на право, а не на что-то квази-правовое, квази-политическое. Пока все объяснения этих действий — из области пиара, они не убеждают и не дают юридического понимания происходящего.

Имущество, добытое преступным путем может быть обращено в доход государства, есть такой механизм, но это возможно лишь по определенным видам преступлений. И для этого нужен приговор суда, поскольку человек может быть призван виновным только по приговору суда, вступившему в законную силу. Приговора, насколько мы знаем, нет, и этот механизм вроде как отпадает.

Я знаю, что в Крыму был принят закон о принудительном выкупе, но все-таки он подразумевает не национализацию, а выкуп, то есть, во-первых, это нечто возмездное, а во-вторых, для государственных нужд. Поэтому у меня нет профессионального ответа о том, как может проходить национализация.

Хотелось бы, чтобы эта ситуация, как и любая ситуация, связанная с собственностью и правами любого человека, вне зависимости от того, кому он нравится, а кому не нравится и почему, решались в правовом русле.