Имена лауреатов огласил Стаффан Нормарк, постоянный секретарь Королевской шведской академии наук. Формулировка премии: «За разработку флюоресцентной микроскопии высокого разрешения».

В чем состоит достижение лауреатов? Методы, разработанные ими, получили собирательное название «наноскопии» — они позволяют рассматривать микрообъекты (например, молекулы внутри клетки) с разрешением порядка нанометров.

Каждый, кто помнит школьную физику, в этом месте должен скептически скривиться: ни глазом, ни сколь угодно мощным микроскопом невозможно рассмотреть нечто, что меньше длины световой волны. Тем не менее ученые оказались хитрее природы и придумали, как обойти эту сложность.

В 2000 году Стефан Хелл придумал, как использовать для этого пару лазеров. Один заставлял молекулы светиться, а второй «гасил» свечение, исходящее отовсюду, кроме ничтожно малой (нанометровой) области. Таким образом поле зрения сканируется много раз и из получившихся картинок собирается готовое изображение. Что касается Бетцига и Мернера, их метод основан на том, чтобы включать и выключать свечение отдельной молекулы или тесно связанных между собой групп молекул. Как и в первом случае, итоговая картинка собирается из многократных повторений опыта. Работа опубликована в 2006 году; таким образом, интервал между научным достижением и наградой оказался нетипично коротким.

Прогнозы Thomas Reuters в этом году не сбылись пока ни разу, так что вряд ли уместно еще раз упрекать за это экспертов. Однако надо отдать им должное: они правильно угадали общее направление. В их прогнозах доминировали работы прикладного направления. И действительно, в этом году и химическая, и физическая Нобелевки были присуждены не за теоретические прорывы, а за прикладные исследования. Интересно, что в этом году Нобелевские премии не достались генетикам и молекулярным биологам. Обычно представителей этих дисциплин награждали в номинациях либо «Физиология и медицина», либо «Химия», а нередко и в обеих. Ситуации, когда молекулярные биологи не получали премии ни в одной категории, случались довольно редко. Возможно, это знак, что область науки, сделавшая в конце ХХ столетия мощнейший прорыв, стабилизировалась и позволила другим научным дисциплинам себя чуть-чуть догнать. С другой стороны, возможно, здесь дело скорее в некотором авансе этим дисциплинам со стороны Шведской академии наук.

Премия по химии доставалась русскому ученому всего один раз в истории (академик Семенов получил премию в 1956 году) — эта номинация самая несчастливая для наших соотечественников. Премия по физиологии и медицине получена россиянами дважды, и оба раза более столетия назад. Нобелевками по физике и литературе русских награждали неоднократно.

Нобелевская неделя 2014 года началась с оглашения лауреатов премии по физиологии и медицине — как и в случае с химией, премию получили сразу несколько человек. Во вторник, 7 октября, Нобелевский комитет объявил лауреатов премии по физике. 9 октября назовут имя лауреата премии по литературе, а 10 октября — обладателя премии мира. В следующий понедельник, 13 октября, будет объявлен лауреат премии по экономике.