/ Лондон

Еврейская школа создана для евреев

Еврейская Свободная школа (Jewish Free School) — одна из самых успешных еврейских школ в Великобритании. Завтра она будет доказывать в суде свою невиновность в деле о расовой дискриминации

Фото: AP
Фото: AP
+T -
Поделиться:

В эту школу принимают только детей, чьи мамы могут доказать свою принадлежность к евреям. Одному из учеников было отказано, поскольку его мать прошла обряд посвящения по процедуре, которая не признается главным раввином. Недовольство семьи разделили прокурор, представители местных общин и еврейское реформистское движение.

Подобная история недавно произошла в петербургской еврейской школе, которую обязали не ограничивать прием только евреями.

Юлия Десятникова. Еврейская школа абсолютно в своем праве не принимать детей иных национальностей. Она потому и еврейская школа, что существует в рамках культурной и национальной традиции: она организована для евреев.

Да, с точки зрения общеевропейской морали в том, чтобы принимать или не принимать по национальному признаку, есть узкий момент. Тем не менее эти школы существуют на дотации религиозных общин. Их очень трудно упрекнуть: они изначально себя позиционируют как еврейские школы и никому ничего другого не говорят.

У меня есть друг-раввин, он сейчас живет в Москве. Мы работали вместе — отбирали детей, которые хотели учиться в Израиле. И очень много про это разговаривали. Мне, как человеку светскому, было очень трудно понять национальный принцип отбора. Первая естественная реакция: вот хороший ребенок, умный и талантливый, давай его возьмем! Но если он не еврей, это невозможно. И друг-раввин мне объяснял: «Ну ты же со мной не обсуждаешь, почему на выставку кошек не берут собак? Это не хорошо и не плохо, просто с моей точки зрения это не кошка. Я готов с ним дружить, да. Но это не кошка».

Моя точка зрения не претендует на объективность. Права евреев нарушались и продолжают нарушаться совершенно нечеловеческим образом. Притом что вроде бы на государственном уровне этот вопрос решен. Тем не менее каждый день и каждую минуту они продолжают нарушаться. Это надо понимать. У них нет выбора: если нация хочет выжить, она вынуждена эту инкапсуляцию поддерживать. Иначе она прекратит свое существование в принципе, ведь происходит процесс ассимиляции.

А вообще, мне всегда любопытно, почему подобные вопросы возникают именно относительно еврейской школы. В том здании, где я арендую помещение для русской гимназии, по тем же субботам работают египетская школа и еще одна, кажется, какой-то карибской страны. Я каждый день хожу мимо и вижу их огромное коммьюнити, где людей собирается в 2-3 раза больше, чем в нашей гимназии (хотя она самая большая из русскоязычных в Лондоне). И там ученики совершенно четко подобраны по национальному признаку — никаких сомнений в этом не возникает. И никого это не волнует. Есть школы, в которых учатся индусы. И их никто не трогает. И есть другая культурная традиция: почему-то принято предъявлять претензии к евреям или, например, армянам. Как будто что-то у них все время не так складывается с точки зрения окружающих людей. А у кого-то другого — всегда так. Хотя это происходит тут же, рядом.

Конечно, могли быть какие-то злоупотребления. Если занять ультрапозицию, то в иудаизме, как и в любой другой системе взглядов, легко скатиться в перехлест и выглядеть некрасиво. Я видела такое много раз. Если человек высокого уровня, если он умный, образованный и интеллигентный, то его взгляды не затрагивают окружающих, им это не мешает. Но я тысячу раз работала в одной команде с недавно обращенными, которые делают тебе дырку в голове: это он будет есть, а это не будет, так он пойдет, этак не пойдет, эту ручку он возьмет, а ту не возьмет. Я бы жестко разграничила две вещи: конкретная ситуация, которая произошла в школе X с директором Y, очень вероятно, могла затрагивать права человека, потому что он мог повести себя неграмотно или занять крайнюю позицию. Другая вещь — глобальная: должна ли и имеет ли право еврейская школа, находящаяся в любом месте земного шара, поддерживать свою национальную линию, обусловленную национальными традициями. Мой ответ: безусловно, имеет.

Комментировать Всего 5 комментариев

Здесь узкий момент - "еврей", это не только национальность, но и вероисповедание. Например, могу ли я стать русским, если родился китайцем? Нет конечно. А вот евреем можно быть либо "по крови", либо стать им - нужно пройти гиюр.

Поэтому, отказ в приеме не-еврейских детей в еврейскую школу, базируется скорее на религиозных предпосылках, чем на националистических.

.

Касательно реформисткого течения. Реформисткий гиюр - лишь формальная процедура: нееврей приходит к консервативному или реформистскому раввину, выплачивает ему определенную сумму, заявляет о своем намерении стать евреем, после чего раввин выдает ему свидетельство о прохождении гиюра и поздравляет с присоединением к еврейскому народу. Если лень ходить к раввину, то можно просто направить к нему по почте письмо, приложив к нему чек на соответствующую сумму, и через какое-то время по почте же придет свидетельство о прохождении гиюра.

.

Реформисты весьма свободно относятся ко многим предписаниям Торы. Реформистские раввины разрешили мужчинам и женщинам молиться вместе, признали за женщиной право быть раввином, отменили и смягчили многие законы соблюдения кашрута и субботы, а также облегчили прохождение гиюра и стали проводить религиозные церемонии заключения гомосексуальных браков.

.

По мнению ортодоксальных раввинов, всеми этими своими противоречащими Торе действиями реформисты вывели себя за пределы иудаизма и превратились в некую новую религию.

Сегодня было первое заседание суда, на котором школа как раз и объясняла, что "дискриминация" у них основана не на расовом, а на религиозном принципе. Это только начало, диалог в суде между разными направлениями иудаизма будет некоторое время продолжаться. 

Я думаю, что во всём мире есть неизбывный страх людей других национальностей перед уникальной способностью евреев находить выход из сложных жизненных ситуаций. Но, несмотря на все страхи, еврейская школа имеет право на сохранение национальной линии и национальных традиций. Удивительно, почему у кого-то появляется желание с этим не согласиться.

Чисто по-человечески, интуитивно, "нутром", что называется, чувствую - да, право такое школа безусловно имеет и вопрос о дискриминации тут абсурден. Но пресловутая гражданская позиция не дает покоя и спрашивает - а может ли школа быть полностью легитимной, зарегестрированной OFSTED'ом и т.д., и при этом продолжать играть по своим правилам? Я не говорю что нет - но лично для меня в этом главная моральная дилемма...

А что, если школа бы называлась "Для белых христианских детей"?

И почему нельзя учить других еврейским ценностям? Что они разгласят какие-то тайны? Только для своих? То, что в католические школы Канады не принимают не католиков, такое же безобразие.

Пусть раввины спорят о своих разногласиях. Но ведь учить "других" тому, во что веришь, что в этом плохого?