Какими должны быть города для детей

Города — это территория взрослых: обычно в них шумно, небезопасно и легко заблудиться. В такой ситуации дети оказываются одними из самых уязвимых горожан. Лишенные свободы, они перемещаются от домашнего двора до школьной резервации и обратно. XXI век изменит эту несправедливость: новые города будут дружелюбнее и комфортнее для детей. «Сноб» узнал, как этого добиться

+T -
Поделиться:

Долой дискриминацию

Городская среда должна быть одинаково понятной и комфортной для взрослых и детей: если дети вынуждены находиться под постоянным присмотром взрослых, значит, что-то идет не так. Детям, как и всем горожанам, необходима простая и логичная городская навигация. Не помешают и велодорожки: велосипед — это не только дешевый и экологичный транспорт, но и прекрасное развлечение. Современные города придуманы для общения? Значит, дворы, площади и скверы должны быть не просто удобны и безопасны для пешеходов — они также должны быть доступны для детских развлечений и совместных игр (таков, например, парк «Суперкилен» в Копенгагене, о котором мы писали неделю назад). Дети слишком долго сидели за заборами, и им не помешает свобода.

Фото: Hiroyuki Oki
Фото: Hiroyuki Oki

Дружелюбный дизайн

Детям нужно пространство для игры, поэтому в городе должно быть дружелюбное и соразмерное именно им окружение. Почему бы не превратить песочницу в тропическую фантазию из снов, как это сделали в испанском городе Аликанте? Или поместить детей в пространство игр и фантазий, встроив огромную фигуру жирафа в здание детского центра, как в пригороде Парижа? А может, пойти по пути датского архитектурного бюро Monstrum, которое поражает воображение своими детскими площадками с драконами и огромными муравьями? Дети заслуживают хорошего дизайна ничуть не меньше, чем взрослые.

Помогать фантазировать

Понятное детям окружение необходимо не только для того, чтобы разграничивать зоны между ними и их родителями. Само устройство дворов, улиц и зданий должно помогать детям фантазировать и учиться. Уже стали нормой музеи, в которых посетители могут использовать экспонаты и посредством несложных экспериментов узнавать об их работе. В городе должны быть умные подсказки о городской среде, развивающие площадки, научные парки, подталкивающие детей к нестандартному мышлению.

Такова Академия Эвелин Грейс в южном Лондоне: эта школа примечательна не только своим внешним видом и беговыми дорожками, пронзающими здание насквозь. Архитектор Заха Хадид известна своей любовью к созданию текучих и изменчивых внутренних помещений, не имеющих ни пола, ни потолка. В отличие от прямоугольных классов обычных школ, непредсказуемые пространства Хадид, по уверениям самого архитектора, позволяют детям пережить новый опыт и повышают их креативность.

Приблизить природу

Современные городские дети почти не видят живой природы. Создание зеленой, экологичной среды во дворах и общественных пространствах — один из трендов последнего десятилетия. Но некоторые архитекторы идут дальше. Год назад во вьетнамском Хошимине (бывшем Сайгоне) открылся детский сад, в котором дети обычных рабочих обувной фабрики могут научиться выращивать овощи. На крыше свернутого в узел здания расположена ферма, а воспитатели рассказывают дошкольникам, как ухаживать за растениями. Этот детский сад — образец «зеленого дизайна»: благодаря саду на крыше удается сэкономить на кондиционировании классов, а для полива растений используется сточная вода, прошедшая очистку.

Удобная детская среда становится нормой и в России. В рамках философии «Живи» «Ленстройтрест» создает безопасные и зеленые кварталы, в которых дети смогут учиться, заниматься спортом, играть и общаться со сверстниками — развиваться и не чувствовать себя ни в чем ущемленными.