Вера, одежда, любовь: как уличная мода меняет религии

Религия интересует моду давно: нет такого атрибута, который хоть раз не украсил бы светское платье. На модных показах мы видели Иисусов, дев Марий, ангелов всех мастей, иудаистскую и индуистскую символику, практически весь пантеон буддизма и даже голую даму в никабе (Hussein Chalayan, 1996). Но только недавно интерес стал взаимным: религиозные люди самых разных конфессий наконец взялись за свои гардеробы

+T -
Поделиться:

В Нью-Йорке две девушки-хасидки, Мими Хехт и Мушки Нотик, запустили марку Mimu Maxi. Женский дресс-код ортодоксальных евреев регламентирован довольно строго: ограничения касаются материалов, цветов, длины и кроя. Скромность, которая лежит в основе большинства религиозных представлений о женской одежде, в случае с хасидами называется tznius и выглядит так: длинные юбки, прикрытые хотя бы до локтей руки, никаких глубоких вырезов и головной убор или парик, обязательный для замужних женщин. В этих, казалось бы, узких рамках Mimu Maxi придумывают моду, адекватную Нью-Йорку текущего сезона, и хасиды-хипстеры из Crown Heights, которым Refinery29 недавно посвятил целый обзор, — во многом их заслуга. Оказывается, закрытое платье может быть джинсовым, нескучно скроенным, элегантно драпированным и вообще oversized, а топу, отвечающему религиозным запросам, ничто не мешает быть деконструктивистским. В результате одежду марки уже носят не только хасиды, но и мусульмане (заказы приходят даже из Малайзии), и атеисты. Еще одной причиной того, что уличный стиль Crown Heights вдруг оказался модным явлением, стал местный магазин The Frock Swap, открытый сестрами-хасидками по фамилии Полонски и специализирующийся на винтажных дизайнерских вещах, стиль которых укладывается в понятие tznius.

Элегантные сикхи, бородатые мужчины в тюрбанах и костюмах с иголочки — уже мейнстрим фэшн-блогов. Ювелирный дизайнер Варис Ахлувалия, герой рекламных кампаний Gap и фильмов Уэса Андерсона, друг Тильды Суинтон и Хлои Севиньи и активист мировой светской жизни, успешно популяризует сикхскую эстетику уже несколько лет. Теперь у его дела появился продолжатель — Пардип Сингх Бахра, модель и блогер, основатель Singhstreetstyle.com. Атрибутами сикхов являются нетронутые волосы, скрепленные деревянным гребнем и спрятанные под специальный тюрбан — дастар, а также стальной браслет и особое нижнее белье. Все это — не проблема для изобретательного стилиста вроде Пардипа, разноцветные тюрбаны которого выглядят как модный аксессуар. В его Instagram @singhstreetstyle дастар отлично сочетается хоть с косухой, хоть с футболкой с леопардовым принтом. И если модные девушки-хасидки встречают некоторое осуждение со стороны религиозного сообщества, то Пардип получает только поддержку: в этом году он выиграл Sikh People's Choice Award. «Я вовсе не являюсь лицом сикхизма, поскольку не соблюдаю некоторые ритуалы. Я представляю идею того, что вы можете быть кем хотите, оставаясь верующим, и я надеюсь, что молодых сикхов это вдохновит», — комментирует он.

Ислам тоже переживает модную революцию. Аския Фаррадж, чей аккаунт в Instagram @ascia_akf, посвященный ее собственному стилю, имеет более миллиона подписчиков, носит хиджаб. «Я была одним из первых фэшн-блогеров, показавших лицо», — вспоминает 24-летняя Фаррадж. В соответствии с классическими канонами ислама женская одежда должна закрывать все, за исключением рук, ступней и лица. Поэтому Фаррадж и ее последовательницы, а их — целое движение, могут сочетать хиджабы хоть с джинсами, хоть с брюками, хоть со спортивными костюмами: в зависимости от того, куда их заведет личный вкус и тенденции сезона. И даже хиджабы становятся полем для модного эксперимента: например, у Фаррадж особенная манера их завязывать. Небанальные хиджабы — это уже целый рынок, одними из первопроходцев здесь являются Vela Scarves и Haute Hijab. Мипстеры (muslim hipsters), получившие свое название по мотивам вирусного ролика Mipsterz на YouTube, получают немало критических и оскорбительных комментариев в социальных сетях, так как есть мнение, что постить селфи, пусть и в хиджабе, не подобает скромной мусульманской женщине. Авторы селфи обычно отвечают, что своим примером они помогают всем, кто чувствует себя в хиджабе неловко, и постят следующий лук.

В православной моде по-прежнему не происходит ничего занимательного. Никаких чересчур художественно повязанных платочков из органического ситца пока не появилось. По крайней мере, селфи в них никто не постит. Интересных дизайнеров, желающих освободить и украсить именно глубоко православных женщин, тоже нет. И пока РПЦ спит спокойно, пусть волнуются остальные конфессии. Там, где наука оказалась бессильна, в бой вступили красивые платья.

Теги: мода, стиль