Независимая двухпартийная
комиссия по контрактам военного времени, созванная в 2008 году и следующие четыре года исследовавшая контракты в Ираке и Афганистане, выяснила, что из 187 миллиардов долларов, которые правительство заплатило частникам с 2001-го до второго квартала 2011 года, было
растрачено или украдено от 31 до 60 миллиардов. Эти выводы мало на что повлияли: с начала 2011 года до конца 2016-го (невзирая на прекращение обеих войн и вывод контингента) подрядчики
получили еще 127 миллиардов только от министерства обороны США.
Потери среди гражданских подрядчиков американского правительства непосредственно в Ираке и Афганистане привлекли внимание СМИ в 2009 году, тогда издание ProPublica исследовало потери персонала с 2001 года и
выяснило, что с начала операции «Несокрушимая свобода» погибло около 1600 человек, причем частные фирмы скрывают свои потери. Более подробные исследования
относятся к 2011 году — к тому моменту погибло уже 2665 гражданских, работавших по контрактам с правительством США.
Годом раньше смертей
было меньше почти на четверть — 2008 человек. В некоторые периоды число погибших подрядчиков
превышало безвозвратные потери среди военных. Статистика красноречиво свидетельствует, что за привлекательные и дорогие контракты с правительствами частные военные компании расплачиваются жизнями: с 1 сентября 2001 года по 31 декабря 2018
погибло 3985 сотрудников, работающих на национальную безопасность США за рубежом. 85% этих смертей (3413)
приходятся на Ирак и Афганистан.
Впрочем, у трагедии на площади Нисур, заслонившей реальную «частную войну», были и другие последствия: по сути, она подтолкнула мир к регулированию индустрии частной безопасности. В 2008 году по инициативе Международного Красного Креста и правительства Швейцарии (по иронии, исторической цитадели наемничества) появился «
документ Монтрё», призванный урегулировать деятельность частных военно-охранных компаний (PMSC) на уровне государств. Однако, как подтвердили «Снобу» в секретариате Рабочей группы ООН по вопросу использования наемников, «документ Монтрё» не имеет международно-правовой силы, не обязателен к исполнению и носит чисто рекомендательный характер.
По сути это соглашение не запрещает даже участие в боевых действиях, под которым подразумевается весьма широкий спектр обязанностей: «Участие в боевых операциях или действиях, направленных на ослабление военной мощи неприятеля и на прямую поддержку одной стороны в конфликте против другой. Защита военных баз от нападений неприятеля, сбор тактических разведывательных данных, использование систем вооружений в боевых операциях — все это может служить примерами непосредственного участия сотрудников ЧВОК в боевых действиях», — повествует «документ Монтрё». В итоге документ хоть и постулирует, что, привлекая военно-охранные компании, государства-наниматели должны учитывать, не приведут ли отдаваемые на откуп частникам услуги к непосредственному участию в боевых действиях, но никак не ограничивает это направление работы. В остальном же документ декларирует важность соблюдения законности, прав человека и норм международного права.
Сам же рынок частных военных услуг сделал шаг в сторону самоконтроля. В 2010 году по инициативе руководства ряда крупных частных военно-охранных предприятий (PSC) был
составлен Международный кодекс поведения поставщиков услуг безопасности (
ICoC), на базе которого создана одноименная ассоциация. На данный момент кодекс принят правительствами семи государств и 85 частными военно-охранными компаниями. Между прочим, одним из его первых подписантов стала наследница Blackwater, компания
ACADEMI. Кодекс, по сути, просто пересказывал нормы, установленные «документом Монтрё».