«Сноб» попросил изучить и прокомментировать текст редакций законопроектов о ЧВК старшего партнера коллегии адвокатов Pen&Paper, статс-секретаря Федеральной палаты адвокатов РФ Константина Добрынина.
«Первый законопроект 2012 года отличается от всех последующих тем, что подразумевает создание российских "частных военных компаний" для оказания на договорной основе военных услуг исключительно иностранным юридическим лицам в иностранных государствах», — комментирует Добрынин.
Согласно законопроекту 2012 года, оказание услуг в иностранных государствах включает не только сугубо военную деятельность (разминирование территорий, строительство военных объектов, вооруженная охрана, подготовка военнослужащих, войсковые учения), но и экономическую, такую как оказание помощи в экспорте российской продукции военного назначения, имущества и снаряжения. Поэтому закон предусматривает меры государственной поддержки частных военных компаний, в частности, налоговые льготы.
«Законопроект прямо говорит, что целями создания частных военных компаний являются развитие и расширение международного военного сотрудничества Российской Федерации; создание выгодных экономических условий иностранным юридическим лицам для вложения средств в приобретение российской продукции военного назначения», — поясняет Добрынин.
Более того, этот закон предполагает, что решением правительства Российской Федерации частной военной компании в оперативное управление может быть передана российская «продукция военного назначения», то есть оружие и боеприпасы для последующей реализации иностранным юридическим лицам в иностранных государствах.
По мнению Добрынина, «этот законопроект был вполне себе разумной попыткой правового регулирования, совершенной еще в мирное "докрымское" время, когда евроатлантический мир воспринимался не как враг или противник, а как партнер, у которого тоже есть потребности, которые Россия вполне может удовлетворить цивилизованным способом».
Однако в 2012 году, после рассмотрения законодательной инициативы Митрофанова профильным комитетом Госдумы по обороне, он был отправлен на доработку — согласно части 3 статьи 104 Конституции РФ, такой законопроект требовал предварительного заключения правительства РФ.
На два года об инициативе забыли, в 2014 году формальный инициатор первого законопроекта о ЧВК Алексей Митрофанов был лишен депутатской неприкосновенности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Однако в октябре 2014-го уже другие депутаты от «СР» — Носовко, Горовцов и Шеин — предложили
новый вариант закона, текст которого претерпел значительные изменения по сравнению с первоначальной редакцией.