
Из моногорода — в витрину мегапроектов. Как живет дальневосточный город Свободный
Все началось в 1912 году со строительства Амурской железной дороги. Новый город, выросший из села переселенцев, назвали Алексеевск — в честь наследника престола. По красивой легенде, местный климат должен был пойти на пользу больному гемофилией цесаревичу. Но империя рухнула, и в 1917 году город переименовали в Свободный.
С самой свободой задалось не сразу. В 30-е годы город стал центром БАМЛАГа. Сюда свозили заключенных со всей страны, в том числе «политических», чтобы отправить их дальше — строить железную дорогу в вечной мерзлоте.
Но уже в 50-е Свободный превратился в крупный промышленный центр. Город гудел: заводы выпускали стройматериалы, баржи, автокраны, мебель и даже популярное пиво. На одном только заводе «Автозапчасть» работали пять тысяч человек. К 80-м годам население выросло до 80 тысяч. Казалось, будущее наконец-то наступило.
А потом пришли 90-е, и все оборвалось. Сотня предприятий закрылась. Те, что еще держались на плаву, платили зарплату своей же продукцией. Люди получали радиаторы отопления или автозапчасти, а потом ехали в соседний Китай, чтобы обменять их хоть на какую-то еду. Молодежь бежала из города, население стремительно сокращалось. В 2014 году правительство официально признало Свободный одним из самых депрессивных моногородов России.