Коллаж: «Сноб»

«Аксессуар Франкенштейна», созданный в четырех странах

Новая сумка от нью-йоркского бренда MSCHF называется Global Supply Chain Telephone («Испорченный телефон глобальной цепочки поставок») или просто GSCTH.  Идея разработать «аксессуар Франкенштейна» пришла к сотрудникам MSCHF около года назад, когда компания выпустила кроссовки, которые можно носить с двух сторон. 

На этот раз креативщики решили скопировать несколько культовых сумок и поручили это фабрикам из четырех стран. MSCHF долго экспериментировали, то и дело рассылая на производства самые разные указания о том, как нужно изменить форму аксессуара. В какой-то момент в компании поняли, что, если они отправят каждому поставщику размытое изображение знаменитой сумки и попросят использовать его в качестве вдохновения, те поймут идею. Так и получилось. Сначала на фабрике в Перу скопировали модель Hermès Birkin. Потом этот вариант отправили специалистам из Португалии, которых попросили сделать из него нечто похожее на Celine Luggage. Новую версию отправили на фабрику в Индии, где сумку сделали похожей на Dior Saddle. Наконец, GSCTH оказалась в Китае, где местные производители придали ей черты Balenciaga Hourglass.

Модель выполнена из кожи и дополнена съемным ремнем. Сумка выпущена ограниченным тиражом в черном, нежно-розовом, синем и оранжевом цвете и поступит в продажу 21 февраля. Аксессуар будет продаваться онлайн и стоить 650 долларов.

«Бэнкси для интернета»: кто такие MSCHF

GSCTH — не первая провокационная работа MSCHF. Эпатировать аудиторию, устраивать модные перфомансы, которые мгновенно становятся вирусными, — своеобразная фишка агентства. MSCHF — это сокращение от слова mischief, что в переводе с английского означает «шалость».  

Компанию основал студент военной академии Вест-Пойнт Гэбриэль Уэйли, который бросил учебу ради создания вирусных проектов. Одним из них было «приложение для знакомств на высоте 30 000 футов» Wingman — своеобразный аналог Tinder, который помогал устраивать свидания на борту самолета. Через приложение можно было выбрать нужный рейс и познакомиться с кем-то из пассажиров.

Фото: MSCHF

В 2013 году работы Уэйли заметили в медиакомпании BuzzFeed. Креативщика пригласили работать в отдел, который придумывал вирусные рекламные акции в интернете. Через год подразделение закрыли, а Уэйли продолжил придумывать креативные проекты уже самостоятельно. В 2016 году он основал MSCHF, куда пригласил дизайнеров, художников, разработчиков интернет-проектов — «любителей озорства», как называл их сам Уэйли.

«Бэнкси для Интернета», как окрестили арт-коллектив, в своих работах высмеивает потребительство и преклонение перед брендами. Новые продукты MSCHF охватывают разные сферы — от моды и искусства до технологий и фастфуда, каждый из них имеет свой порядковый номер и лендинг. 

«Мы пытаемся делать вещи, которым мир даже не может дать определение», — сказал Габриэль Уэйли. 

Продукцию анонсируют на сайте компании. При этом MSCHF не выделяет бюджет на рекламу и маркетинг и не проводит пользовательское тестирование своих продуктов. 

Самые известные дропы MSCHF

Первым и самым дорогим релизом бренда стал ноутбук Samsung модели Netbook nc10 — коллаборация с художником Guo O Dong. Новинка получила название The Persistence of Chaos («Постоянство хаоса»). На компьютер установили шесть вредоносных программ, которые в прошлом в совокупности нанесли IT-инфраструктурам всего мира ущерб в размере 38 млрд долларов. Устройство продавалось как произведение искусства, оно не могло навредить данным пользователя до тех пор, пока тот не решит подключить его к сети. Ноутбук продали анонимному покупателю за 1,34 млн долларов.

Ноутбук «Постоянство хаоса»
Фото: MSCHF X GUO O DONG
Ноутбук «Постоянство хаоса»

Другим проектом MSCHF стал шрифт Times Newer Roman. От известного Times New Roman он отличался тем, что каждый символ в нем был на 10–15% шире. Следующей идеей творческого коллектива была MSCHF Box — коробка с сюрпризом стоимостью 100 долларов. Внутри нее могла быть продукция на сумму от нуля до семи тысяч долларов. Покупатель мог получить кроссовки, гамбургер, сумку Louis Vuitton, нижнее белье, AirPods и другое. Также у клиентов была возможность через 100 дней вернуть бокс, не раскрыв его, и получить за это тысячу долларов.

С каждым выходом дропа MSCHF становился все популярнее, продукцию бренда раскупали за минуты. Самыми обсуждаемыми продуктами коллектива были обувь и аксессуары. В 2019 году «любители озорства» выпустили один из своих первых скандальных дропов — кастомизированные Air Max 97 «Кроссовки Иисуса». Модель на библейскую тематику дизайнеры создали без участия Nike.

Кроссовки Air Max 95
Фото: MSCHF
Кроссовки Air Max 95

Подошву «кроссовок Иисуса» в MSCHF заполнили освященной и подкрашенной синим водой из реки Иордан, красная точка на «язычках» символизировала каплю крови Христа. Шнурки украсили блестящими крестами с распятием, а по бокам обуви «набили» номер стиха из Евангелия от Матфея 14:25, в котором описывается, как Спаситель ходил по воде. Новинку стоимостью 1425 долларов оценил рэпер Drake.  

В марте 2021 года MSCHF выпустил новую, уже «сатанинскую» версию Nike Air Max 97 в коллаборации с Lil Nas X по цене 1018 долларов за пару. Кроссовки с кровью, полученной от шести сотрудников MSCHF, пентаграммой, перевернутым крестом и нумерацией отрывка из Евангелия от Луки, выпустили тиражом в 666 пар. После релиза компания Nike подала в суд на коллектив за нарушение прав на товарный знак. В иске бренд заявил, что креативное агентство нанесло ущерб его репутации, в том числе из-за того, что «некоторые потребители посчитали, что Nike поддерживает сатанизм». Спустя месяц стороны решили, что MSCHF должен выплатить покупателям, пожелавшим вернуть пару, полную сумму товара.

Lil Nas X с кроссовками Nike Air Max 97
Фото: MSCHF
Lil Nas X с кроссовками Nike Air Max 97

Последние обувные релизы бренда — «Большие красные сапоги» за 350 долларов и «Большие красные сапоги» в желтом цвете в коллаборации с Crocs — также получили огромную популярность в соцсетях. Эти модели носили многие знаменитости — Виктория Бэкхэм, Пэрис Хилтон, Томми Кэш, Сиара и другие.

В прошлом году главным дропом креативщиков стала «микроскопическая» сумка Louis Vuitton размером меньше крупицы соли. Ее создали с помощью двухфотонной полимеризации — технологии производства, которую используют для 3D-печати микроразмерных пластиковых деталей. Аксессуар в комплекте с микроскопом продали на аукционе за 63 тысячи долларов.

Микроскопическая сумка Louis Vuitton
Фото: MSCHF
Микроскопическая сумка Louis Vuitton

Сейчас на сайте MSCHF представлено 97 дропов. Среди последних работ — духи с ароматами чистящего средства и смазки WD-40 и бесплатный пиратский кинотеатр, фильмы в котором показываются в виде текста. Новинки вышли в январе и феврале 2024 года. 

Подготовила Ирина Филиппова