Ваши самые нелепые покупки в «черную пятницу»? Отвечают члены клуба «Сноб»
Маша Монахова, юрист
Скидки, помимо приятного уменьшения цены, дарят тяжелые безумства, легкое помутнение рассудка, манию преследования нужной вещи и, конечно же, бессмысленные покупки.
Мне всегда кажется, что я научена горьким опытом и в этот раз буду осторожней, но все повторяется снова и снова. Конечно, мир потребления не стоит на месте и придумывает все новые изощренные способы меня обхитрить.
Последней странной покупкой были туфли-лодочки на два размера больше. Да, они превосходного красного цвета, да, они нашли бы место в моем гардеробе. Но на два размера больше. Как я собиралась в них ходить, непонятно. А что самое странное, я их мерила. И болтающаяся нога меня почему-то смутила всего минуты на две, а потом консультант сказала, что ноги устанут и отекут (как раз на два размера, видимо) и поэтому это самая лучшая покупка. Я еще раз посмотрела на коробку с ценой, и посчитала, что это хорошая скидка и выгодное предложение. Говорить, что я не надела их ни разу, даже не буду. Так и пылятся в красивой коробке. Теперь я отношусь к «черной пятнице» насторожено, притаившись и тщательно проверив списки предстоящих покупок.
Андрей Макаревич, музыкант
Никогда не участвовал в подобных акциях. Покупаю то, что мне нужно, тогда, когда нужно.
Лена Де Винне, директор независимого аэрокосмического исследовательского центра
«Черная пятница» на меня не действует — я покупаю нелепые вещи круглый год, если они вызывают прилив мимимишности. С тех пор, как у меня родилась внучка, это преимущественно принцессные платья, которые она успевает надеть раз или два, а потом из них вырастает. Но отказать я себе в этом не могу — видимо, гиперкомпенсация советского детства — в куклы не наигралась.
Борис Аронштейн, основатель и президент группы консалтинговых и переводческих компаний
Мне думается, что правильнее было бы оценить не нелепость отдельно взятой покупки во время этой акции, а нелепость акции как таковой. В современных условиях (повсеместное развитие высокоскоростного интернета и средств доставки, а также эпидемиологической угрозы) только в США, откуда пошла традиция пятничных мегараспродаж, следующих за Днем благодарения и открывающих рождественский сезон, к концу 2021 года прогнозируется до 230,5 млн активных покупателей онлайн (то есть почти 70% от общей численности населения страны). На фоне онлайн-продаж «черные пятницы» с неконтролируемыми толпами покупателей становятся не только все более нелепыми, но и опасными. Если же рассматривать покупки в такие дни по интернету, то их нелепость часто бывает обратной стороной их скорости и неограниченности выбора, однако это уже сфера изучения психологов, называемая shopping impulse control disorder (расстройство импульсного контроля при покупках) — расстройство все большего и большего числа онлайн-покупателей.
Мария Кутузов, психолог-консультант, психотерапевт
У меня абсолютно нелепые отношения с акцией «черная пятница»: за всю свою жизнь я так ни разу по ней ничего и не купила. Я никогда не помню, когда именно она должна случиться. И когда наступает «день Х», понимаю, что мне-ничего-не-надо, у-меня-все-есть. Так и живу: без покупок по акции.
Дмитрий Синочкин, главный редактор журнала «Пригород»
Ни разу, ни при каких обстоятельствах не приходилось что-либо покупать на распродажах. Не то чтобы из принципа — просто не довелось. Пару раз воспользовался скидкой на сайте Litres.ru. Когда у меня возникает впечатление, что мною пытаются манипулировать — идет подспудная негативная реакция. На рефлексе. К людям, которые умеют пользоваться скидками и акциями, приобретая что-то и впрямь полезное, отношусь с завистливым восхищением. Как, например, и к знающим китайский.
Светлана Горченко, кандидат социологических наук, доцент
Никогда в эту игру не играла. Даже не знала, что и у нас это есть. Полагала, что это «где-то в Америке» и что там людей насмерть затаптывают в давке. Попробовать, что ли?
Подготовила Татьяна Санькова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь