Маша Монахова, юрист

Скидки, помимо приятного уменьшения цены, дарят тяжелые безумства, легкое помутнение рассудка, манию преследования нужной вещи и, конечно же, бессмысленные покупки.

Мне всегда кажется, что я научена горьким опытом и в этот раз буду осторожней, но все повторяется снова и снова. Конечно, мир потребления не стоит на месте и придумывает все новые изощренные способы меня обхитрить.  

Последней странной покупкой были туфли-лодочки на два размера больше. Да, они превосходного красного цвета, да, они нашли бы место в моем гардеробе. Но на два размера больше. Как я собиралась в них ходить, непонятно. А что самое странное, я их мерила. И болтающаяся нога меня почему-то смутила всего минуты на две, а потом консультант сказала, что ноги устанут и отекут (как раз на два размера, видимо) и поэтому это самая лучшая покупка. Я еще раз посмотрела на коробку с ценой, и посчитала, что это хорошая скидка и выгодное предложение. Говорить, что я не надела их ни разу, даже не буду. Так и пылятся в красивой коробке. Теперь я отношусь к «черной пятнице» насторожено, притаившись и тщательно проверив списки предстоящих покупок. 

Андрей Макаревич, музыкант

Никогда не участвовал в подобных акциях. Покупаю то, что мне нужно, тогда, когда нужно. 

Лена Де Винне, директор независимого аэрокосмического исследовательского центра

«Черная пятница» на меня не действует — я покупаю нелепые вещи круглый год, если они вызывают прилив мимимишности. С тех пор, как у меня родилась внучка, это преимущественно принцессные платья, которые она успевает надеть раз или два, а потом из них вырастает. Но отказать я себе в этом не могу — видимо, гиперкомпенсация советского детства — в куклы не наигралась.  

Борис Аронштейн, основатель и президент группы консалтинговых и переводческих компаний

Мне думается, что правильнее было бы оценить не нелепость отдельно взятой покупки во время этой акции, а нелепость акции как таковой. В современных условиях (повсеместное развитие высокоскоростного интернета и средств доставки, а также эпидемиологической угрозы) только в США, откуда пошла традиция пятничных мегараспродаж, следующих за Днем благодарения и открывающих рождественский сезон, к концу 2021 года прогнозируется до 230,5 млн активных покупателей онлайн (то есть почти 70% от общей численности населения страны). На фоне онлайн-продаж «черные пятницы» с неконтролируемыми толпами покупателей становятся не только все более нелепыми, но и опасными. Если же рассматривать покупки в такие дни по интернету, то их нелепость часто бывает обратной стороной их скорости и неограниченности выбора, однако это уже сфера изучения психологов, называемая shopping impulse control disorder (расстройство импульсного контроля при покупках) — расстройство все большего и большего числа онлайн-покупателей. 

Мария Кутузов, психолог-консультант, психотерапевт

У меня абсолютно нелепые отношения с акцией «черная пятница»: за всю свою жизнь я так ни разу по ней ничего и не купила. Я никогда не помню, когда именно она должна случиться. И когда наступает «день Х», понимаю, что мне-ничего-не-надо, у-меня-все-есть. Так и живу: без покупок по акции. 

Дмитрий Синочкин, главный редактор журнала «Пригород»

Ни разу, ни при каких обстоятельствах не приходилось что-либо покупать на распродажах. Не то чтобы из принципа — просто не довелось. Пару раз воспользовался скидкой на сайте Litres.ru. Когда у меня возникает впечатление, что мною пытаются манипулировать — идет подспудная негативная реакция. На рефлексе. К людям, которые умеют пользоваться скидками и акциями, приобретая что-то и впрямь полезное, отношусь с завистливым восхищением. Как, например, и к знающим китайский.

Светлана Горченко, кандидат социологических наук, доцент

Никогда в эту игру не играла. Даже не знала, что и у нас это есть. Полагала, что это «где-то в Америке» и что там людей насмерть затаптывают в давке. Попробовать, что ли?

Подготовила Татьяна Санькова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь